Курс создан для учителей словесности и классных руководителей. Вы овладеете навыком работы с внешней и внутренней мотивацией, рассмотрите новые методы преподавания и акценты в содержании урока.
Программа курса содержит 12 тематических блоков. По окончании курса вы получите электронный сертификат, а после успешного прохождения итоговой аттестации — удостоверение о повышении квалификации на 72 часа.
Введение. Навигатор по современной детской литературе
- Современная литература - это…
- На каких ресурсах искать книги по современной детской литературе.
- Какие детские и взрослые проблемы затрагивает современная детская литература.
- Как встроить современную детскую литературу в школьный курс.
«Синий фонарь»: как Виктор Пелевин прочитал рассказ Ивана Тургенева «Бежин луг»
- Подтекст или интертекстуальность: Кирилл Тарановский против Юлии Кристевой.
- Рассказ Виктора Пелевина «Синий фонарь».
- Рассказ Ивана Тургенева «Бежин луг».
- Интертекстуальность или топика: нужно ли нам сравнивать рассказы.
- Сравнение двух рассказов и как это сделать на уроке.
Эмпатия в школе. Как говорить с детьми о чувствах на уроке литературы «Спаситель и сын» Мари-Од Мюрай
- Зачем нужны эмоции на уроках литературы.
- Эмоции внутри и вне текста.
- Эмоциональный интеллект в литературно-творческой деятельности.
Что такое семья? «Где нет зимы» Дины Сабитовой
- Тема детства в школьном курсе литературы.
- Повесть Дины Сабитовой «Где нет зимы».
- Что такое семья и как говорить об этом на уроке литературы.
- Как встроить повесть в школьный курс.
- Что ещё можно делать с этим текстом.
«Я не тормоз»: разговоры о толерантности. (Нина Дашевская «Я не тормоз»)
- Как говорить об инаковости на уроках литературы.
- Кого можно назвать хорошим читателем.
- Тема «Поэт и поэзия» в русской литературе. Что останется после меня.
- Писательство: ремесло или творчество.
- Когда читать это произведение в классе.
Рассказы о животных от Энн Файн, Сары Пеннипакер и Даниэля Пеннака
- За что мы любим рассказы о животных.
- Зачем нам новые тексты в этом разделе.
- Как встроить изучение современного романа «Пакс» в своё тематическое планирование.
- Что делать с современным текстом на уроках развития речи.
Ларс Кристенсен «Герман»: о вещах, с которыми придётся справиться самому
- Подростки в отечественной и зарубежной детской литературе.
- Как пережить детство, когда очень хочется как можно быстрее повзрослеть.
- Родители и прародители. Их роль в жизни ребёнка.
- Как пережить тяжелые времена, подростковый возраст, зиму. Поставьте в нужном порядке.
- Единство языка текста и иллюстрации. Зачем в книге картинки.
- Роль творца: есть ли какой-то смысл в словотворчестве Германа.
- От «белой вороны» к «лишнему человеку».
«Удивительное путешествие кролика Эдварда». По повести Кейт ДиКамилло
- Как эта сказочная повесть вписывается в курс изучения литературных сказок.
- Преодоление эгоизма, поиск своего пути и обретение любви - значимые для читателя-подростка темы.
- Какое путешествие совершил кролик Эдвард в этой книге.
«Мой дедушка был вишней»: как говорить о горе и потере близких на уроке литературы
- Какие программные тексты в школе затрагивают тему потери близких.
- Мини-обзор современных текстов, в которых встречается гибель близких и родных.
- «Мой дедушка был вишней»: что можно делать с этим текстом на уроке литературы.
«Сахарный ребенок» и дневники репрессированных детей
- Недетская тема: сталинские репрессии в художественной литературе ("Сахарный ребенок" Ольга Громова) и мемуарах.
- Подтемы: Историзм в детской литературе.
- Соотношение реальности и художественного вымысла.
- Художественная литература как средство воспитания эмпатии.
«Взгляд кролика» Хайтани Кэндзиро. «Когда ты другой»
- Мультфильм “История глеба”: разговор об инаковости.
- «Взгляд кролика»: как одна необычная девочка изменила жизнь целого класса.
- Какие задания можно придумать по этой книге для урока в школе.
Магия на уроке литературы в разных форматах: цикл книг «Сквозь зеркала» Кристель Дабо
- Магия в детской и подростковой современной литературе - что изменилось и почему.
- Кристель Дабо - немного о цикле «Сквозь зеркала».
- Отрывки из произведения, которые можно прочитать с детьми.
- Каждый отрывок - разный формат урока. Варианты проведения уроков по произведению.