Скидки на курсы ждут в личном кабинете. Нажмите тут

Что такое хакатон, как он проходит и как его организовать

Что такое хакатон, как он проходит и как его организовать
Рузана Анчек
часы голубые
10 мин.

Хакатоны, соревнования IT-специалистов, стали особо популярны в последние пару лет. Мероприятия полезны далеко не только как развлечение. Здесь многие профессионалы получают возможность прокачать свои скилы, презентовать себя потенциальным работодателям, а то и прийти к идее собственного проекта. Спонсоры и HR решают проблему квалифицированных кадров, а менеджеры по организации мероприятий получают возможность организовать действительно полезное и значимое событие.

Что такое хакатоны, для кого они проводятся и как туда попасть — рассказываем подробно в этой статье.

Что такое хакатон

Слово хакатон образовалось из сочетаний слов hacker «хакер» + marathon «марафон» и не имеет ничего общего со взломом информационных сетей. Это своего рода командные соревнования для специалистов в сфере IT, на которых они создают продукты либо прототипы продуктов для решения конкретной проблемы заказчика. В последнее время хакатоны «переросли» свою узкую сферу. Подобные мероприятия проводят множество компаний, занимающихся совершенно разными вещами: образовательные учреждения, финансовые корпорации и другие.

Хакатон «Цифровой прорыв»

Хакатон «Цифровой прорыв». Казань, 2019 год. Фото: ridus.ru

Как всё проходит

Бизнес-заказчик представляет свою проблему в виде кейса и приглашает экспертов для её решения. Команды состоят в основном из 3–5 специалистов разных областей: IT-разработчики, аналитики, дизайнеры и другие. Хакатон может длиться от нескольких часов до недели, за это время участники пытаются найти решение задачи и для этого создают различные продукты, к примеру веб- и мобильные приложения.

Победители марафонов могут рассчитывать на солидные призы в зависимости от размера мероприятия. Например, призовой фонд AliExpress DAU Hackathon, проходившего в декабре 2021 года, составлял 1 500 000 ₽. Помимо денежного вознаграждения, участники хакатонов часто получают джоб-офферы (приглашение на работу) от заказчика или компаний-спонсоров. Разработчики приобретают возможность привлечь инвесторов в свои проекты.

Продукты, созданные на хакатонах, успели превратиться в успешные стартапы. Например, маркетплейс по продаже ненужных вещей Carousell «родился» на хакатоне Startup Weekend в Сингапуре и привлёк 80 млн инвестиций.

Другие примеры успешных кейсов — это групповой чат GroupME, презентованный на хакатоне TechCrunch в 2010 году и приобретённый Skype за 80 млн $. И приложение EasyTaxi со Startup Weekend Rio, которым сейчас пользуются в более чем 30 странах мира.

Формат хакатона может быть разным. Это и большие офлайн-мероприятия, требующие солидной подготовки, и онлайн-марафоны. Кроме этого, многие компании проводят внутренние хакатоны среди своих сотрудников.

Как появились хакатоны

Несмотря на то, что популярность к хакатонам пришла совсем недавно, идея появилась ещё в 1999 году. Многоплатформенная операционная система OpenBSD организовала форум по криптографии в г. Калгари, Канада, на котором собралось 10 разработчиков. Там же впервые был употреблён термин «хакатон», который затем стали применять для обозначения всех мероприятий подобного типа.

Немногим позже Sun Microsystems собрали специалистов по Java, чтобы создать нового цифрового помощника. Технические школы и университеты подхватили идею соревнований и стали проводить ежегодные марафоны среди своих студентов. А с середины 2000-х крупные компании вроде Amazon начали традицию внутрикорпоративных марафонов.

Технологические компании поняли, что хакатоны— это способ не только оценивать и обучать своих сотрудников, но и привлекать новые таланты. Сейчас хакатоны могут быть значительных масштабов. Например, российский Цифровой прорыв в 2019 году попал в книгу рекордов Гиннеса по количеству участников. На мероприятие съехалось более 66 000 IT-специалистов, а финалистами стали более 3 000 человек.

Крупные хакатоны России

Помимо Цифрового прорыва, в России регулярно проводятся крупные хакатоны.

  • Russian Hackers ежегодно проводят международный хакатон HACK.MOSCOW. Это единственное российское соревнование, которое входит в Международную лигу хакатонов. Участники компаний получают свои задания от 1С, МТС и других крупных российских компаний.
  • Комитет по туризму города Москвы уже второй раз провёл масштабный хакатон Moscow Travel Hack. Команды решали задачи по цифровизации индустрии туризма Москвы. Спонсорами мероприятия выступили крупнейшие участники туристического рынка: авиакомпания S7, аэропорт Домодедово, Сбербанк и другие.
  • «Новая газета» совместно с «Теплицей социальных технологий» в феврале 2022 года проводят Прожектор 2022. Организаторы приглашают к участию специалистов по работе с данными.
  • С 2019 года в Сколково проходит Стартап-Хакатон. Разработчики занимаются различными IT-задачами и работают над новыми продуктами и решениями.
  • MOSCOW SECURE TRAFFIC разыграл в декабре 2021 года среди своих участников призовой фонд в 500 000 ₽. Фокус хакатона был направлен на кибербезопасность транспортных сервисов.

Анонс хакатона «Прожектор 2022»

Анонс хакатона «Прожектор 2022». Источник: projector2022.te-st.ru

Календари проведения хакатонов постоянно обновляются, всё новые и новые компании понимают преимущество такого рода мероприятий и охотно подключаются как в качестве организаторов, так и спонсоров.

Кто и зачем проводит хакатоны

Организацией хакатона в основном занимаются профильные event-агентства. Из наиболее известных можно выделить, например, российские компании Russian Hackers, Zucker Studio и Boosters Pro, Angel Hack из Сан-Франциско, парижский TechCrunch.

Кроме этого, крупные технологические корпорации тоже часто выступают в роли организаторов. Google, Microsoft, Лаборатория Касперского, Альфа-Банк регулярно проводят свои мероприятия или выступают спонсорами.

Хакатоны имеют много преимуществ для компаний. Они помогают:

  • найти талантливых и перспективных специалистов;
  • развить свою корпоративную культуру;
  • обучить сотрудников нестандартными методами;
  • решить конкретные бизнес-задачи;
  • найти новые интересные проекты для инвестирования.

Нередко хакатоны проводят в университетах с целью популяризации разработки среди абитуриентов и студентов. На марафонах учащиеся могут познакомиться с экспертами и перенять опыт, а приглашённые компании-спонсоры уже на этапе учёбы могут «присмотреть» кадры и предложить им стажировку.

Победители получают различные привилегии от организатора. Например, университет ИТМО лучшим участникам своего хакатона Hack for your success предлагает место в магистратуре, а победитель Hack.Genesis от Высшей Школы Экономики заработает 100 000 ₽.

Участники онлайн-хакатона «Цифровой прорыв»

Участники онлайн-хакатона «Цифровой прорыв». Источник: 2020.leadersofdigital.ru

Кто может участвовать в хакатонах и как на них попасть

Каждый хакатон предъявляет участникам свои требования в зависимости от цели и направленности. Собрать команду и попробовать свои силы может любой человек с требуемой квалификацией. И это не обязательно только программисты.

Помимо разработчиков, команды-участники включают в себя дизайнеров, маркетологов, аналитиков и других специалистов, которые помогают совершенствовать создаваемый продукт.

Немаловажно не только создать рабочее решение, но и уметь представить его жюри и заказчику, правильно и красиво его презентовать. Поэтому чаще всего команды включают бэкенд-разработчиков и фронтенд-разработчиков, специалистов по данным и маркетологов — людей из бизнеса, которые проконтролируют экономическую составляющую продукта.

Для участия в хакатоне чаще всего достаточно зарегистрироваться. Прийти можно как со своей командой, так и одному и собрать участников среди других профессионалов. Сработавшаяся группа, конечно, имеет свои преимущества, но и шансы найти отличных специалистов на месте и создать суперкоманду немаленькие. Сделать это можно на онлайн-площадках мероприятия и непосредственно в зале проведения соревнования, если оно проходит офлайн.

Как провести хакатон

Организовать хакатон можно очно или онлайн. Вне зависимости от формата мероприятия, организация его состоит из определённых этапов.

  1. Определить цели хакатона и его целевую аудиторию. Проблема, которую вы собираетесь решить, должна быть интересной и актуальной и привлекать как участников, так и спонсоров.
  2. Сформулировать тему и кейсы от компаний. Нужно определиться с задачами, которые должны решить участники.
  3. Расчитать бюджет. Необходимо просчитать стоимость проведения хакатона, пригласить спонсоров.
  4. Выбрать место. Если мероприятие проводится офлайн, нужно позаботиться о месте, способном вместить всех участников, а также о его оборудовании, организовать питание и другое. Для онлайн-формата нужно выбрать надёжную и удобную платформу.
  5. Подобрать жюри и экспертов. Приглашённые специалисты будут консультировать и оценивать команды.
  6. Прорекламировать мероприятие. Пригласить участников можно через соцсети, контекстную, таргетированную или любую другую медийную рекламу. Также можно прислать приглашения в профильные учебные заведения.
  7. Провести хакатон. Во время процесса работы команд организатор должен следить за соблюдением порядка и сохранением дружеской и рабочей атмосферы
  8. Определить победителей. После того, как команды представят свои проекты, жюри и заказчики продукта определяют и награждают победителей.

Награждение участников хакатона «Цифровой прорыв»

Награждение участников хакатона «Цифровой прорыв». Источник: 2020.leadersofdigital.ru

Профильного образования для организаторов хакатонов пока нет, но знания, полученные на других программах, могут быть очень полезны. Например, event-менеджер может организовать любое мероприятие вне зависимости от тематики, а продакт-менеджеры хорошо знают весь процесс создания и продвижения продукта. Планировать бюджет, привлекать спонсоров и партнёров, презентовать проекты вы можете научиться на курсах для арт-менеджеров. Небесполезны будут познания в маркетинге, рекламе и PR.

Курс
Школа
Стоимость
Рассрочка
Длительность
Рейтинг
Ссылка
143 760 ₽
Есть
9 месяцев
4.4

Хакатоны можно считать современным трендом и их популярность будет расти и выходить за сферу IT. Уже сейчас к подобному формату присматриваются медицина, реклама и банковское дело. Соответственно будет расти спрос на специалистов в области организации подобных мероприятий и это отличная возможность для карьеры.

Понравился материал?

Оставьте комментарий

Ваш комментарий:
Имя:
Email: