Лучшие курсы интернет-маркетинга в рунете: куда идти учиться >>>
Close
7 августа / 2020

Как делать анализ конкурентов: план-инструкция

Digital Academy
  • /
  • /
Топ-14 курсов по SMM: от начинающего до полноценного специалиста >>>
Close
Анализ конкурентов нужен для поиска идей: новые площадки для публикаций, источники трафика, поп-апы для сбора контактов, удобные формы заказа на сайте — всё, что душа пожелает. Этот поиск неиссякаем: всегда есть, что улучшить. Разбираем в статье, как анализировать конкурентов на примере сети кофеен в Москве.
Шаг 1. Готовимся к анализу
Сколько уйдёт времени. На анализ закладывайте неделю, но всё зависит от выделенных часов на задачу в день, количества конкурентов, ваших целей и дотошности. Единственное — на сбор информации по email-рассылкам нужно время: подписаться и получить первые несколько писем. К ним можно вернуться, когда соберёте всю нужную информацию, а пока заняться другими направлениями.

Сколько понадобится денег. Ряд сервисов для анализа платные, но сведений из бесплатных и пробных версий вполне достаточно — деньги можно не закладывать.

Как собирать данные. Мы сделали шаблон таблицы — можете использовать его и заполнять на каждом этапе анализа. Добавляйте, удаляйте и изменяйте таблицу под себя, главное — не делайте её сложной и громоздкой, иначе желание работать с ней быстро испарится.

Шаг 2. Ищем конкурентов
Где найти конкурентов:

1. Ввести ключевые слова и фразы в Гугле и Яндексе и выбрать сайты из первых строчек. Делайте это в режиме инкогнито: так геолокация и ваши личные предпочтения не учитываются — позиции конкурентов в поисковиках будут объективными.

2. Ввести в Гугле и Яндексе «related:адрес вашего сайта», например, related:abc-roasters.com. Так можно найти конкурентов с похожим сайтом — или ничего не найти.
В примере с кофейней этот вариант не дал результата
3. Поискать в Яндекс.Картах, Google Картах и 2ГИС. Нужно ввести категорию, например, «спешелти кофейни». Так вы получите и список конкурентов, и отзывы пользователей, если они есть.
Результат поиска по запросу «спешелти кофейни» в Google Картах
4. Поискать на сервисах для поиска и подбора товаров: Яндекс.Маркет и Google Покупки.

5. Спросить людей в сервисах Яндекс.Взгляд и Анкетолог: создайте опрос — и люди сами расскажут о ваших конкурентах.

6. Почитать сайты отзывов IRecommend.ru, Отзовик, Tripadvisor и другие.
Место #52 из 392 кофейных и чайных в Москве, но сервис не учитывает специфику заведений — и кафе, и рестораны, и кофейни в одном списке
7. Спросить менеджеров по продажам: они общаются с покупателями и знают, что они ищут и с кем сравнивают.

8. Воспользоваться специальными сервисами для поиска конкурентов. Например, Serpstat: регистрируетесь в сервисе, вводите адрес своего сайта, выбираете поисковую систему — и вуаля, перед вами список ваших конкурентов.
С кофейней магии не произошло — готовый список конкурентов не получился. Но есть ссылки на ресурсы с рейтингами, а значит — с конкурентами
9. Поискать в социальных сетях: не у всех есть свой сайт. Можно сделать вручную или воспользоваться парсерами, например, Pepper.ninja и TargetHunter.

10. Найти тематические выставки, конференции, семинары и вебинары.
Так вы соберёте большой список конкурентов — для анализа же вам понадобятся от двух до пяти. Оставьте только те компании, которые схожи с вами по региону охвата, ассортименту и ценам, — и внесите их в таблицу.

Для кофейни в Москве выбрать конкурентов оказалось проще всего через кофейную карту Москвы, где уже всё собрано. Возможно в вашем бизнесе тоже есть такие карты, поискать их можно в «Т—Ж»: там нашли карту секонд-хендов Москвы и карту мест, куда сдавать ненужные вещи.

Шаг 3. Собираем информацию
Посмотрите по каждому конкуренту: сайт, соцсети, SEO, контекстную рекламу, email-рассылки, контент и мобильное приложение. Собирайте данные и вносите в таблицу.
Сайт
Что делать. Проанализируйте по параметрам сайты — конкурентов и свой — и внесите данные в таблицу. Изучите сайты с позиции покупателя, можете что-то заказать и посмотреть, что произойдёт.

Параметры:
— ассортимент;
— цены;
— оффер;
— география: регионы продаж, офисы, представительства;
— способы связи: email, мессенджеры, телефон, чат;
— условия оплаты и доставки;
— гарантии и программы лояльности;
— дизайн;
— наличие email-рассылки.

Цель. Понять преимущества и недостатки, промониторить цены и ассортимент, подсмотреть фишки и оформление.

Соцсети
Что делать. Проанализируйте по параметрам соцсети — конкурентов и свои — и внесите данные в таблицу. Можно воспользоваться сервисами, например, Picalytics, YouScan или IQbuzz.

Параметры:
— оформление страницы: название, обложка, описание, виджеты;
— оффер;
— количество и качество подписчиков;
— содержание и качество контента;
— коммуникации с аудиторией: способы, тон и голос;
— варианты продвижения: акции, бонусы, мероприятия.

Цель. Посмотреть варианты оформления, понять, какой контент и в каком формате заходит, какой стиль общения с аудиторией.

SEO
Что делать. Для изучения SEO-параметров используйте онлайн-инструменты и сервисы — найти их можно в статье 13 сервисов для аналитики и поиска сайтов конкурентов. Пройдитесь по всем этапам настройки SEO своего сайта — так вы не упустите важные моменты. Чтобы вспомнить, как это делать, прочитайте статью 11 шагов для правильного SEO. Проанализируйте по параметрам — и внесите данные в таблицу.

Параметры:
— количество и продолжительность посещений;
— число посещённых страниц;
— показатель отказов;
— география и источники трафика;
— перечень приоритетных соцсетей для привлечения;
— категории интересов аудитории;
— связанные мобильные приложения.

Цель. Найти новые пользовательские запросы и площадки для получения трафика, расширить семантическое ядро, улучшить технические характеристики.

Контекстная реклама
Что делать. Используйте программы для анализа — и внесите данные в таблицу.

SpyWords. Можете ввести адрес сайта и посмотреть объявления конкурентов, количество и качество запросов, бюджет, трафик. Есть бесплатная регистрация для доступа к полному отчёту, семантическому ядру и рекламной кампании.

Часть отчёта для ABC Coffee Roasters на SpyWords
Прогноз бюджета Яндекс.Директа. Можно оценить будущие затраты на рекламу и посмотреть рекламные объявления конкурентов по ключевым словам и фразам.

Параметры:
— ключевые слова;
— оффер;
— акценты;
— призыв к действию;
— куда переход (лендинг, соцсети, сайт, другое).

Цель. Улучшить рекламные объявления, найти новые пользовательские запросы, оптимизировать затраты на рекламу.

Email-рассылки
Что делать. Зайдите на сайты конкурентов, в данном случае воспользуйтесь большим списком компаний, что получился до отсева, — и подпишитесь на рассылки. Проанализируйте по параметрам — и внесите данные в таблицу. Создайте в почтовом ящике папку для интересных писем конкурентов и пополняйте коллекцию.

Параметры:
— сбор контактов;
— содержание подписных форм;
— частота отправки писем;
— содержание писем: тема, прехедер, текст, объем текста, тон писем;
— адаптивность рассылок на разных платформах;
— оформление и баннеры;
— виды рассылок.

Цель. Улучшить рассылки, посмотреть способы сбора контактов, подсмотреть оформление, темы и прехедер.
Контент
Что делать. Изучите блог и новости конкурентов, видео, F.A.Q., карточки товаров, фотогалерею, информацию о компании, миссию, список клиентов, публикации — всё, что пишут и выкладывают на своих и сторонних площадках. Проанализируйте по параметрам — и внесите данные в таблицу. Бесплатно просмотреть входящие ссылки на сайт можно на сервисе MegaIndex.
Фрагмент списка входящих ссылок для ABC Coffee Roasters на MegaIndex
Параметры:

— о чем пишут;
— материалы, получившие больше всего реакций: просмотры, репосты, комментарии;
— публикации на сторонних площадках: vc.ru, Яндекс.Дзен, «Т—Ж» и др.;
— стиль оформления графических материалов.

Цель. Найти идеи для контента и оформления, найти новые площадки для трафика.

Мобильное приложение
Что делать. Найдите и установите приложения, проанализируйте по параметрам — и внесите данные в таблицу. Если мобильных приложений нет у выбранных двух-пяти конкурентов, используйте полный список компаний до отсева.

Параметры:

— есть приложение или нет;
— на каких платформах;
— что внутри;
— дизайн.

Цель. Понять необходимость разработки, поискать идеи для своего приложения, посмотреть, что работает, а что нет.

Шаг 4. Анализируем
Выясните, по каким направлениям вы выигрываете, а по каким нужны изменения, какие нововведения используют другие. Возможно, вы хотели попробовать что-то, но боялись, а конкуренты уже сделали — так вы можете оценить, что получилось, а что нет. Найдите свои пробелы в сравнении с другими.

Запишите все идеи, проблемы и решения, и на их основе составьте план развития. Посмотрите, что можно исправить уже сейчас, а от чего стоит отказаться. Но важно не копировать в лоб, а менять и подстраивать под себя и тестировать — то, что сработало у других, может не сработать у вас.

План анализа конкурентов
  1. Готовимся к анализу. Выделяем время, сохраняем себе шаблон таблицы.
  2. Ищем конкурентов. Останавливаемся на двух-пяти схожих по региону охвата, по ассортименту и ценам.
  3. Собираем информацию. Оцениваем сайты, соцсети, SEO, контекстную рекламу, email-рассылки, контент, мобильные приложения.
  4. Анализируем. Делаем выводы и планируем изменения.
Нравится наш блог?
Подпишитесь и будьте в курсе новых статей, обучающих курсов и бесплатных мероприятий