Новое поколение эры iPhone, искусственного интеллекта и COVID-19 — дети Альфа — пока ещё загадка. Они погружены в цифровой мир, с младенчества свободно пользуются электронными гаджетами и не могут ни на чём долго задержать внимание. Родители и педагоги не до конца понимают, как строить с ними общение, мотивировать на учёбу и вообще вытащить из виртуальности в реальный мир.
В этой статье мы разбираемся в теории поколений, в том, кто такие уже привычные слуху бумеры, зумеры и миллениалы и чего нам ждать от альфа-детей.
Теория поколений: что это и какие поколения уже существуют
Источник: unsplash.com
Теорию поколений разработали американцы Уильям Штраус и Нил Хау в 90-х годах двадцатого века. Она описывает, как формировались разные поколения, и какое влияние на это оказывали происходившие исторические и социальные изменения. Теория была адаптирована в разных странах, в том числе в России, поэтому годы рождения поколений в некоторых странах отличаются.
Каждому поколению свойственны определённые черты, ценности и понятия, которые сформировались под воздействием внешних факторов — мировых событий.
Величайшее поколение — люди, родившиеся между 1901 и 1927 гг., характеризуются трудолюбием, приверженностью семье и верой в светлое будущее. На них оказали влияние Первая мировая война, революции 1905 и 1917 гг., коллективизация и создание СССР.
Молчаливое поколение, то есть рождённые в 1927–1945 гг., пережили Вторую мировую войну и эпоху Сталина. Их отличают терпение, стремление к статусности и уважение правил и законов.
Беби-бумеры, рождённые в 1946–1962 гг., получили своё название из-за всплеска рождаемости после Второй мировой войны. Они застали расцвет СССР, им свойственны стремление к стабильности и коллективизм.
Поколение Х родилось с 1963 по 1981 гг. Они выросли в эпоху Холодной войны, появления СПИДа, застали Афганскую войну и начало Перестройки. Иксы высоко ценят материальные ценности, склонны к индивидуализму и пренебрежению чужим мнением и эмоциями.
Миллениалов, или поколение Y, — людей, родившихся с 1982 по 2000 гг., — называют ещё «растерянным поколением». Распад СССР, развитие технологий, распространение интернета, различные военные конфликты и теракты развили у них скептицизм и недоверие ко всему. Миллениалы не хотят быть похожими на других, избегают ответственности, не склонны к религиозности и не хотят взрослеть. При этом они остаются оптимистами и выше всего ценят человеческую жизнь.
Поколение Z родилось с 2000 по 2010 гг. «Цифровые люди», зумеры многозадачны, практичны, интересуются наукой, больше вкладываются в образование и ценят интеллектуальный престиж.
Какими будут представители поколения Альфа — детей, рождённых после 2010 года, — можно пока только гадать. Но уже сейчас они активные пользователи интернета, с младенчества «на ты» с технологиями. Массовые производители и потребители контента в соцсетях, дети-альфа испытывают проблемы с концентрацией внимания, открыто рассказывают о себе онлайн и, к сожалению, страдают огромным количеством аллергий и пищевых непереносимостей.
Теория поколений
Теорию поколений активно используют социологи и маркетологи в своих исследованиях. Она помогает определить потребность целевой аудитории и предложить им интересный товар. Например, бумеры предпочитают «старое доброе» и привычные марки, иксы склонны к спонтанным покупкам, миллениалы слушают рекомендации друзей и обращают внимание на экологичность приобретаемых вещей, а зумеры не признают бренды.
Что такое поколение Альфа: характеристики и особенности
Поколение Альфа — это термин, предложенный австралийским учёным Марком Маккриндлом для обозначения детей, родившихся после 2010 года. Самым старшим представителям альфы на данный момент всего 10–12 лет, поэтому пока рано судить, что именно они из себя представляют. Но определённые характеристики уже можно вывести.
Цифровые и глобальные
Альфы родились со смартфоном в руках. Дети 1,5–2 лет без проблем умеют включать планшет, находить нужное приложение и любимые видеоролики. Они постоянно включены в виртуальную жизнь, общаются, строят контакты и даже зарабатывают немалые деньги. Большое влияние оказала и пандемия COVID-19, когда дети оказались запертыми дома без возможности посещать школу и видеться с друзьями. Все социальные контакты перешли в онлайн и это стало для них нормой.
Видеоролик «Nastya and papa sleeping at farm sheep» набрал больше 906 млн просмотров. Источник: YouTube-канала Like Nastya
У представителей Альфы меньше различий по региональным признакам. Мировой интернет и глобализация объединяют их и прививают одинаковые ценности и одних кумиров. У них нет границ и ограничений.
Толерантные и ранимые
Детям Альфа не приходится бороться за свою исключительность, они просто не знают, что может быть по-другому. Поэтому они с уважением относятся к неодинаковости других. Альфы выросли в мирное время и получали от своих родителей больше внимания, чем все их предшественники. У них нет навыков выживания, в этом не было необходимости, поэтому они более тонкие и ранимые, чем предыдущие поколения.
Многозадачные и не умеющие концентрироваться
Альфа вынуждены быть многозадачными. Они живут и растут в мире, где информация ежедневно поступает в огромном количестве. Обработать такой поток информации возможно, только если сократить её до минимума. Поэтому альфа предпочитают картинки. Их мир — это Instagram Reels* и TikTok — короткие видеоролики с очень ограниченным количеством текста. Они не умеют сосредоточиться на чём-то одном, их мышление клиповое — коротко о разном.
Популярная песня Baby Shark на YouTube набрала больше 10 млрд просмотров. Источник: giphy.com
Чего ожидать от поколения Альфа и как они будут взаимодействовать с поколением Z
Представители поколения Альфа ещё слишком юны, чтобы можно было судить о каких-то глобальных характеристиках. Тем не менее очевидно, что они сильно отличаются от своих предшественников, даже зумеров.
Поколение Z осваивало интернет и гаджеты в какой-то степени вопреки своим родителям, представителям всё ещё старой закалки. Иксы всеми силами пытались оторвать своих детей от экранов и дать им нормальное с их точки зрения детство с играми на улице. Альфы же родились в эпоху «мамских» блогов и суперпопулярности детских каналов на YouTube. Миллениалы меньше препятствуют онлайн-жизни своих детей. А пандемия COVID-19 окончательно доказала, что электронные гаджеты необходимы.
Источник: sever-press.ru
Поколение Альфа, по мнению исследователей, станет самым многочисленным. К 2025 году, когда ориентировочно поколения должны смениться, численность Альфа достигнет 2 млрд человек. Учёные также отмечают, что это самое материально обеспеченное поколение за всё время.
Как воспитывать альфа-детей: советы от педагогов
Все наблюдения за современными детьми показывают, что представители поколения Альфа — это дети, которые обещают стать яркими, творческими, самобытными людьми, не лишёнными критического мышления и целеустремлённости.
Мы собрали для вас рекомендации психологов и педагогов, какие моменты нужно учитывать при воспитании альфа-детей.
- Сотрудничайте. Детей Альфа сложно заставить что-то делать. С ними нужно разговаривать и договариваться. Если вы просите ребёнка что-то сделать, объясните, зачем это вам или ему нужно. Например, не «не ешь много сладкого, это вредно», а «Если будешь есть много сладкого, у тебя будут болеть зубы и придётся идти к доктору, который будет их лечить и даже, возможно, вырывать. Решай сам, хочешь ты этого или нет».
- Общайтесь. Альфа охотно вовлекают родителей в свою жизнь, в том числе цифровую. Вам стоит только проявить искренний интерес без негатива и осуждения.
- Вовлекайте. Интерес — главная мотивация нынешних детей. Они быстро переключаются и быстро отвлекаются. Если вы хотите их вовлечь в какую-то деятельность, заинтересуйте их игрой или загадкой.
- Будьте гибче. Дети Альфа быстро меняют свои увлечения и так же быстро будут менять сферу интересов и работы. Им непонятно, почему нужно держаться за какую-то определённую профессию, если вокруг столько возможностей. Давайте ребёнку возможность попробовать себя везде, даже если сегодня он хочет быть балериной, а завтра космонавтом.
- Объясняйте. Альфа не будет заучивать таблицу умножения наизусть, потому что «так надо». Это поколение прагматично и хочет понимать, что и зачем делает.
- Не заставляйте. Скорее всего, это бесполезно. Альфа мультизадачны и неспособны надолго удержать внимание. Заставить их, например, читать или рисовать часами бессмысленно, их мозг работает по-другому. Лучше дать ребёнку концентрированную информацию за короткий срок, он её лучше поймёт и усвоит.
Как помочь ребёнку адаптироваться к будущему
Как уже упоминалось выше, альфа-дети будут чаще менять свои увлечения и профессию. Лучший способ помочь ребёнку адаптироваться — это рассказать ему обо всех возможностях и помочь наработать скилы.
Источник: unsplash.com
В статье о самых востребованных навыках будущего по мнению Coursera мы рассказали, какие профессии будут самыми перспективными в ближайшие годы.
Кроме этого, мы собрали для вас подборку отличных курсов для детей. Софт скиллс, английский язык, навыки программирования — всё, что поможет вашему ребёнку определиться с будущей профессией или просто всесторонне развиваться.
Скептики считают детей Альфа слишком погружёнными в виртуальный мир. неспособными построить контакты и понимать эмоции. Но это только одна точка зрения. Многозадачные, творческие, критичные и открытые — дети Альфа могут построить новый мир, более свободный и толерантный к непохожести других.
* Instagram и Facebook входят в состав Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.