Курс рассчитан на выпускников технических вузов и начинающих системных аналитиков. Вы полностью разберёте аналитический процесс, научитесь управлять задачами и формализовать отчеты. Также вы узнаете, как прототипировать и создавать простые учётные программы в Excel.
Программа состоит из 18 тематических модулей и 90 онлайн-уроков. Вы изучите две ведущие IT-системы для ритейла. Ваше портфолио дополнят дипломные проекты по составлению технического задания на внедрение программ удалённой аттестации и самовывоза, а также подключению платёжной системы.
Введение в курс
- Познакомитесь с компетенциями системного аналитика.
- Узнаете, какую роль он играет в решении задач бизнеса.
- Поймёте, почему он так востребован и какого результата ждут от грамотного специалиста.
Аналитический процесс и компетенции. Часть 1
- Изучите, какие навыки и знания нужны аналитику на примере внедрения CRM-системы в ритейле.
- Научитесь строить деревья причинно-следственной связи.
- Поймёте, почему важен анализ данных и как он может повлиять на изменение целей проекта.
- Познакомитесь с разными видами стейкхолдеров и научитесь с ними сотрудничать.
- Рассмотрите распространённые ошибки при общении с заказчиками.
- Разберётесь, как формализовать требования и строить карты историй (User story mapping).
Аналитический процесс и компетенции. Часть 2
- На примере внедрения CRM-системы изучите типовые этапы решения задач: от формализации контекста, потребностей и требований до создания моделей реализации и постановки техзадания.
- Научитесь проектировать сценарии взаимодействия (Use Case), пользовательские интерфейсы, интеграции, структуры данных и алгоритмов. У
- знаете, как распределять требуемый функционал по IT-системам и разбивать их на модули.
- Разберётесь, что такое тестирование требований и развёртывание изменений.
- Познакомитесь с примерами технической документации по описанию интеграции программ.
Управление задачами
- Узнаете, что такое проект и как определить его цель.
- Разберётесь, как проводить совещания: готовить материалы, вести протоколы, проводить интервью и мозговые штурмы.
- Научитесь оценивать риски проекта, задавать вопросы и ставить задачи.
- Познакомитесь с функционалом системы Jira и сможете настраивать фильтры, доски и дашборды, чтобы отслеживать выполнение задач.
- Научитесь оформлять документы в Confluence и схемы в diagrams.net.
Предметная область — ритейл
- Поймёте, что такое воронка продаж и путь клиента (CJM).
- Изучите работу основных разделов интернет-магазина: карточки товаров, корзины, поиска, навигации.
- Познакомитесь с процессами обеспечения в офлайн-магазинах: выкладкой товаров на полках, переоценкой продукции, выпиской чеков, сбором и хранением заказов.
- Узнаете, как работает логистика, как товары размещаются на складах и отгружаются потребителям.
- Разберёте типовые процессы подготовки товарного контента.
- Получите представление об остальных процессах ритейла.
Целеполагание и погружение. Типовые процессы
- Узнаете, что такое устойчивый управляемый бизнес-процесс.
- Изучите модель цикла Деминга и поймёте, как она помогает управлять качеством продуктов и улучшать процессы в компании.
- Научитесь формализовать функциональную модель бизнес-процесса для его автоматизации.
- Рассмотрите географические, конструктивные, юридические и финансовые модели бизнес-процессов.
- Сможете их анализировать.
- Разберётесь, как проектировать операционную деятельность компании, процессы анализа и планирования.
- Познакомитесь с вариантами нотаций VAD, SIPOC, IDEF0, BPMN.
Процессы взаимодействия с клиентом
- Поймёте разницу между проектированием внутренних и клиентских бизнес-процессов.
- Научитесь проводить CX-, UX- и маркетинговые исследования.
- Узнаете, как концепция JTBD помогает создавать только те продукты, которые нужны пользователю и отвечают его потребностям.
- Узнаете, как формализовать опыт взаимодействия клиента (CJM).
- Научитесь проектировать и улучшать будущие взаимодействия продуктов с клиентами и формализовать изменения процессов обеспечения (Service Blueprint).
Изменения процессов и целеполагание
- Узнаете типовые шаги по развитию бизнеса: от startup до enterprise.
- Поймёте, какая автоматизация требуется на каждом этапе.
- Изучите, с помощью каких методов можно улучшить управление бизнес-процессами и усилить контроль качества их выполнения.
- Разберётесь, какие задачи автоматизации при этом возникают.
Формализация требований. User Story. Job Story
- Изучите концепцию JTBD. Научитесь формировать персонажи и концепции IT-систем с помощью шаблона Value Proposotion Canvas.
- Разберётесь, как выявлять и формализовать потребности с помощью Job Story и проектировать требования с помощью User story.
- Поймёте, как проверять качество сформулированных User story и определять критерии их приёмки.
Формализация требований. Отчёты
- Узнаете, какую роль играют отчёты при проектировании IT-систем, и поймёте, что бывает, если их игнорировать.
- Познакомитесь с разными типами отчётов.
- Научитесь создавать сводные таблицы и графики в Excel, анализировать бизнес-процессы в динамике, формировать прогнозы и планы.
- Узнаете, как проводить денежный и количественный учёт товаров.
- Сможете анализировать данные отчётов, делать выводы и находить инсайты.
Как устроены IT-системы
- Поймёте, как работает интернет и база данных.
- Изучите разные системы управления базами данных (СУБД), разберёте их плюсы и минусы. П
- ознакомитесь с основными IT-инструментами, которые обеспечивают работу интернет-магазина: web-сервером, сервером приложений, базой данных.
- Поймёте, как обеспечивается высокая производительность и отказоустойчивость сайтов.
- Рассмотрите шаблоны проектирования MVC и архитектуру программного кода.
- Изучите консоль Google-разработчика и поймёте, как с её помощью анализировать работу страницы сайта и искать ошибки.
IT-системы в e-commerce
- Рассмотрите IT-системы, которые используют контакт-центры.
- Узнаете как в системе «1С:Битрикс» на панели администратора менять основной товарный контент сайта.
- Познакомитесь с задачами товарного учёта.
- Научитесь определять себестоимость и анализировать финансовые результаты.
- Сможете понимать, как прогнозы и планы продаж влияют на экономический результат.
- Узнаете, как проводить товарный учёт в программе «1С:Управление торговлей».
Проектирование схем данных и диаграмм состояний
- Узнаете, почему важно создать словарь терминов и какие термины чаще всего неверно истолковывают. Поймёте, зачем нужна модель схем данных.
- Познакомитесь с нотацией EER (extended entity relationship) и распишете схему данных по кейсу.
- Разберёте семантический подход к проектированию схем данных и подход, основанный на функциональной модели бизнес-процесса.
- Спроектируете EER-модель данных на примере существующей карточки товара.
- Изучите правила нормализации и проверки модели данных.
- Рассмотрите примеры проектирования схемы данных и состояний на основе функциональной модели бизнес-процесса.
Прототипирование и создание простых учётных программ в Excel
- Разберётесь, зачем нужны прототипы.
- Познакомитесь с разными low-code-инструментами, включая Excel.
- Рассмотрите возможности и ограничения Excel и научитесь создавать простые учётные программы.
- Узнаете, как строить схемы данных и модели в сложных случаях.
- Создадите программу по учёту успеваемости, организации проверки домашних заданий и расчёту зарплаты для преподавателей в Excel.
Use Case. Техника проработки взаимодействия
- Поймёте, зачем описывать сценарии взаимодействия пользователя с продуктом, и научитесь это делать с помощью нотации Use Case.
- Узнаете, как создавать первичный и детальный Use Case, прописывать альтернативные сценарии.
- Научитесь строить базовый сценарий на основании зависимости выполнения его шагов.
- Разберёте формализованный шестишаговый шаблон описания взаимодействия.
- Научитесь находить потери в альтернативных сценариях, проверять качество Use Case с помощью сценариев и техники раскраски.
Проектирование интерфейсов для пользователя
- Поймёте роль UX и UI в проектировании интерфейсов. Рассмотрите примеры стандартных интерфейсов и основные ошибки при проектировании интернет-магазинов.
- Научитесь создавать сценарии взаимодействия сотрудника с ПО на базе функционального описания бизнес-процесса.
- Узнаете разницу между CJM и концепцией интерфейса.
- Рассмотрите методы оптимизации концепции интерфейса с помощью выявления потерь при прохождении Customer Journey Map. Разберётесь, как измерить качество концепции интерфейса.
- Изучите сервисы Яндекс.Метрика, «Вебвизор», Google.Analytics, которые помогают анализировать поведение пользователей на сайтах.
- Научитесь составлять карту информационной системы и диаграмму переходов между экранными формами. Создадите прототип экранной формы в Figma.
Проектирование интерфейсов между программами. Интеграции
- Узнаете, почему важно проектировать API.
- Познакомитесь с нотацией DFD и UML-диаграммой последовательности.
- Научитесь интегрировать программы между собой и передавать события и данные.
- Изучите, как сопоставлять структуры данных при интеграции программ, и поймёте, какие вторичные задачи возникают из-за несоответствия структур.
- Разберётесь, что такое концепция интеграции через мастер-систему и инкрементальная передача данных.
- Поймёте, как увеличить производительность с помощью распараллеливания и конвейерной high-load обработки данных.
Проектирование ролевых моделей и формализация технического задания
- Поймёте, как определять требования на ограничения доступа, проверять полноту этих требований и формировать модель управления ограничениями доступа.
- Познакомитесь с распространёнными вариантами классификаций нефункциональных требований. Изучите альтернативную классификацию требований на основании системного разбиения и моделей.
- Разберётесь, что такое матрица компромиссов требований, и узнаете, почему нужно формализовать технические задания.
- Изучите структуру технического задания, сформированного по ГОСТам, и поймёте, чего в нём не хватает.
- Познакомитесь с общей формой модели: контекстом, потребностью, требованием, моделью. Разберёте виды типовых проектируемых моделей IT-системы.
- Узнаете, как правильно формализовать требования быстродействия, производительности, отказоустойчивости IT-системы. Поймёте, что для этого нужно учесть.
Дипломный проект. Техническое задание на разработку программного обеспечения для аттестации
- Вы создадите техническое задание на разработку ПО для подготовки и проведения удалённой аттестации специалистов.
Дипломный проект. Система самовывоза в розничной сети
Вы разработаете поэтапный план внедрения системы самовывоза для розничной сети.
Дипломный проект. Подключение онлайн-платежей для интернет-магазина
Вы сформируете техническое задание на подключение онлайн-платежей через Сбер.