Независимо от того, преподаватель вы со стажем, готовитесь начать свою первую преподавательскую работу или только мечтаете о ней, тема методов обучения — одна из ключевых для педагога. Из этой статьи вы узнаете, какие бывают основные методы и приёмы обучения и как выбрать подходящий.
Что такое метод обучения
За долгую историю развития педагогики у термина «метод обучения» появилось множество определений. Если коротко, метод обучения — это набор приёмов и средств, которые помогают учителю и ученику вместе достичь целей в обучении. Цели чаще всего следующие:
- овладеть знаниями, умениями, навыками и компетенциями;
- приобрести какой-то опыт;
- развить способности.
Российские педагоги часто опираются на определение известного советского педагога Юрия Бабанского: «Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». В любом случае термин метод обучения описывает многообразие стратегий, которые педагог применяет в классе.
Эти стратегии должны помогать вовлечь учеников, наладить с ними взаимопонимание, мотивировать их и поддерживать их интерес. В противном случае, каким бы прекрасным специалистом по своей теме ни был педагог, обучение не будет успешным.
Ученики самостоятельно работают с учебниками в Хогвартсе. Кадр из фильма «Гарри Поттер и Кубок огня» (2005). Источник: filmpro.ru
Отличия метода, приёма, методики и методологии обучения
Чтобы не запутаться, разберёмся в педагогической терминологии. Мы уже упомянули, что метод обучения — это комплекс приёмов, направленных на решение задач обучения.
Автор популярного вузовского учебника по педагогике И. П. Подласый пишет, что приём — «это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объёму или простой по структуре». То есть приёмы означают конкретные шаги, которые передают знания, формируют навыки и стимулируют учеников продолжать работу. Например, обучение через наглядные средства — это метод, а приём — это конкретное действие: показать ученикам слайды с фотографиями.
Один и тот же метод обучения может состоять из разных приёмов, а одни и те же приёмы могут составлять различные методы.
Методика, в отличие от метода, имеет автора или группу авторов. Кроме того, если метод понятие гибкое и может состоять из разных приёмов, то методика — конкретный комплекс методов и приёмов для выполнения определённой работы. Методология более широкий термин, чем метод и методика, это целая система методов, применяемых в какой-то сфере.
Иерархия терминов, используемых в обучении
Какие бывают методы обучения по разным классификациям
Современным педагогам известны десятки классификаций методов обучения. За многие годы специалисты не выработали какого-то единственно верного подхода. Это неудивительно, ведь обучение — сложный, многосоставной процесс, на который сильно влияют изменения в окружающем мире.
Специалисты-педагоги в своё время предлагали систематизировать методы и приёмы обучения на основе различных критериев. Рассмотрим некоторые классификации и изучим, какие есть методы обучения. А после этого поговорим о том, какие современные методы сейчас популярны.
По характеру познавательной деятельности (М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер)
Эта классификация по задумке создателей должна отражать уровень активности мышления и самостоятельности учеников. В ней описаны следующие методы.
Объяснительно-иллюстративный метод. Его используют, чтобы учитель мог изложить, а ученики усвоить уже известные факты, подходы, оценки и выводы. Этим методом часто пользуются, чтобы передать большое количество информации. Например, преподаватель читает студентам лекцию о русской культуре XIX века и показывает на экране слайды с произведениями того времени.
Репродуктивный метод. Ученики выполняют какое-то действие по инструкции учителя или по его примеру. Таким методом могут часто пользоваться на уроках прикладных занятий, курсах рисования, когда нужно что-то повторять, чтобы набить руку. Например, учитель показывает, как смешивать цвета, чтобы получить нужный оттенок. Как и в объяснительно-иллюстративном методе, здесь знания передаются ученикам в готовом виде.
В фильме «Ещё по одной» (Drunk, 2020) учитель истории использует метод проблемного изложения, когда предлагает ученикам выбрать правителя государства только по описанию, без имён. Источник кадра: bbc.com
Метод проблемного изложения. Педагог перед объяснением темы ставит проблему, формулирует задачу, а потом демонстрирует способ её решения (через доказательства и сравнение точек зрения). В реальности это задания, начинающиеся с вопроса «Почему?», задания с недостающей информацией или задания «на подумать». Например, учитель обществознания описывает ученикам случай, когда в маленьком городе строят завод по производству тракторов, и предлагает ученикам посмотреть на ситуацию глазами местных жителей, экологов и чиновников.
Частично-поисковый метод. Учитель ставит какой-то вопрос, а учащиеся самостоятельно ищут на него ответ. Например на языковых курсах преподаватель предлагает студентам порассуждать на тему «Кем я буду через 10 лет». Студенты используют уже известные им словосочетания и конструкции, чтобы построить текст на новую тему, к которой они не готовились, а преподаватель подсказывает и направляет.
Исследовательский метод. Учащиеся сами изучают информацию по теме или ведут наблюдения. По сути, это имитация научного исследования. Например, преподаватель курсов маркетинга даёт студентам задание подготовить анализ рынка онлайн-обучения по информации из открытых источников и самостоятельно сделать выводы.
По источникам передачи знаний (А. А, Вагин, П. В. Гора)
По источникам передачи знаний выделяют три группы методов:
- словесные (лекции, беседы, дискуссии);
- наглядные (иллюстрации, схемы, графики, показ материала);
- практические (упражнения, лабораторные работы).
В последнее время к этим источникам добавляют ещё два: книги и компьютерные технологии.
Тренировка — один из практических методов обучения, который призван развить навыки учащегося. Кадр из фильма «Одержимость» (2014). Источник: film.ru
По компонентам деятельности (Ю. К. Бабанский)
Известный советский педагог Ю. К. Бабанский собрал и систематизировал уже имеющиеся на тот момент теории. Он поделил все методы обучения на три большие группы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные (карты, презентации, приборы) и практические (упражнения, лабораторные работы, практикумы);
- индуктивные (раскрытие темы от частного к общему) и дедуктивные (раскрытие темы от общего к частному);
- репродуктивные (учитель сообщает информацию) и проблемно поисковые (учитель создаёт ситуацию, когда ученики сами ищут информацию и решают проблему);
- методы самостоятельной работы (ученик сам работает с учебником, литературой или приборами).
Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (нужны для проверки знаний):
- устный контроль (опрос на семинаре);
- письменный контроль (промежуточный тест);
- практический контроль (лабораторная работа).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- стимулирование интереса к учёбе,
- стимулирование чувства ответственности за обучение.
В педагогике выделяют ещё ряд классификаций, каждая из которых отражает те или иные аспекты процесса обучения.
- По дидактическим целям: есть методы изучения новых знаний, методы закрепления знаний и методы контроля.
- По способам изложения учебного материала: бывают информационно-сообщающие методы, например, рассказ или объяснение, и диалогические (беседа, дискуссия).
- По учёту структуры личности: методы воздействуют на сознание, поведение или чувства.
- По этапу обучения: методы подготовки к изучению материала, методы изучения нового материала, методы конкретизации и углубления знаний, методы приобретения практических умений и навыков, методы контроля и оценки результатов обучения.
Какие бы методы ни использовал преподаватель, важно адаптировать их под тему занятия, возраст учеников, а также особенности группы или класса.
Популярные современные методы обучения
Мы рассмотрели традиционные методы, которые учителя уже не одно десятилетие применяют в работе. Но в последние годы вузы, школы и онлайн-платформы всё чаще запускают дистанционные курсы, появляются всё новые программы и инструменты. Так что перед педагогикой встают новые задачи и специалисты вырабатывают новые методы. Остановимся подробнее на некоторых современных методах обучения.
Кейс-стади или разбор кейса
Кейс (case) — это заранее подготовленный учебный материал, в котором содержится описание ситуации, произошедшей в реальной практике. Метод учит студентов находить ответы на проблемные вопросы и принимать решения, а также предполагает творческий подход.
Особенности кейс-метода:
- учащиеся движутся от частного к общему, то есть метод индуктивный;
- в процессе решения кейса студенты получают навыки анализа, исследования и принятия решений;
- развивает навыки мышления и умение работать с большим количеством информации.
Метод разбора кейсов часто применяют в бизнес-образовании.
Ролевые и деловые игры
Ролевые игры в обучении развивают творческое мышление, формируют практические навыки и учат работать в группе. Игра вовлекает в учебный процесс максимум студентов и делает процесс увлекательным.
Во время ролевых игр ученики, наделённые определёнными ролями, исследуют какую-то тему. Такой метод — отличный способ поощрить творческое мышление учащихся, а не фокусироваться на оценках. Например, дети на уроке могут проходить квест и зарабатывать в процессе очки и опыт. Такой метод также поощряет не только усвоение знаний, но и развитие социальных навыков.
Деловая игра — это моделирование профессиональной деятельности, когда студенты (а деловые игры используют с учащимися старшего возраста) применяют свои знания в различных ситуациях. Педагогическая суть деловой игры в том, что она повышает самостоятельность студентов и готовит их к будущей работе.
Перевёрнутые классы
Метод перевёрнутых классов (англ. flipped classroom) предполагает, что учащиеся знакомятся с содержанием урока дома (читая книги или смотря видео), а практические задания делают в школе. Эта схема противоположна традиционной, в которой новую тему разбирают на уроке, а задания выполняют дома.
В «перевёрнутом классе» ученики в домашних условиях:
- смотрят онлайн-лекции,
- читают материалы онлайн-курса,
- читают тексты в цифровом и бумажном виде,
- проводят исследования.
В учебном же классе они вместе с педагогом:
- отрабатывают навыки,
- общаются с одноклассниками или однокурсниками,
- проводят презентации,
- делают лабораторные работы.
Главный плюс такого метода в том, что, осваивая новые знания, ученики работают каждый в своём темпе. Накопившиеся вопросы они могут задать педагогу на занятии, тем более на вопросы и разбор упражнений остаётся больше времени, чем в традиционном подходе.
Проектный метод
В фильме «Кадры» стажёров обучают, чтобы отобрать лучших для работы в Google, при этом используют проектный метод (создать приложение для обмена фото), метод викторины (опрос) и частично-поисковый (найти ошибку в коде). Источник фото: kinopoisk.ru
Метод проектов учит ставить цели и искать пути их достижения. В некоторых странах проектное обучение даже заложено в основу образования. Этот метод стимулирует детскую самостоятельность и помогает научить работать в коллективе. Важная особенность проектного метода — ученики приобретают знания самостоятельно через практику, а педагог здесь скорее наставник и консультант.
Проектное обучение может проводиться в различных форматах:
- офлайн и онлайн,
- индивидуально, в паре и в группе.
Во время проектной работы ученики получают ряд навыков:
- критического и творческого мышления,
- навыки работы в команде,
- анализа информации,
- самостоятельного поиска информации,
- публичных выступлений.
Проектный метод предполагает обучение через разработку проекта. Педагог предлагает ученикам сформулировать проблему и поэтапно её решить так, чтобы в итоге получился какой-то конкретный результат. Например, школьники заметили, что в соседнем со школой парке люди часто кормят белок едой, которая для них вредна. Они решили сделать проект, целью которого стало повысить осведомлённость гуляющих в парке о полезной для белок еде. В ходе проекта они собрали информацию, оформили её в виде яркого плаката и разместили его на стенде у входа в парк.
Как выбирать методы обучения
В каждом конкретном случае педагог сам определяет, какой метод обучения выбрать. При выборе форм работы педагогу важно помнить, что ни один метод не универсален и необходимо использовать разные методы, чтобы достигнуть целей обучения.
Также, выбирая методы обучения, учитель должен держать в уме все имеющиеся ресурсы и, конечно, возможности своих учеников. Специалисты обязательно учитывают, чтобы методы соответствовали:
- теме занятия;
- целям, задачам и ожидаемым результатам обучения;
- условиям обучения и имеющемуся времени;
- возрастным возможностям учащихся и их подготовке;
- возможностям, опыту и уровню подготовки самих преподавателей.
К примеру, диспут будет уместно провести на уроке литературы, обсуждая противоположные точки зрения на персонажа. А викторина станет удачным завершением серии уроков по изучению истории России XVIII века.
Последние несколько лет в связи со стремительным ростом рынка онлайн-образования сильно выросла потребность в специалистах, которые ориентируются в современных методах обучения, могут сформировать концепцию онлайн-курса и оформить учебно-методические материалы. Методисты онлайн-курсов не только знают, какие есть методы обучения, но и помогают авторам выходить на рынок с увлекательными и полезными курсами, а вузам, школам и бизнесу создавать образовательные продукты. Кстати, современные методисты могут работать удалённо. предложение-подводка к курсам ниже