Скидки на курсы ждут в личном кабинете. Нажмите тут
Екатерина Садчикова
часы голубые
9 мин.

Человеку, который что-то создаёт, неважно, дизайн, сайт или иллюстрацию, бывает трудно начать работу с «чистого листа». Чтобы найти вдохновение и собрать информацию для будущего проекта, есть классный инструмент — референсы. С ними проще уточнить детали проекта и согласовать его с коллегами и клиентом. Художники черпают идеи и ищут образцы повсюду, и ничего стыдного тут нет. В этой статье расскажем, что такое референсы, как их применять и где искать.

Что такое референс

Представим, что дизайнер получил заказ на афишу для концерта. Заказчик прислал ТЗ и несколько картинок, «которые нравятся», чтобы дизайнер лучше понял, чего от него ждут. Вот эти картинки и есть референсы. Это могут быть рисунки, фотографии, сайты, иконки, шрифты, видеоролики.

То есть референсы — любые объекты, которые творческие специалисты используют как образцы.

Какие задачи можно решить с помощью референсов:

  • вдохновиться чужими работами и подстегнуть свою креативность;
  • определиться со стилем проекта (будет та же афиша яркой и солнечной или же графичной, строгой и чёрно-белой);
  • собрать информацию для рисунка и уточнить детали;
  • согласовать с заказчиком концепцию проекта.

Кому полезны референсы

В первую очередь, референс — это крутой инструмент в руках художников и дизайнеров. Да, в художественной школе или на курсах по иллюстрации учат развивать фантазию и повышать насмотренность. Но иллюстратор может просто не знать, как выглядят доспехи тамплиера, но ему нужно детально их изобразить. Тогда он изучает чужие работы, картины и архитектуру, чтобы его работа была точнее.

Костюмы героев фильма «Дюна» (2021), вдохновлённые изображениями русской императорской семьи. Источник: vogue.ru

Дизайнер может подсмотреть в работах коллег композицию, расположение объектов и цветовое решение и найти что-то полезное для себя. Но не только дизайнеры и художники используют референсы. Референсы нужны везде, где делают что-то новое с нуля.

Фотограф смотрит французские фильмы «Новой волны» и вдохновляется фотосессией для клиентки в похожем стиле.

Fashion-стилист собирает видео с показов высокой моды, кадры из фильмов, стритстайл-фотографии с подходящими образами, и на основе этой подборки подбирает клиенту гардероб.

Веб-дизайнер коллекционирует скриншоты и ссылки на сайты с удачными интерфейсами.

Виды референсов

Референсы бывают трёх видов.

Стилистические. Это примеры, с помощью которых специалист определяет общий стиль и характер работы. Подборка образов, которые передадут «дух» проекта и помогут выбрать цвет, шрифт и настроение дизайна.

Тематические. Примеры идей, смыслов и конкретных решений. Допустим, SMM-щик готовит контент-план для страницы кондитерской в Instagram*. Он мониторит популярные страницы конкурентов, отбирает лучшие идеи, добавляет что-то своё и получает оригинальное решение.

Технологические. Если тематические референсы помогают понять, что сделать, то технологические отвечают на вопрос «как это сделано?». Например, разработчик сайта может подсмотреть, как реализованы те или иные «фишки» на сайтах похожей направленности, и позаимствовать какие-то приёмы, адаптировав их для себя.

Разница между референсом и мудбордом

Референс — это отдельный образ или пример, который помогает в творческой работе. Сайт для разработчика, иллюстрация для художника, картинки из Pinterest для визуала в Instagram*, фотография для аниматора. Желательно, чтобы референсов было больше одного. Тогда меньше риск нежелательного копирования чужих идей и приемов.

Референс для интерьера в современном классическом стиле

Референс для интерьера в современном классическом стиле. Источник: сайт housesdesign.ru

При желании можно собрать из нескольких референсов мудборд (от англ. mood board «доска настроения»). Это подборка иллюстраций или фотографий в виде коллажа или презентации. Она передаёт общее настроение проекта, его стиль, цвета и формы. С мудбордом на руках удобно работать с клиентом. Так легче согласовать концепцию проекта, так как не все могут чётко описать словами или в письме нужный стиль.

Референсы для интерьера кафе итальянской кухни

Референсы для интерьера кафе итальянской кухни

Референсы — для тех, у кого нет воображения?

В мире не осталось ничего абсолютно оригинального, но это не страшно. Художники принимают факт чужого влияния, собирают идеи-референсы, обыгрывают их по-своему и находят собственный творческий голос.

Примерно об этом пишет в своей книге «Кради как художник» Остин Клеон. Вот что он говорит о творческом процессе: «Никто не рождается с индивидуальным стилем и собственным голосом. Вначале все учатся походить на собственных героев. Учатся, копируя… Но при этом есть одно важное правило: вы должны красть не у одного из своих героев, а у всех сразу. По словам писателя Уилсона Мизнера, копируя одного автора, вы занимаетесь плагиатом, копируя многих — проводите исследование».

Референсы — необязательная часть работы, некоторые справляются и без них. Но это удобный инструмент, чтобы запустить творческий процесс и не держать в памяти все образы на свете. А ещё они помогают избежать ситуации, когда заказчик говорит: «Я хотел совсем не это».

Референсы для фотосессии

Референсы для фотосессии в стиле «cozy morning»

Где и как искать референсы

Примеры для подражания вокруг нас, стоит только присмотреться. Живопись в альбомах репродукций, здания с оригинальной архитектурой, классическая литература, винтажные фотографии и кино старого Голливуда — всё это к нашим услугам.

Дизайнеры и художники ищут образцы в нескольких популярных источниках. Расскажем о них подробнее.

Pinterest

Мекка для контент-менеджеров, SMM-щиков, стилистов и фотографов. Тут действительно гора картинок на любую тему. Ещё здесь удобно искать изображения по ключевым словам и можно сразу сохранять их в отдельные папки.

Поиск рисунков на Pinterest

Поиск рисунков на Pinterest

Фотостоки

В сети много стоков, где собрана масса картинок на любой вкус. Вот несколько популярных бесплатных сайтов:

Почти во всех источниках референсов можно найти гораздо больше интересных результатов, если искать на английском языке.

Также есть платные стоки с большим выбором изображений. Там бывает легче найти «незаезженное», свежее фото:

Где брать картинки для сайта, чтобы это было законно
Читайте также:
Екатерина Садчикова
часы малые
12 мин.

Соцсети

В том же Instagram* ворох самых разных картинок. Искать фотографии можно по хештегам, геометкам и поиску внутри соцсети. Помните, что у всех изображений в Instagram* есть автор, их нельзя скачивать и использовать на своё усмотрение. А вот вдохновляться и подсматривать идеи — пожалуйста.

Поиск картинок по хештегу в Instagram

Поиск картинок по хештегу в Instagram*

Платформы для дизайнеров

Творческие люди часто выкладывают свои работы и портфолио на специальные сайты. Такие ресурсы — настоящий кладезь референсов для иллюстраторов и дизайнеров. Вот несколько подобных сайтов:

Behance

Ресурс для дизайнеров, где можно искать картинки по ключевым словам. Также можно фильтровать изображения по цветам, категориям и инструментам. В меню есть отдельный раздел для поиска прототипов сайтов, лендингов и мобильных приложений.

Прототипы для разработчиков и веб-дизайнеров

В Behance много образцов прототипов для разработчиков и веб-дизайнеров

Dribbble

Англоязычная онлайн-площадка для дизайнеров и художников. На сайте более 17 млн изображений от тысяч создателей. Можно искать референсы по категориям: анимация, брендинг, иллюстрация, мобильные приложения, веб-дизайн и другие.  На сайте также есть торговая площадка, где можно купить готовые работы авторов, и биржа, где можно заказать что-то под себя.

Логотипы спортивной тематики

Поиск примеров логотипов спортивной тематики

Источников вдохновения в сети много, вот ещё несколько вариантов:

  • Deviantart — для художников и иллюстраторов.
  • Vimeo, Motionographer — для аниматоров, моушн-дизайнеров.
  • Kinfolk — для фотографов.
  • ArtStation — для геймдизайнеров и digital-художников.

Использовать референсы — не значит бездумно копировать чужие работы. При правильном подходе они станут отличными помощниками в творческом процессе. Ищите свои источники вдохновения, черпайте из них лучшее и создавайте собственные уникальные работы.

* Instagram — социальная сеть, которая запрещена в РФ.

Оставьте комментарий

Ваш комментарий:
Имя:
Email: