Скидки на курсы ждут в личном кабинете. Нажмите тут

Зачем нужно проводить PEST-анализ и как это делать

Зачем нужно проводить PEST-анализ и как это делать
Рузана Анчек
часы голубые
10 мин.

Сегодня мир меняется со скоростью света, и любая организация, независимо от её размера и типа деятельности, должна быстро адаптироваться, чтобы сохранить конкурентоспособность. PEST-анализ помогает организации понимать внешнюю среду, в которой она функционирует, и определять важные макроэкономические факторы, которые могут повлиять на её бизнес-модель и операции.

В этой статье мы расшифруем, что такое PEST, и расскажем подробно, почему организациям важно проводить этот анализ.

Что такое PEST-анализ

PEST-анализ — это инструмент, который позволяет анализировать внешнюю среду организации. Его используют в стратегическом менеджменте.

PEST-анализ — это акроним от английских слов: Political, Economic, Social, Technological, что переводится как «политические, экономические, социальные и технологические». Термин придумали в 1960-х годах в Великобритании в компании Harvard Business School.

PEST-анализ возник, когда организациям понадобился более точный анализ внешней среды. Раньше они оценивали только политические и экономические факторы. Но со временем стало понятно, что социальные и технологические факторы тоже важны и оказывают значительное влияние на бизнес-модель и операции организации.

Например, если PEST-анализ показывает, что налоговая политика в стране изменится в ближайшее время, организация может принять соответствующие меры, чтобы уменьшить влияние этих изменений на свой бизнес. Например, реорганизовать штат сотрудников, какие-то задачи перевести на аутсорс, пересмотреть ассортимент, чтобы получить сниженный НДС.

Факторы PEST-анализа

PEST-анализ

Примеры факторов PEST-анализа

PEST-анализ проводят по четырём факторам.

Политические. Изменения в законодательстве, правительственные регулирования, политическую стабильность, налоговую политику, политические риски, международные отношения и прочие вопросы, которые могут повлиять на бизнес-модель и операции организации, её развитие и работу с партнёрами, в первую очередь, зарубежными.

Экономические. Инфляция, процентные ставки, стабильность экономики, уровень безработицы, экономические тренды, инвестиционные возможности и прочие факторы, которые могут повлиять на прибыльность и устойчивость бизнеса.

Социальные факторы. Изменения в общественных нормах и ценностях, демографические изменения, культурные различия, тенденции потребительского поведения, изменение вкусов и предпочтений и другие социальные факторы, которые могут повлиять на спрос.

Технологические факторы. Они касаются новых технологий, инноваций, научных открытий, информационных технологий и других факторов, которые могут изменить способ производства и предоставления услуг, помочь оптимизировать бизнес-процессы, а также создать новые возможности для развития предприятия.

Предприятия в зависимости о своей специфики иногда дополняют PEST-анализ. Например, PESTEL включает экологию (ecological) и право (legal), в PESTRELI дополнительно входит анализ отрасли (industry analysis), а LONGPEST предполагает анализ на локальном (local), национальном (national) и общемировом (global) уровне.

Кто должен проводить PEST-анализ

Анализ нужно проводить группой людей, которые принимают решения в компании: это менеджеры, тимлиды, маркетологи, стратеги.

PEST-анализ в идеале нужно проводить совместно с бизнес-аналитиком. Этот человек помогает принимать взвешенные решения, основанные на цифрах и опыте других компаний. Если в вашей команде такого человека нет — обратите внимание на курсы в таблице ниже. Бизнес-аналитику хотя бы базово стоит изучить каждому управленцу в бизнесе.

Курс
Школа
Стоимость
Рассрочка
Длительность
Рейтинг
Ссылка

Зачем проводить PEST-анализ

В глобальном понимании PEST-анализ используют для оценки макроэкономических факторов, которые могут повлиять на бизнес-модель и операции организации. Рассмотрим подробнее некоторые цели, для которых проводят этот анализ.

Выявить новые возможности. PEST-анализ может помочь выявить новые рыночные перспективы, связанные с изменением внешней среды. Например, политические реформы могут открыть ранее непопулярные или неизвестные секторы рынка, а новые технологии могут предоставить возможности для улучшения бизнес-модели.

Предусмотреть риски. Например, изменения в налоговом законодательстве, политическая нестабильность или рост безработицы могут повлиять на финансовые показатели организации.

Адаптироваться к изменениям. Например, если уровень конкуренции на рынке резко возрастает, организация может принять меры, чтобы увеличить конкурентоспособность и повысить качество продуктов или услуг. Или во время политической напряжённости переориентироваться на другие, более доступные и прибыльные рынки.

Спланировать будущие действия. Например, если появились технические новинки, актуальные для организации, она начнёт внедрять эти технологии и оптимизировать процессы производства, чтобы оставаться конкурентоспособной на рынке. Или проанализировав, как меняются привычки и предпочтения потребителей, может расширить свою продуктовую линейку или, наоборот, убрать неактуальные предложения.

Улучшить прогнозирования. Например, оценив политическую ситуацию в мире, компания может спрогнозировать развитие на ближайшее время — увеличить или сократить финансирование международных проектов, переориентироваться на внутренний рынок и другое.

В целом, проведение PEST-анализа — важный шаг для организаций в процессе стратегического планирования. События во внешней среде могут стать как негативным фактором, так и толчком к развитию, если их вовремя и правильно учесть.

Преимущества и ограничения метода

PEST-анализ, как и любой другой инструмент, имеет свои преимущества и, не слишком многочисленные, но ограничения.

Преимущества метода PEST-анализ

Непредвзятость. Вместо того чтобы опираться на предположения и интуицию, PEST-анализ позволяет базироваться на фактах и данных о внешних факторах, которые могут повлиять на бизнес-модель организации.

Простота в использовании. Простота не в том смысле, что его может сделать каждый сотрудник — лучше, если его проведёт команда управленцев. Анализ не требует специальных знаний или навыков или привлечения сторонних специалистов. Его можно провести в рамках общего процесса стратегического планирования, что помогает интегрировать его в общий план развития.

Универсальность. Подходит для всех видов организаций, независимо от их размера, отрасли или местонахождения. Этот метод могут использовать как крупные международные компании, так и небольшие местные предприятия.

Ограничения метода PEST-анализ

Субъективность определения факторов. Результаты анализа могут зависеть от взглядов и мнений аналитика, что может привести к неполному пониманию макросреды и неверным прогнозам. Чтобы избежать этого, для анализа лучше приглашать нескольких специалистов из разных областей или отделов компании.

Неучёт внутренних факторов. PEST-анализ не учитывает внутренние факторы, такие как культура организации, стратегии и процессы, которые могут оказывать значительное влияние на общую картину. Для оценки таких моментов можно дополнительно воспользоваться SWOT-анализом.

Что такое SWOT-анализ и как его проводить
Читайте также:
Екатерина Садчикова
часы малые
14 мин.

Пример, как выполнить PEST-анализ по шагам

Приведём пример выполнения PEST-анализа по шагам на примере компании, которая занимается производством электромобилей. Рассмотрим по каждому фактору те пункты, которые стоит учитывать предприятию. В конце присвоим каждому фактору баллы и в итоге поймём, какой из них самый значимый.

1. Определить факторы для анализа

Для предприятия по производству электромобилей они могут быть, например, следующими.

Таблица для PEST-анализа

Пример таблицы для PEST-анализа

Политические факторы

  • Изменения в законодательстве о безопасности транспорта и экологических стандартах.
  • Государственная поддержка в виде субсидий на разработку электромобилей и установку электрозаправок.
  • Торговые войны и увеличение таможенных пошлин на импорт автомобилей.

Экономические факторы

  • Колебания курса валют и их влияние на стоимость компонентов для производства электромобилей.
  • Снижение стоимости аккумуляторных батарей и рост спроса на электромобили.
  • Экономические кризисы и их влияние на покупательскую способность потенциальных клиентов.

Социальные факторы

  • Рост экологической осознанности и спроса на экологически чистые автомобили.
  • Новые тенденции в использовании транспорта, например, рост популярности каршеринга и других сервисов.
  • Демографические изменения, например, снижение численности водителей из-за увеличения числа пожилых людей и повышения цен на автомобильное топливо.

Технологические факторы

  • Развитие технологий беспроводной зарядки и увеличение радиуса действия батарей.
  • Разработка автономных технологий и их влияние на спрос на традиционные автомобили.
  • Новые материалы для производства электромобилей и повышение эффективности производства.

2. Оценить степень влияния факторов

Каждому фактору нужно будет присвоить цифру от 1 до 5 в зависимости от того, как сильно они влияют на деятельность предприятия. Те факторы, которые никак не влияют на компанию, можно вообще не учитывать и не добавлять их в таблицу.

3. Определить вероятность изменения фактора

Определяем, как быстро и как сильно данное внешнее воздействие может измениться или вообще исчезнуть. Такую оценку лучше проводить группой людей, специалистов отрасли. Для примера мы взяли команду из 5 человек, которые ставят баллы от 0 до 5.

4. Определить средние значения

Для этого нужно сначала вычислить среднее значение вероятности изменения. Определить общее влияние фактора можно по формуле — «влияние фактора / сумма влияний × среднее значение экспертной оценки».

Таблица с расчётами по PEST-анализу

Пример таблицы с расчётами по PEST-анализу

5. Свести данные

Полученные данные для удобства можно собрать в сводную таблицу.

Матричная таблица с результатами PEST-анализа

Пример матричной таблицы с результатами PEST-анализа

6. Использовать результаты

Анализ может помочь компании предвидеть возможные риски и принять соответствующие меры. Факторы с самым высоким значением требуют пристального внимания — они должны побуждать к изменениям.

Компания может использовать результаты PEST-анализа для планирования стратегии, например, сфокусироваться на разработке более экологически чистых автомобилей, увеличить производство более доступных по цене моделей, разработать альтернативный план поставки деталей, если нынешняя логистика стала слишком сложной.

PEST-анализ — важный инструмент для стратегического планирования организации. Он помогает выявлять новые возможности, понимать риски и адаптироваться к изменениям. Хорошо выполненный PEST-анализ может помочь организации принимать обоснованные стратегические решения и достигать успеха в своей отрасли.

Оставьте комментарий

Ваш комментарий:
Имя:
Email: