Безопасность ребёнка — ответственность его родителей. И один из простых способов её обеспечить — позаботиться о проверенном и качественном автокресле для поездок в машине. Но детских кресел очень много, и выбрать одно не так уж и просто. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальное автокресло для малыша, как изучать результаты краш-тестов и стоит или нет покупать варианты б/у.
Автокресло для ребёнка — это обязательно?
В России специальное автокресло потребуется уже на выписку из роддома. Это прописано в правилах дорожного движения РФ.
Международные стандарты безопасной перевозки детей в автомобилях, которые используют производители детских автокресел, отталкиваются не от возраста ребёнка, а от его роста и массы тела. Так, не существует автокресел для детей, которым исполнился 1 год. Но есть кресла группы 1, выбирая которые нужно учитывать массу и рост ребёнка, его способность сидеть самостоятельно и удерживать голову. Такое кресло может подойти какому-то малышу в возрасте 10 месяцев, а кто-то в него сможет пересесть только в 1,5 года. Эти нюансы важно учитывать, ведь они напрямую влияют на безопасность ребёнка в поездке.
Какие бывают категории автокресел по весу, росту и возрасту
Как мы уже упоминали, детские кресла делятся на группы, где основные критерии — вес и рост маленького пассажира.
Основные группы детских автокресел
Есть 5 основных групп автокресел. Но вам необязательно покупать 5 разных кресел: производители выпускают модификации, которые способны меняться в зависимости от возраста малыша. Есть модели-трансформеры, в которых предусмотрена трансформация из люльки группы 0+ в автокресло группы 1, есть и универсальные модели для групп 0+/1/2/3.
Что важно знать перед покупкой кресла
- Стоимость автокресла для одной-двух групп — 3 000–15 000 ₽ в среднем. Естественно, есть и за 30 000+ ₽.
- Универсальная модель обойдётся примерно в 5 000–30 000 ₽. Универсальные варианты (группы 0+/1/2/3) стоят дороже, потому что по сути вы покупаете одно кресло на весь обязательный период его использования.
- Разброс большой, ведь цена зависит от производителя, материалов, особенностей конструкции и оценок краш-тестов. Более подробные критерии выбора для каждой группы смотрите в описаниях ниже.
- Самые дешёвые модели не всегда хороши: они обеспечивают соблюдение ПДД, но в случае аварии могут подвести.
- Выбирая кресло, не забывайте про верхнюю одежду. Если покупать кресло летом, и оно будет впритык, то уже в зимней одежде ребёнку в кресле может быть тесно. Поэтому проследите, чтобы в ширине сиденья был небольшой запас.
Группы 0/0+ (младенцы)
Детское кресло для группы 0 и 0+ на Акушерство.ру
Детское кресло для группы 0 и 0+ на Акушерство.ру
Для самых маленьких выпускают автолюльки, которые относятся к группам 0 и 0+. В автомобильной люльке категории 0 младенца перевозят лежа. Но эти модели крайне плохо показали себя в краш-тестах, поэтому сейчас родители редко их выбирают. Да и найти такую сегодня будет проблематично: саще производители выпускают модели категории 0+ или комбо 0+/1.
А вот в автолюльке группы 0+ малышу предстоит путешествовать полулёжа. Рассчитана она на младенца от рождения и примерно до 13–15 кг в зависимости от рекомендаций производителя. Устанавливают люльку против движения автомобиля или перпендикулярно движению машины, если кресло крепится на заднем сиденье.
При выборе люльки обратите внимание на сертификаты. Здорово, когда модель соответствует европейским стандартам ЕСЕ R44.04 и R129 (i-Size) и российскому ГОСТ Р 41.44. Также полезно будет проверить оценки автолюльки по различным краш-тестам. Самый известный из них проводится немецкой автомобильной ассоциацией ADAC (о нём ниже в статье).
Автолюлька-коляска в интернет-магазине Даниэль
Другие критерии, которые помогут подобрать автолюльку, приводим ниже. Они не обязательны, но желательны для комфорта малыша и родителей. Конечно, эти параметры будут влиять на стоимость.
- Возможность крепления к колясочным базам и трансформации в прогулочную коляску. Это удобно при прогулках на короткие расстояния, или когда малыш заснул в машине.
- Вес самой люльки и наличие ручки, чтобы её было удобно носить.
- Материал чехлов и возможность их стирки. Без комментариев, родители поймут.
- Система крепления в авто — штатный ремень или IsoFix. IsoFix точно облегчит установку кресла, ведь люльку довольно часто перемещают вместе с младенцем из машины/в машину. Но и цена у кресла с подобной системой будет выше.
- Возможность поворота кресла перпендикулярно движению для удобной посадки/высадки ребёнка.
Группа 1 (примерно дети от 1 года)
Детское автокресло для групп 0/1 на Акушерство.ру
Детское кресло со столиком для групп 1/2/3 на Акушерство.ру
В автокресла этой группы обычно пересаживают малыша в возрасте около года. Более точные критерии — вес и рост малыша. Напомним, что группа 1 рассчитана на детей весом 9–18 кг. То есть примерно с 1 года и до 3–4 лет. Особенность автокресла этой группы — его можно установить как по ходу, так и против движения автомобиля.
На что обратить внимание при подборе такого автокресла.
- Сертификаты соответствия европейским стандартам ЕСЕ R44.04 и R129 (i-Size) и российскому ГОСТ Р 41.44.
- Система закрепления ребёнка в автокресле — пятиточечные ремни или специальный столик. Система со столиком снижает нагрузку на шею и голову по сравнению с пятиточечными ремнями. Поэтому в кресле с этой системой допустимо возить ребёнка по ходу движения уже начиная с массы тела в 9 кг.
- Возможность настройки кресла под габариты ребёнка — плечевые ремни, подголовник.
- Варианты для сна: если вы планируете длительные поездки, то хорошо раскладывающееся автокресло здорово улучшит качество сна ребёнка. Минусы тоже есть — в лежачем положении у такого кресла результаты по краш-тестам не особо хорошие.
- Система крепления кресла в авто — смотрите на возможность быстро установить кресло и не сильно мучиться, если потребуется его снять или переставить в другое авто.
- Материал чехлов и возможность их стирки по-прежнему важны.
Детское кресло со столиком. Источник: www.cybexofficial.ru
У кресла со столиком варианта высокие оценки по результатам краш-тестов, но не всем детям нравится эта система. По версии некоторых родителей, ребёнку страшно, что в такой конструкции он сильнее обездвижен по сравнению с альтернативной пятиточкой (пятиточечным ремнём). Однако поклонники этой системы отмечают, что фиксация малыша таким способом позволяет занять более удобное положение во время сна, а подвижность сохраняется за счёт хорошего зазора между ребёнком и столиком. Обратите внимание, что автокресла со столиком чаще делают для нескольких групп сразу — 1/2/3, то есть от 9 до 36 кг.
Группы 2/3 (от 4 до 12 лет)
Детское кресло группы 1/2/3 с возможностью трансформации в бустер на Акушерство.ру
Детский автобустер группы 2/3 на Акушерство.ру
Группа 2 включает детей с массой тела 15–25 кг, а группа 3 — 22–36 кг. Для детей, которые относятся к группам 2 и 3, предусмотрено 2 варианта автопутешествий — в привычном автокресле или в бустере. Бустер — специальное сиденье без спинки для фиксации ребёнка в автомобиле.
Несмотря на достаточно большой разрыв в габаритах ребёнка, большинство производителей комбинируют автокресла/бустеры этой группы. Получается автокресло-трансформер, которое легко настроить под растущего ребёнка.
Когда же использовать бустер, а когда автокресло? Напомним, что основная задача автокресла — обеспечить безопасность пассажира в случае ДТП. Автокресло в силу своей конструкции лучше защитит ребёнка ростом до 1,5 м в случае аварии. А вот детей до 12 лет, которые уже не влезают в такое кресло, можно перевозить с использованием бустера, исключительно в целях соблюдения норм правил дорожного движения. Фактически штатных ремней такому ребёнку уже будет достаточно.
При выборе автокресла этих групп ещё обратите внимание на следующее.
- Сертификаты соответствия европейским стандартам ЕСЕ R44.04 и R129 (i-Size) и российскому ГОСТ Р 41.44.
- Возможность настройки кресла под габариты ребёнка — плечевые ремни, подголовник.
- Варианты для сна — например, малышу 3–7 лет эта функция по-прежнему будет важна.
- Материал чехлов и возможность их стирки.
Что такое краш-тесты ADAC
Источник: www.adac.de
Дважды в год немецкий автоклуб ADAC проводит серию тестов детских автокресел среди самых популярных в Германии моделей. Независимые тесты ADAC более жёсткие, чем те, что проводятся при обязательной сертификации детских автокресел. Таким образом немецкий автоклуб помогает родителям выбрать лучший вариант и стимулирует производителей совершенствовать свои конструкции.
По итогам тестирования кресло получает оценку и попадает в своеобразный топ автокресел — рейтинг, который публикуют на официальном сайте www.adac.de.
Шкала оценок по ADAC
Какие бывают способы крепления и какой удобнее
Даже самое дорогое и безопасное кресло не поможет, если оно установлено не по инструкции или ребёнок в нём не пристёгнут. Автокресло можно закрепить в автомобиле 3 способами.
Штатный ремень
Автомобильными штатными ремнями, которыми пользуются и взрослые, можно фиксировать кресла всех групп.
Плюсы. Хорошо, что кресло можно закрепить в любом автомобиле и не нужно тратиться на специальные крепёжные системы.
Минусы. К сожалению, крепление автокресла штатным ремнём не такое надёжное, как Isofix или Latch. Не всегда хватает длины ремня. Да и сам способ достаточно сложный: нужно приноровиться крепить кресло с подвижным малышом внутри.
Isofix
Крепление автокресла с помощью Isofix в интернет-магазине «Даниэль»
Крепление Isofix у кресла группы 2–3 на Акушерство.ру
Одна из самых распространённых систем крепления. Система Isofix позволяет жёстко прикрепить кресло к кузову автомобиля с помощью специально установленных металлических скоб в автомобиле и ответных крепежей в конструкции кресла.
Маркировка Isofix в автомобиле. Источник: recaro-seat.ru
Плюсы. Высокие показатели безопасности, быстрая и надёжная установка, жёсткая фиксация кресла.
Минусы. Высокая цена. Для автолюлек категории 0+ придётся купить ещё специальную базу, которая может добавить примерно 30% к изначальной стоимости кресла. А ещё такие автодевайсы тяжелее кресел с обычной системой крепления. Кроме того, автокресла с системой изофикс рассчитаны на детей весом менее 18 кг. В случаях, когда ребенок весит более 18 кг, система Isofix недостаточно обеспечивает безопасность ребёнка в нём.
Latch
Скобы для крепления автокресла Latch. Источник: carfax.eu
Эта система крепления появилась в США как альтернатива уже существующему на тот момент Isofix. Системы Latch и SuperLatch фиксируют кресло эластичными ремнями с карабинами.
Плюсы. Система показывает такие же высокие оценки безопасности по краш-тестам, как и Isofix. В то же время у Latch стоимость ниже, чем у Isofix. Мягкая фиксация ремнями Latch снижает вибрацию, которая может передаваться от автомобиля к креслу. А в случае аварии такой тип фиксации сдерживает перегрузки, защищая ребенка от резкого «кивка».
Минусы. Слабая распространённость за пределами США. Сложно найти модели кресел, которые её поддерживают.
Универсальные автокресла (группы 0+/1/2/3): за и против
Вариант универсального автокресла на Акушерство.ру
Универсальные автокресла — лидеры по времени использования. В магазинах чаще всего представлены именно такие модели, для нескольких групп одновременно, при этом за счёт конструкции кресел они могут «расти» вместе с ребёнком. Например, совмещенная группа 2/3 ориентирована на деток от 3 до 12 лет, а девайс группы 1/2/3 прослужит аж с года до 12 лет.
Плюсы. Возможность потратить время на подбор кресла один раз. Несмотря на высокую стартовую цену, в конце концов вы сэкономите, ведь купите не 2 или 3 кресла, а одно на весь период его обязательного использования.
Минусы. Высокая стартовая стоимость, в то время как базовое кресло одной категории в среднем стоит дешевле. Универсальная модель обойдётся примерно от 8 000 до 30 000 ₽, в зависимости от страны производителя и дополнительных функции. А ещё у таких конструкций нередко не проработаны функции, необходимые в каждой из возрастных групп. Например, в универсальном кресле для групп 0/1/2/3 будет мало вариантов наклона спинки для сна ребёнка. Обратите внимание, что часто высокие оценки в краш-тесте универсальных кресел показывает только одна из модификаций кресла. А продавцы обычно указывают именно её, опустив детали. Так, кресло может показать оценку + в модификации группы 2 и оценку 0 в группе 1.
Автокресло б/у: покупать или не стоит
Купить новый noname по карману или б/у образец автокресла известного бренда? Каждый принимает решение самостоятельно, а у приобретения детского кресла с доски объявлений есть плюсы и минусы.
Минусы. Вы не можете знать, как использовалось кресло до вас, участвовало ли в ДТП. Получается, что вы берёте частично «кота в мешке» и остаётесь один на один с возможными последствиями в случае ДТП. Однако у большинства брендов есть возможность съёма чехлов и даже части обшивки. Вы сможете тщательно осмотреть конструкцию кресла и систем крепления на целостность. Конечно, некоторые повреждения могут быть недоступны глазу.
Плюсы. При ограниченном бюджете на площадках типа Авито/Юла или в специализированных магазинах вы найдёте модель из ценовой категории выше. Или протестируете кресло перед окончательной покупкой.