Проверка контрагента перед заключением договора необходима. Это снизит риски потери денежных средств, деловой репутации, а также оградит от проблем с законом, если, например, контрагент окажется недобросовестным налогоплательщиком. Для того чтобы всего этого избежать, необходимо разбираться в терминах и нюансах гражданско-правовых отношений.
В этой статье мы рассказываем о необходимых каждому базовых понятиях: кто такой контрагент, чем он отличается от клиента и как и зачем проверять его благонадёжность.
Кто такой контрагент
Контрагент — это любая из сторон договора относительно второй стороны. Если вы заключаете с кем-то контракт, вы с этим лицом, юридическим или физическим, являетесь контрагентами по отношению друг к другу.
В гражданско-правовых отношениях обязательства одной стороны противостоят правам другой, и наоборот. Отсюда и происхождение термина — от латинского contrahens, что означает «противодействующий». Сторон в договоре может быть и больше двух, и все они будут контрагентами.
У компании контрагентов может быть много. Это и клиенты, и поставщики, и банки — все юридические и физические лица, с которыми у фирмы заключены договоры. У обычных людей контрагенты тоже могут быть те же. Например, если вы берёте кредит в банке и подписываете договор, банк становится вашим контрагентом. Или сервисный центр, куда вы сдаёте машину, тоже подписывает с вами контракт и тоже становится по отношению к вам контрагентом.
В чём разница между клиентом и контрагентом
Разница между клиентом и контрагентом есть только в принятых правилах использования этих понятий. Закон не выделяет отдельно клиентов: обычно стороны являются контрагентами при условии заключения с ними договора. На практике это разные типы отношений.
Клиент — это непрофессиональное физическое, реже юридическое лицо, которое приобретает товар или услугу у специалиста. Он не участвует в обсуждении условий договора и может только соглашаться на них или искать более выгодное предложение. Например, если вы заключаете договор с интернет-провайдером на подключение, вы можете либо согласиться на его цены и условия либо искать другого поставщика.
Контрагенты — это стороны договора, имеющие равные права и равный уровень профессионализма. Например, если договор заключили два банка, ни один из них не может считаться клиентом, но оба остаются контрагентами.
Зачем проверять контрагентов
Главному герою фильма «Ослеплённый желаниями» (Bedazzled, 2000 г.) однозначно стоило проверить контрагента перед подписанием договора. Источник: kinopoisk.ru
Для начала, проверка необходима просто потому что это настоятельная рекомендация налоговой службы (письмо ФНС№ БВ-4-7/3060@ от 10.03.2021). Если ИФНС сочтёт вашего контрагента недобросовестным, они не будут принимать расходы и вычеты по операциям с ним к учёту. Это существенно усложнит вам жизнь и увеличит налоговую нагрузку.
Проверка контрагента поможет вам избежать и других неприятностей:
- вычислить мошенников, банкротов и фирмы-однодневки;
- проверить добросовестность контрагента.
Если на вашего предполагаемого партнёра уже подавали в суд, или он проходит процедуру банкротства, стоит задуматься, а стоит ли перечислять ему деньги или оказывать услугу.
Как проверить контрагента
Проверить контрагента можно различными способами, в том числе с помощью онлайн-сервисов.
- Для начала запросите у потенциального контрагента пакет документов, подтверждающих наличие юридического лица или статуса ИП: выписку из реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), свидетельство ИНН, копию Устава и другие.
- На сайте nalog.ru в разделе «Сервисы и госуслуги» вы можете получить выписку из реестра сами. Проверка налогового агента по ИНН будет эффективнее, чем по имени или ФИО руководителя, которых может быть много идентичных.
- В выписке из реестра проверьте коды ОКВЭД. Так вы увидите, соответствуют ли они тому виду деятельности, которым занимается компания. Например, если вы заказываете перевозку грузов, а по кодам у компании рекламная деятельность, стоит задуматься, всё ли в порядке у контрагента с налогами.
- Проверьте адрес компании. Существуют ли действительно указанные в бумагах юридические и фактические адреса. Мошенники могут указать вымышленные данные, чтобы их было сложно отследить.
- Проверьте, нет ли компании в реестре сведений о банкротстве. Сделать это можно на сайте bankrot.fedresurs.ru.
- Проверьте генерального директора. Некоторым людям по решению суда запрещено занимать руководящие должности. Или директор может оказаться номинальным, а компанией на самом деле управляют другие. Подписанные в таком случае договоры могут признать недействительными.
- Посмотрите, нет ли у вашего потенциального контрагента долгов. На сайте Федеральной службы приставов можно найти необходимую информацию.
Что важно учесть при проверке и дальнейшей работе
Онлайн-сервисы ФНС для проверки контрагентов. Источник: nalog.ru
Особое внимание в дальнейшей работе с контрагентом необходимо уделять правильным взаиморасчётам. Это и контроль сроков оплат и наличия задолженностей, и соответствие поставляемых услуг и товаров заявленному количеству и цене.
Отдельный нюанс, на который стоит обратить внимание, это ограничение по наличным взаиморасчётам. Согласно Указанию Банка России N 5348-У, по одному договору между юридическими лицами и ИП запрещено передавать более 100 000 ₽. То есть, если вы как ИП или компания заключили договор с другим ИП или компанией на покупку каких-либо товаров и услуг, наличными вы можете оплатить только 100 000 ₽. Всё что сверху возможно только безналичным способом.
В сделках, где участвуют физические лица, таких ограничений нет. Обычные люди могут покупать товары и услуги за любую сумму наличными.
Таким образом, проверка контрагента и знание нюансов работы по договорам помогут вам избежать многих неприятностей. Вы сможете заняться своим бизнесом, не опасаясь мошенничества со стороны партнёра или клиента, а в случае спорных моментов в суде или с налоговой доказать, что на момент заключения контракта контрагент был в порядке и с вашей стороны нечестных намерений не было.