Скидки на курсы ждут в личном кабинете. Нажмите тут

Как и зачем проверять контрагентов: инструкция

Как и зачем проверять контрагентов: инструкция
Рузана Анчек
часы голубые
8 мин.

Проверка контрагента перед заключением договора необходима. Это снизит риски потери денежных средств, деловой репутации, а также оградит от проблем с законом, если, например, контрагент окажется недобросовестным налогоплательщиком. Для того чтобы всего этого избежать, необходимо разбираться в терминах и нюансах гражданско-правовых отношений.

В этой статье мы рассказываем о необходимых каждому базовых понятиях: кто такой контрагент, чем он отличается от клиента и как и зачем проверять его благонадёжность.

Кто такой контрагент

Контрагент — это любая из сторон договора относительно второй стороны. Если вы заключаете с кем-то контракт, вы с этим лицом, юридическим или физическим, являетесь контрагентами по отношению друг к другу.

В гражданско-правовых отношениях обязательства одной стороны противостоят правам другой, и наоборот. Отсюда и происхождение термина — от латинского contrahens, что означает «противодействующий». Сторон в договоре может быть и больше двух, и все они будут контрагентами.

У компании контрагентов может быть много. Это и клиенты, и поставщики, и банки — все юридические и физические лица, с которыми у фирмы заключены договоры. У обычных людей контрагенты тоже могут быть те же. Например, если вы берёте кредит в банке и подписываете договор, банк становится вашим контрагентом. Или сервисный центр, куда вы сдаёте машину, тоже подписывает с вами контракт и тоже становится по отношению к вам контрагентом.

В случаях, оговорённых законом, стороны договора не будут считаться контрагентами. Это, например, трудовые отношения между работником и работодателем или участниками долевой собственности.

В чём разница между клиентом и контрагентом

Разница между клиентом и контрагентом есть только в принятых правилах использования этих понятий. Закон не выделяет отдельно клиентов: обычно стороны являются контрагентами при условии заключения с ними договора. На практике это разные типы отношений.

Клиент — это непрофессиональное физическое, реже юридическое лицо, которое приобретает товар или услугу у специалиста. Он не участвует в обсуждении условий договора и может только соглашаться на них или искать более выгодное предложение. Например, если вы заключаете договор с интернет-провайдером на подключение, вы можете либо согласиться на его цены и условия либо искать другого поставщика.

Контрагенты — это стороны договора, имеющие равные права и равный уровень профессионализма. Например, если договор заключили два банка, ни один из них не может считаться клиентом, но оба остаются контрагентами.

Понимание тонкостей различий между клиентом и контрагентом может показаться неважным. Проверять желательно каждого контрагента вне зависимости от того, оказываете вы ему услугу или нет. Однако есть ещё Федеральный закон N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», который обязывает все организации, работающие с деньгами или ценностями (банки, кредитные организации, ломбарды и другие) дополнительно проверять клиентов и их сделки. В таком случае разница между понятиями «клиент» и «контрагент» становится критической. Например, банк будет обязан проверить организацию, которая планирует открывать у них счета, — это их клиент. Но не будет требовать лишних документов у клининговой компании, которая убирает их офисы, — клиентом в этих отношениях будет сам банк.

Зачем проверять контрагентов

Фильм «Ослеплённый желаниями»

Главному герою фильма «Ослеплённый желаниями» (Bedazzled, 2000 г.) однозначно стоило проверить контрагента перед подписанием договора. Источник: kinopoisk.ru

Для начала, проверка необходима просто потому что это настоятельная рекомендация налоговой службы (письмо ФНС№ БВ-4-7/3060@ от 10.03.2021). Если ИФНС сочтёт вашего контрагента недобросовестным, они не будут принимать расходы и вычеты по операциям с ним к учёту. Это существенно усложнит вам жизнь и увеличит налоговую нагрузку.

Проверка контрагента поможет вам избежать и других неприятностей:

  • вычислить мошенников, банкротов и фирмы-однодневки;
  • проверить добросовестность контрагента.

Если на вашего предполагаемого партнёра уже подавали в суд, или он проходит процедуру банкротства, стоит задуматься, а стоит ли перечислять ему деньги или оказывать услугу.

Как проверить контрагента

Проверить контрагента можно различными способами, в том числе с помощью онлайн-сервисов.

  1. Для начала запросите у потенциального контрагента пакет документов, подтверждающих наличие юридического лица или статуса ИП: выписку из реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), свидетельство ИНН, копию Устава и другие.
  2. На сайте nalog.ru в разделе «Сервисы и госуслуги» вы можете получить выписку из реестра сами. Проверка налогового агента по ИНН будет эффективнее, чем по имени или ФИО руководителя, которых может быть много идентичных.
  3. В выписке из реестра проверьте коды ОКВЭД. Так вы увидите, соответствуют ли они тому виду деятельности, которым занимается компания. Например, если вы заказываете перевозку грузов, а по кодам у компании рекламная деятельность, стоит задуматься, всё ли в порядке у контрагента с налогами.
  4. Проверьте адрес компании. Существуют ли действительно указанные в бумагах юридические и фактические адреса. Мошенники могут указать вымышленные данные, чтобы их было сложно отследить.
  5. Проверьте, нет ли компании в реестре сведений о банкротстве. Сделать это можно на сайте bankrot.fedresurs.ru.
  6. Проверьте генерального директора. Некоторым людям по решению суда запрещено занимать руководящие должности. Или директор может оказаться номинальным, а компанией на самом деле управляют другие. Подписанные в таком случае договоры могут признать недействительными.
  7. Посмотрите, нет ли у вашего потенциального контрагента долгов. На сайте Федеральной службы приставов можно найти необходимую информацию.

Что важно учесть при проверке и дальнейшей работе

Онлайн-сервисы ФНС

Онлайн-сервисы ФНС для проверки контрагентов. Источник: nalog.ru

Особое внимание в дальнейшей работе с контрагентом необходимо уделять правильным взаиморасчётам. Это и контроль сроков оплат и наличия задолженностей, и соответствие поставляемых услуг и товаров заявленному количеству и цене.

Отдельный нюанс, на который стоит обратить внимание, это ограничение по наличным взаиморасчётам. Согласно Указанию Банка России N 5348-У, по одному договору между юридическими лицами и ИП запрещено передавать более 100 000 ₽. То есть, если вы как ИП или компания заключили договор с другим ИП или компанией на покупку каких-либо товаров и услуг, наличными вы можете оплатить только 100 000 ₽. Всё что сверху возможно только безналичным способом.

В сделках, где участвуют физические лица, таких ограничений нет. Обычные люди могут покупать товары и услуги за любую сумму наличными.

Таким образом, проверка контрагента и знание нюансов работы по договорам помогут вам избежать многих неприятностей. Вы сможете заняться своим бизнесом, не опасаясь мошенничества со стороны партнёра или клиента, а в случае спорных моментов в суде или с налоговой доказать, что на момент заключения контракта контрагент был в порядке и с вашей стороны нечестных намерений не было.

Аутсорсинг: что нужно знать руководителю
Читайте также:
Рузана Анчек
часы малые
12 мин.

Понравился материал?

Оставьте комментарий

Ваш комментарий:
Имя:
Email: