Скидки на курсы ждут в личном кабинете. Нажмите тут

Методика Монтессори: в чём суть, плюсы и минусы

Методика Монтессори: в чём суть, плюсы и минусы
Светлана Савельева
часы голубые
24 мин.

Методика Марии Монтессори — одна из самых известных систем развития ребёнка. Она существует больше 100 лет, но её принципы до сих пор актуальны и будоражат родительские умы. У системы много поклонников и критиков. 

Родительский дзен, личные границы и свободный счастливый малыш, который с удовольствием учится и прибирается по дому — это то, о чём часто рассказывают приверженцы метода. В этом материале разбираемся, в чём магия Монтессори, кому подойдёт методика и какие недостатки есть у системы.

Методика Монтессори: в чём суть

Мария Монтессори

Мария Монтессори (1870–1952) 

Мария Монтессори — итальянский педагог, одна из первых женщин, получивших медицинский диплом в Европе. За годы своей жизни (1870–1952) она успела поработать в Италии, Испании, Индии, Нидерландах. 

Свой педагогический путь Мария Монтессори начала в домах для присмотра за детьми с различными умственными отклонениями. Именно там будущий знаменитый педагог начала разрабатывать и использовать различные материалы для развития детей. Своеобразным апофеозом этой деятельности стал случай, когда поднадзорные Марии Монтессори дети сдали вступительные экзамены в школу лучше, чем их нормотипичные сверстники из обычных итальянских семей. Это событие подтолкнуло Марию к адаптации методики для здоровых детей и открытию первых Монтессори-центров. 

В основе метода Монтессори — идея свободного воспитания, а базовый принцип всей Монтессори-педагогики — «Помоги мне сделать это самому». В возрасте раннего детства работает принцип «впитывающего разума».

Впитывающий разум — уникальная способность мозга ребёнка до 6 лет буквально впитывать информацию, которая его окружает, и без особых усилий её запоминать и воспроизводить.

В системе доктора Марии Монтессори ребёнок развивается сам в организованной по возрасту и его точкам интереса среде. А подготовленный взрослый находится рядом, направляет и ассистирует ему. Это может быть родитель, который прошёл курсы по системе Монтессори, или педагог в Монтессори-центре. В идеале эти помощники должны работать в комплексе.

Курсы повышения квалификации для педагогов
Читайте также:
Екатерина Садчикова
часы малые
5 мин.

Что такое сензитивные периоды развития у детей

Ещё во время первых лет работы Мария Монтессори заметила, что в развитии ребёнка существуют особые периоды, когда часть навыков осваивается легко. Ребёнок сам словно ищет возможности практиковать их и совершенствовать. Это явление учёная назвала «сензитивные периоды» — особые временные этапы, когда ребёнок чувствителен к освоению определённых навыков.

Монтессори считала, что база для развития интеллекта закладывается до 6 лет. Позже учёные-нейропсихологи подтвердили, что примерно до этого возраста активно развиваются нейронные связи. Интересно, что многие коллеги Монтессори из других стран также пришли к такому выводу. Так, похожее понятие есть в работах французского педагога Селестена Френе и российского Льва Выготского.

Мария Монтессори выделила основные сензитивные периоды раннего развития ребенка, которые охватывают возраст 0–6 лет.

0–3 года. Сензитивный период порядка

В возрасте до 3 лет для ребёнка очень важно, чтобы у вещей вокруг него было своё место.

В пик этого сензитивного периода малыш начинает нервничать и ругаться, если вы, например, переместите какой-то предмет с его привычного места: кухонное полотенце, всегда висевшее на спинке стула, подушку с дивана, перчатки с полки в коридоре.

Это отличное время для приучения ребёнка к порядку — сначала с вашей помощью, а потом и самостоятельно. Монтессори-дети до 3 лет могут вытирать пыль или пролитую воду, подметать пол, мыть посуду, убирать свои вещи и игрушки на место. Для этого взрослые готовят для них уменьшенный инвентарь — маленькие, соразмерно детской ладошке, губки и тряпочки, совок и щетку, швабру. 

0–5,5 лет. Сензитивный период сенсорного развития

Период сенсорного развития у ребёнка

Период сенсорного развития у ребёнка. Фото: unsplash.com

Сразу после рождения ребёнок резко попадает в новую для него среду, где ему предстоит освоиться. Несмотря на то, что чувствами ребёнок обладает сразу, у него нет сенсорного опыта и он не может пока проанализировать то, что ощущает.

Дети возраста до 5,5 лет активно трогают, щупают, нюхают, пробуют на вкус этот мир.

В этот период закладываются понятия формы, цвета, веса предметов. Для гармоничного развития всех отделов мозга важно предоставить безопасную среду для сенсорных исследований малыша.

0–6 лет. Сензитивный период развития речи

Самый продолжительный сензитивный период. На самом деле процесс усвоения родного языка начинается ещё на внутриутробной стадии. Малыш начинает запоминать и узнавать голос матери, различать музыку и другие звуки, улавливать интонации и настроение говорящего. В развитии речи наиболее ярко раскрывается принцип «впитывающего разума» ребёнка. Примерно к 3 месяцам малыш уже способен различить родную и иностранную речь, а к году у него формируется базовый пассивный словарь. Задача взрослого в этом процессе — подтолкнуть интерес ребёнка к говорению и развитию речевого навыка.

1–4 года. Сензитивный период освоения движений, развития крупной моторики

Владение своим телом — важный аспект гармоничного развития человека. Стремление познать возможности своего тела заставляет малышей лезть выше, бежать быстрее, пробовать разные способы перемещения из точки А в точку Б. Это заложено природой, для здорового ребенка до 4–5 лет противоестественно находиться долгое время без движения или сидеть на месте. Их тело и разум требуют активности. Задача взрослых — предоставить безопасное место для экспериментов с движением и быть рядом. 

1,5–5,5 лет. Сензитивный период развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики у ребёнка

Развитие мелкой моторики у ребёнка. Фото: unsplash.com

В системе Монтессори огромное значение придаётся развитию точных мелких движений руками.

Ещё в период своей работы с «особенными» детьми Мария Монтессори заметила взаимосвязь между тем, как развита мелкая моторика у ребёнка и тем, с какой скоростью он осваивает новые навыки. Она сделала вывод, что мелкие движения пальчиками влияют на развитие мозга.

С самого раннего детства дети часто проявляют интерес к мелким предметам — соринкам или крошкам на полу, маленьким бусинкам на шее у мамы, камушкам или насекомым в саду. В классической педагогике примерно до 3 лет ребёнка ограничивают от взаимодействия со всем этим, опасаясь, что он навредит себе. Однако в Монтессори разработано довольно много занятий с мелкими предметами под присмотром взрослых. Необходимы они для того, чтобы подготовить ребёнка к освоению речи, чтения, письма.

2,5–6 лет. Сензитивный период развития социальных навыков

Примерно с 2,5 лет ребёнок начинает выстраивать свои собственные поведенческие модели. При этом принцип впитывающего разума работает и здесь. Сколько бы родители ни учили малыша здороваться с соседями, делиться игрушками с ребятами на площадке, не обманывать — это не будет работать, пока эти же взрослые в окружении малыша сами не будут следовать своим установкам. То есть здороваться при входе в лифт или магазин, без вопросов делиться своими вещами и так далее. На этом этапе формируется собственное Я через взаимоотношения с другими людьми и их реакцию на взаимодействие с ребёнком. Активируется этот период только в общении с другими людьми.

Основные принципы воспитания по Монтессори

Радость открытия в Монтессори

Радость открытия в Монтессори. Источник: unsplash.com

В основе педагогики Монтессори — принцип самостоятельности ребёнка и свобода выбора. Взрослый в концепции Марии Монтессори — не источник знаний, а ассистент в самостоятельных исследованиях малыша. Базовые задачи взрослого — обеспечить безопасность деятельности ребёнка и предоставить благоприятную для развития среду. 

Вот несколько принципов, сформированных доктором Монтессори.

Каждый ребёнок уникален. Все дети осваивают навыки в своём темпе, а сензитивные периоды и пики интереса к разной деятельности приходят к каждому в своё время. В Монтессори не сравнивают успехи детей с эталонными стандартами или успехами других детей, не ставят оценки результатам их деятельности. В классе Монтессори обучающие материалы учитывают потребности и возможности возраста ребёнка. 

Каждый ребёнок — независимая единица. Навыки концентрации, независимости и самостоятельности ребёнок осваивает с самого раннего детства. Монтессори-среда для ребёнка с самых первых дней жизни направлена на формирование саморегуляции, способности обучать себя и анализировать то, чему он учится.

Дети воссоздают модель семьи. Те установки, которые приняты в семье, будут воспроизводиться и за её пределами. Авторитетом в группе пользуются более старшие дети, у них младшие учатся, просят помощи, ищут защиты. А старшие прокачивают лидерские навыки, заботясь о малышах. В центрах Монтессори это становится возможным благодаря разновозрастным группам. 

Каждый ребёнок свободен. Дети свободны в выборе занятий и активностей. В рамках установленных взрослыми правил они могут выбрать сами, чем будут заниматься: слушать музыку или рисовать, готовить себе перекус или собирать пазл. Конечно, для формирования такой свободы нужно адаптировать среду и материалы для малыша.

Доступная среда по Монтессори — это подходящая по размеру мебель, ступеньки или башня помощника там, где нужно обращаться со взрослыми предметами, безопасные ножи и доступная утварь, инструменты и материалы. В Монтессори-среде ребёнку не нужно просить взрослого подать стакан воды, предоставить кисти и краски или игрушки. Всё находится в доступе у малыша, а взрослые лишь контролируют безопасное и приемлемое использование этих материалов. 

Каждый ребёнок готов получать знания. Дух исследования присущ детям с рождения. Природная любознательность подталкивает их искать ответы и решения. Задача взрослых — подготовить среду для таких поисков. Все материалы Монтессори работают в системе. А значит, шаг за шагом, согласно потребностям возраста, готовят тело и мозг малыша к освоению следующих навыков. Занимаясь нанизыванием бусин или закручиванием винтов в 1,5–2 года, ребёнок медленно и планомерно готовит свои руки к письму, а осваивая начертание прописных букв в 4–5 лет — начинает формировать нейронные связи для обучения чтению. 

Каждый ребёнок должен освоить практические навыки. У монтессори-детей уже с года практикуются «упражнения практической жизни», или УПЖ. Так в Монтессори называют занятия, направленные на обслуживание себя, устранение последствий своих исследований и ухода за своей средой.

Дети учатся возвращать предметы на место, сервировать себе трапезы, убирать грязную посуду за собой, разгружать посудомойку, мыть полы, поливать цветы, чистить свои ботиночки или протирать стол за собой после занятий. А ещё к 2 годам, при наличии подходящей возрасту одежды, монтессори-ребёнок может одеться и раздеться самостоятельно, помыть руки, заправить свою кровать и даже самостоятельно приготовить себе перекус.

Обучают этому детей не с целью удивить других, а для формирования устойчивой уверенности в себе («я могу») и даже стабилизации психики в период возрастных кризисов. Ведь очень часто причиной истерики малыша до 3 лет становится его стойкое желание справиться с чем-то самостоятельно. А неудачи очень расстраивают и разрушают веру в себя.

Каждый ребёнок может научиться самокоррекции. В концепции Монтессори не принято сразу корректировать детей, когда они совершают ошибки. Доктор Монтессори заметила, что дети и сами способны исправлять себя и заметить, что что-то пошло не так. Такой подход помогает сохранить тягу к исследованиям и не формирует у детей страх ошибок и критики.

Плюсы и минусы методики Монтессори

Как и любая педагогическая система, методика Марии Монтессори имеет плюсы и минусы. 

Плюсы

Монтессори-дети отличаются высокой концентрацией, самостоятельностью, осознанным подходом к обучению, уважением к личным границам. А ещё они умеют договариваться с другими и делать выбор, мыслят вариативно и хорошо адаптируются к разным условиям. Монтессори-воспитанники с детства привыкли соблюдать правила и находить варианты для самостоятельных занятий. Они открыты к экспериментам и мало зависят от личностных оценок окружающих.

Кроме того, упражнения практической жизни прививают аккуратность и умение позаботиться о себе с самых ранних лет. А самостоятельный ребёнок — это в будущем уверенный в себе взрослый, который знает свои сильные и слабые стороны и готов рассчитывать на свои силы.

Минусы

Критикуют систему Монтессори за малый фокус на развитие творчества, ролевых игр и физические активности. Однако в современных школах Монтессори эти недостатки стараются минимизировать. Так, в среде Монтессори появляются инструменты из смежных педагогических систем. Например, треугольники Пиклер и спортивные комплексы типа «Ранний старт» для малышей вполне рекомендованы педагогами и консультантами Монтессори для домашнего использования. А из вальдорфской и Реджио-систем заимствованы некоторые творческие занятия.

Кроме того, многие педагоги Монтессори по-прежнему категорически против использования гаджетов детьми дошкольного возраста. В современном мире оградить ребёнка от экранов довольно проблематично и есть риски, что подобный подход наоборот привьёт ребёнку нездоровую тягу к экранам в будущем. 

Кому подойдёт и не подойдёт воспитание по Монтессори

Мария Монтессори с подопечными детьми

Мария Монтессори с подопечными детьми. Фото: sdk-putilovo.ru

В Монтессори-педагогике есть установка, что система даст положительный результат любому ребёнку. Несмотря на мнение, что дети с СДВГ, непоседы и шилопопы не справляются с правилами среды и им сложно адаптироваться в Монтессори, при должном терпении и удаче с педагогом этим ребятам можно получить неплохие результаты по улучшению концентрации и внимания. 

Так как изначально методику разработали для работы с детьми, имеющими особенности развития, то многие занятия подойдут и для коррекции некоторых задержек развития. 

Несмотря на то, что система Монтессори направлена на развитие детей, ориентироваться нужно и на силы и мотивацию родителей. Монтессори-подход требует усилий со стороны взрослых на организацию пространства и пересмотр многих традиционных установок к воспитанию детей. Кроме того, некоторым придётся столкнуться с непониманием старшего поколения семьи и даже саботажем. 

Кроме того, важно понимать, что система Монтессори — это не детский садик, это образ жизни семьи, правила взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с другими. Не получится вырастить уважающего чужие границы маленького человека там, где папа и мама нарушают его границы сами и не соблюдают свои же правила. 

Как устроены Монтессори-центры

В Монтессори-центре

Подготовленный взрослый презентует материал малышу. Источник: unsplash.com

Монтессори-центр — отличная возможность полностью погрузиться в идеи Монтессори. Кроме того, сертифицированные педагоги помогут во многих вопросах воспитания детей, организации пространства и решении сложных ситуаций.

В центрах Монтессори принято заниматься с разновозрастными группами, где дети объединены по возрастным потребностям развития. Занятия в Монтессори-центрах для дошкольников — это не развивашки перед школой, а продолжение системы, принятой родителями и за пределами учебного центра.

Мария Монтессори
Педагог
Цитата
«Воспитание маленького ребёнка нацелено на его подготовку к жизни, а не к школе».

В Монтессори-школах детей объединяют в классы, обычно по возрасту.

Младенческий класс «Nido» («гнездо» в переводе с итальянского) предлагает занятия для малышей от 2 месяцев до 1,5 лет. В этом классе родители и ребёнок знакомятся с Монтессори-средой, учатся с ней взаимодействовать, осваивают основные правила системы. В этом возрасте закладывается базис уверенности в себе, независимости, самостоятельности. Родители учатся верить в своих малышей, а также общаются с единомышленниками в психологически безопасном пространстве. Занятия в Нидо проходят с участием родителей на протяжении всего занятия. Как правило, класс длится 1–1,5 часа пару раз в неделю.

Малышковый класс «Toddler» («ребёнок, начинающий ходить» в переводе с английского) для детей 1,5–3 лет. Это очень важный период в развитии малыша. Закладываются основы личностных компетенций, крупная и мелкая моторика, независимость, а также речь, когнитивные и социально-эмоциональные навыки.

Развитие общения для детей
Читайте также:
Светлана Савельева
часы малые
5 мин.

Toddler-класс разделён на несколько тематических зон с материалами: УПЖ, зона развития, речи, манипулятивная зона, зона переодевания, зона приёма пищи, зона туалета, ухода за собой. Чаще всего малыши очень много времени проводят в зоне УПЖ. Занятия проходят с родителями и без. Как правило, в самостоятельные классы без папы или мамы приглашают детей, которые уже имеют опыт занятий в Монтессори-центрах и прошли адаптацию в среде в присутствии родителей.

В классе «Casa dei bambini» («дом детей» в переводе с итальянского) занимаются дети 3–6 лет. В этом возрасте закладываются основы математического мышления, дети учатся писать и читать. Классический Монтессори-класс делится на такие зоны как:

  • УПЖ,
  • работа с сенсорными материалами,
  • зона родного языка; зона математики, зона представлений об окружающем мире.

Часто эти зоны дополняют зонами творчества, зонами изучения иностранного языка, спортивным уголком. Занятия в этом классе проходят без присутствия родителей.

Кроме того, существуют классы Montessori-Elementari для детей 6–12 лет и Montessori-Adolescence для ребят 12–18 лет. Но в России Монтессори–школ, способных заменить ребёнку классическую школьную программу, немного. И даже монтессори-родители опасаются, что дети в таком классе не освоят основную школьную программу вовремя и им будет сложно поступить в вуз после. 

Как родители могут использовать систему Монтессори дома

Как мы писали выше, система Монтессори — это не детский сад или школа. Основная нагрузка по следованию системе ложится на родителей, которым важно организовать соответствующую домашнюю среду.

Без дома, адаптированного под самостоятельную деятельность, не получится Монтессори-ребёнка. Ведь «Помоги мне это сделать самому» — не про занятия в центре 2 раза в неделю, а про крючок для курточки на уровне ребёнка в прихожей, ступеньку или башню помощника у раковины в ванной, маленький кувшинчик с водой или детский кулер в доступе у малыша на кухне. Поэтому родителям не стоит расстраиваться, если нет возможности посещать специализированные занятия. Всё в ваших руках.

Разобраться с системой Монтессори, особенно для малышей 0–3 лет, можно самостоятельно. В помощь вам — специализированные Монтессори-блоги, книги, а также консультации педагогов из Монтессори-центров. Многие из них проводят консультации онлайн или могут приехать для помощи с организацией домашней среды прямо к вам домой.

В качестве настольного пособия для старта в системе Монтессори рекомендуем прочитать книгу «Монтессори для малышей» педагога из Нидерландов Симоны Девис. А также не обойти вниманием труды самой Марии Монтессори.

Базовые принципы для родителей на старте

Адаптация среды. Пройдите по дому и посмотрите, как вы можете сделать его удобнее для ребёнка уже сейчас. Растущий стул вместо стульчика для кормления или удобная подножка + подушка на обычный стул, крючки на уровне глаз ребёнка для верхней одежды и полотенец для рук, организованное удобное место для переодевания, доступ к сменной одежде, доступ к питьевой воде, доступ к раковине для мытья лица и рук, подготовленные инструменты для самостоятельной уборки, ухода за растениями и животными (если они есть).

Организация зоны уборки

Пример организации зоны уборки. Источник: www.emilundmathilda.com

Подготовленные материалы/игрушки. В Монтессори особое внимание уделяют предметам, с которыми занимается ребёнок. Как таковых игрушек в классической методике нет, но есть материалы — специальные пособия для отработки всего одного навыка.

Также при следовании методике важно, чтобы предметы, например, для ребёнка до 3 лет, были максимально реалистичные. Ведь одна из задач возраста 0–3 — адаптация к реальному миру. Зелёный слон, фиолетовая обезьяна и машины с глазами не помогают ребёнку сформировать картину реального мира и адаптироваться к нему.

Также важно, чтобы каждый из доступных материалов малыша работал на получение 1 навыка, так как это полезно для развития и укрепления концентрации. В доступе у ребенка, как правило, около 8–10 материалов. Ограничение «игрушек» также минимизирует проблемы с вниманием и состояние «полный шкаф игрушек, а играть нечем».

Организация полки с материалами

Пример организации полки с материалами по Монтессори. Источник: www.lovevery.com

Минимизация или отсутствие мультфильмов и сказок с нереалистичными сюжетами. Как это ни грустно звучит для многих, Мария Монтессори полагала, что до формирования абстрактного мышления у маленького человека истории с вымышленными героями и событиями не помогают адаптироваться к реальному миру. Сказки про Золушку, Колобка, курочку Рябу, а также «Ну, погоди», «Том и Джерри» и даже «Фиксики» в классическом методе Монтессори откладываются примерно до 5 лет. Конечно, следовать этому правилу или нет — решение каждой отдельной семьи.

Реалистичные фигурки животных

Пример реалистичных фигурок животных Schleich. Источник: www.schleichtoys.ru

Базовые принципы уважительного общения с ребёнком. Уважение, границы и доверие — основа основ для взрослых в Монтессори. Часто главный совет родителям — держать себя за обе руки, когда пыхтящий малыш пытается справиться с носком или натянуть футболку. Это не значит, что Монтессори отвергает помощь детям. Но иногда стоит совсем немного подождать и вы увидите, как торжествующая улыбка «Я смог сам» озаряет лицо вашего ребёнка. Подобные ситуации успеха становятся кирпичиком в построении уверенного в себе взрослого.

Взрослые учат ребенка просить помощи, когда она необходима. Говорить медленнее, обеспечивать безопасность, помогать с личными границами себя и других, показывать собственным примером правильный формат поведения или обращения с предметами, благодарить за помощь и отмечать успехи и неудачи констатацией факта, а не личной оценкой — принципы Монтессори кажутся вполне себе привычными для современных людей. 

Вырастить счастливого и психологически здорового ребёнка — мечта многих родителей. В пользу системы доктора Марии Монтессори более 100 лет активной практики, огромное количество часов наблюдений за детьми самой Монтессори, тщательно отобранные учебные материалы, а также множество счастливых выпускников и родителей. В разные годы в Монтессори системе обучались основатели Google, Amazon, Wikipedia, автор игры The Sims, писатель Габриэль Гарсия Маркес, гуру современного менеджмента Питер Друкер, английские принцы Уильям и Гарри. 
Понравился материал?

Оставьте комментарий

Ваш комментарий:
Имя:
Email: