30 апреля / 2021

Обзор Google Analytics 4: чем отличается от Universal Analytics и стоит ли переходить

Алёна Митрофанова
  • /
  • /
Курсы по рекламе и продвижению в Яндекс.Директе и Google Ads >>>
Close
Правильный сбор данных с сайта или приложения помогает вовремя сориентироваться и определить вектор развития интернет-проекта. Формировать статистику вручную неудобно — это долго и можно допустить ошибку. Логичнее подключить специальные метрики, которые будут собирать информацию за вас.

Мы подготовили эту статью для тех, кто хочет узнать больше о плюсах и минусах обновлённой системы аналитики от Google. Наше руководство поможет разобраться, как настроить и пользоваться Google Analytics 4.

В этом обзоре мы расскажем про особенности новой системы и её отличия от прежней. А ещё вы узнаете, с какими сложностями можно столкнуться при переходе на обновлённую аналитику.
Содержание
Что такое Google Analytics 4
Google Analytics 4 — это усовершенствованная версия предыдущего сервиса. Аналитику стало проще настраивать ― появился «Ассистент настройки».
Что появилось в новой версии Google Analytics 4
Разработчики сильно переделали привычную систему аналитики и в новой версии обновили алгоритмы сбора данных.

Система Google Analytics 4 стала:

● по-другому собирать данные ― в основе алгоритма теперь лежат события, а не сессии,
● собирать данные одновременно с нескольких платформ ― сайты, приложения IOS, приложения Android,
● лучше собирать статистику ― больше информации о пользовательских действиях на странице.
Tilda Publishing
Новые функции:

«Центр анализа». Это инструмент, который помогает в изучении собранных данных.
«Вовлечённость». В прошлой версии был «Показатель отказов», в новой ― глубокий анализ вовлечённости.
«Прогнозируемые показатели». На основе поведенческого анализа пользователи разделяются на тех, кто купит что-то в течение недели и не купит.

Разделы
В обновлённой аналитике 5 разделов.

1. Жизненный цикл
Здесь можно найти всю информацию о том, откуда приходят посетители, как они себя ведут, как монетизируется ресурс, как хранятся данные.

2. Пользователь
В отчёте «Демографические данные» можно узнать информацию о поведении пользователей для всех стран и для каждой в частности.

В отчёте «Технологические данные» собрана информация об устройствах, браузерах и операционных системах пользователей, которые взаимодействовали с ресурсом.

3. События
В этом разделе собирается вся информация о событиях и конверсиях.

4. Обзор
В этом отчёте собраны новые инструменты для анализа. Вы можете создать свой аналитический шаблон или использовать готовый из галереи.

5. Настроить
Здесь можно настроить аудитории и специальные определения.
Отчёты
Чтобы получить всю информацию по сайту или приложению, вам понадобятся общие отчёты.

2 отчёта в новой версии сервиса:

● «Главная страница»,
● «Отчёт в реальном времени».

Вкладки «Главная» и «Отчёт в реальном времени» — это дашборды с актуальной информацией. В первой вкладке собрана общая статистика по ресурсу, во второй ― информация в моменте.

В новой аналитике есть ещё специальный инструмент, который несёт в себе функционал отчета ― DebugView.

DebugView — это режим отладки событий, который показывает, что происходит в данный момент с поведением пользователей на сайте. Сначала DebugView надо настроить на устройстве, а потом уже использовать функцию динамического отчёта.
Стоит ли переходить на Google Analytics 4
Если вы новый пользователь, то выбора у вас не будет ― всех новичков сразу регистрируют на новой версии сервиса. Всем начинающим аналитикам и тем, кто хочет глубже изучить эту сферу, мы рекомендуем присмотреться к нашей подборке курсов «Где пройти обучение BI и веб-аналитике: лучшие курсы по аналитике данных».

Для старых пользователей — это вопрос удобства. У ресурса куча новых возможностей, о которых мы уже рассказали, но сервис всё ещё проходит стадию обкатки, поэтому не всё так гладко, как хотелось бы.
Tilda Publishing
Чего не хватает в новой аналитике:

● нет представлений ― коллективного доступа к отчётам в аккаунте,
● нет импорта данных по расходам и ROAS по не-Google кампаниям ― вы не сможете их анализировать,
● интеграция с другими продуктами Google ещё не так сильно развита ― не получится экспортировать конверсии в Search Ads 360 и Display & Video 360.
Tilda Publishing
Вам будет сложно перейти на новую аналитику 4, если:

● у вас много поддоменов,
● основной способ сбора информации ― код сайта,
● вы используете много контейнеров-тегов и автоивентов,
● у вас не построена система метрик,
● у вас нет единого подхода к иерархии событий,
● вы ещё не работали с массивами данными в BigQuery, не знаете схему выгрузки.
Как перейти на Google Analytics 4
Не обязательно выбирать одну из версий сразу же ― вы можете настроить работу системы таким образом, чтобы пользоваться преимуществами обоих и не терять данные из прошлой аналитики.
Tilda Publishing
Чтобы перейти на новую версию:

1. Создайте ресурс и настройте его.
2. Вставьте код отслеживания на сайт.
3. Продумайте систему метрик ― какие события Google Analytics 4 и параметры вы хотите добавить в новую версию аналитики.
Надо ли удалять код старой Google Аналитики
Не удаляйте код Universal Analytics, иначе вы потеряете все накопленные данные. Google Analytics 4 начнёт собирать данные только в момент установки тега gtag.js на сайт, поэтому подключите новую версию параллельно с уже существующими ресурсами.

Чтобы добавить код через менеджер, вставьте его к уже существующему коду и укажите новый код в настройках идентификатор веб-потока G-XXXXXXXX.
Как создать новый аккаунт для Google Analytics 4
В новой системе это можно сделать в 3 шага.

Чтобы пользоваться сервисами Google, сначала создайте в нём аккаунт.

Шаг 1. Создайте аккаунт в Google Analytics, перейдите на сайт и нажмите Start for free. Вы попадёте на приветственную страницу.
Приветственная страница Google Analytics
Нажмите «Создать аккаунт». Выберите название и установите настройки доступа к данным:
Страница создания аккаунта
Шаг 2. Выберите название ресурса, часовой пояс и валюту отчёта.
Страница настройки ресурса
Новая аналитика приспособлена для отслеживания данных с сайтов и приложений, но в дополнительных настройках вы можете активировать старую версию, которая работает только с сайтами.

Шаг 3. Заполните информацию о количестве сотрудников и целях применения системы. Проставьте галочки и нажмите «Создать»:
Страница информации о компании
Как настроить Google Analytics 4
Одно из нововведений ― это «Ассистент настройки», который упростил и ускорил процесс настройки ресурса.
Настройка потока данных
После успешной регистрации вы попадёте в свой кабинет на страницу настроек.
Страница личного кабинета
  1. Откройте вкладку «Настройки ресурса».
  2. Добавьте информацию о сфере деятельности вашего приложения или сайта.
  3. Перейдите во вкладку «Потоки данных».
  4. Укажите, откуда сервису брать данные.
Страница настройки потока данных
Вы можете выбрать что-то одно или всё сразу:

● сайт,
● приложение Android,
● приложение IOS.
Страница настройки потока данных ― сайт
Страница настройки потока данных ― приложение IOS
Страница настройки потока данных ― приложение Android
5. Введите данные сайта или приложения.
6. Нажмите «Создать поток» или «Зарегистрировать приложение».
Настройка тега на сайте
В обновлённом кабинете появилась вкладка «Ассистент настройки», с помощью которой можно настроить всё. Мы будем настраивать теги.
Страница «Ассистент настройки»
  1. Нажмите на нужную строку ― в этом случае «Установка тега».
  2. Перейдите на страницу «Потоки данных», где находятся ваши сайты и приложения.
  3. Выберите нужный поток.
Страница «Сведения о веб-потоке»
Вас ждёт 2 варианта установки:

● открытый код для копирования ― глобальный тег,
● Google менеджер.

Gtag.js или глобальный тег подходит для тех, кто работает с конструкторами сайтов или системой управления контентом.
Глобальный тег
Код на сайт можно установить:

● вручную,
● через CMS,
● с помощью Google Tag Manager.

Чтобы поставить код вручную, скопируйте gtag.js и вставьте в HTML-код каждой страницы сайта сразу после открывающего тега <head>. Посещения страниц, на которых нет этого фрагмента, отслеживаться не будут.

Ещё один вариант как поставить код на сайт ― зайти в режим администрирования CMS. Мы не будем останавливаться на этом, потому что движков много и все инструкции уже есть в интернете.

Google менеджер — это специальный инструмент, который помогает устанавливать теги на сайты и управлять ими.
Страница «Сведения о веб-потоке»
У Google есть отличная пошаговая инструкция, как зарегистрироваться и пользоваться инструментом Google Tag Manager.
Как настроить цели
В обновлённой аналитике цели настраиваются через события. Сервис автоматически регистрирует данные с приложений и сайтов, если у вас уже настроен сбор с помощью SDK или gtag.js.

Разработчики Google Analytics 4 внедрили пул автоматически регистрируемых событий ― основные действия пользователей.

События:

● page_view ― загрузка страницы,
● scroll ― полная прокрутка страницы,
● session_start ― взаимодействие пользователя с сайтом или приложением,
● view_search_results ― выполнение поиска на сайте и так далее.

Полный список вы найдёте в статье «Автоматически регистрируемые события».

Если вам нужно добавить собственные события, это можно сделать:

● через панель управления,
● через менеджер тегов.

На примере каждой цели мы покажем 2 способа настройки.
Покупка
В этой версии сервиса значимые события можно отмечать как конверсии.

В Google Analytics 4 событие-конверсия purchase (покупка) отслеживается по умолчанию, но нужно настроить электронную торговлю, чтобы получать максимум информации из отчётов.

Настройка через «Конверсии»
Событие-конверсия «Покупка»
Настройка через менеджер тегов

1. Зайдите в менеджер тегов, нажмите на «Теги», затем «Создать».
Страница создания тегов
2. Выберите конфигурацию тега.
Страница выбора типа тега
3. Задайте название тега конфигурации, укажите название события, выберите название параметра и его значение.
Страница настройки конфигурации тега
4. Для активации тега нужен триггер, его можно настроить с нуля или взять из предыдущей аналитики. Ниже покажем настройку с нуля.
Страница настройки триггера
5. Нажмите «Сохранить», затем «Отправить».

Вы можете заранее создавать триггеры во вкладке «Триггеры».
Переходы в социальные сети или другие сайты
Это нестандартное целевое действие, поэтому его нужно создать.

Настройка через «Конверсии»

1. Нажмите «Конверсии» слева на панели.
2. Вы попадёте на страницу с кнопкой «Создать событие-конверсию».
3. Щёлкните на кнопку, введите название через нижнее подчёркивание, нажмите «Сохранить».
Обратите внимание, что при создании такой цели у вас будут отслеживаться все переходы.

Если вы хотите отслеживать переходы на конкретные сети и сайты, то создавайте пользовательское событие через вкладку «События», задав нужное значение ― URL сайта или соцсети для этой цели.

Настройка через менеджер тегов

Создадим триггер заранее, а затем используем его при создании тега конфигурации.

1. Перейдите во вкладку «Триггеры» и нажмите «Создать».
2. В списке выберите «Только ссылки».
3. Задайте переменную и параметр.
Страница настройки триггера
4. Создайте тег конфигурации с созданным триггером.
Клик по определённой кнопке
Если вы хотите, чтобы в разделе «Конверсия» отражались данные по кликам на определённую кнопку, то вам нужно будет создать это событие через раздел «События».

Настройка через «События»

1. Нажмите «События» в левой части экрана на панели управления.
2. Нажмите «Создать событие».
3. В открывшемся окне нажмите «Создать», введите имя события, добавьте параметр и значение (зависят от ваших целей). В этом случае значение ― код кнопки.
Страница создания нового события
4. Нажмите «Создать».
Потребуется до 24 часов на отображение нового события во вкладке «Конверсии», поэтому не забудьте его активировать после того, как оно появится.

Настройка через менеджер тегов

1. Скопируйте class или ID кнопки, нажав правой кнопкой мыши на элементе, выберите «Посмотреть код».
2. Создайте тег конфигурации и триггер.
3. Выберите тип триггера «Клик - Все элементы», в качестве параметра задайте Click classes или Click ID, в качестве значения укажите скопированный код.
Страница настройки триггера
Прокрутка
Эту цель также можно настроить через «Конверсии», потому что это одна из автоматических конверсий ― Scroll.

Настройка через менеджер тегов

1. Зайдите в «Переменные», нажмите «Настроить».
2. Проставьте галочки в разделе «Прокрутка».
3. Создайте триггер «Глубина прокрутки» с нужными параметрами.
Отправка формы
Эту цель также можно настроить также через «События», об этом мы тоже уже написали в разделе «Клик по определённой кнопке».

Настройка через менеджер тегов

1. Зайдите в «Переменные», нажмите «Настроить».
2. Поставьте галочку в разделе «Формы» ― Form ID.
3. Создайте триггер «Отправка формы» с нужными параметрами.
Не забудьте, что после создания триггеров надо создать теги для учёта конверсии.
Как протестировать настройку цели
Вы можете это сделать с помощью панели управления или менеджера тегов.

● «Отчёт в реальном времени»,
● DebugView,
● «Предварительный просмотр» ― можно найти в менеджере тегов.
Как связать Google Analytics 4 и Google Ads
Войдите в режим «Администратор» и щёлкните на «Связь с Google Рекламой».
Нажмите «Связать».
Затем следуйте инструкции сервиса.
Как пользоваться Google Analytics 4
У новой версии появилась оптимизированная панель управления. Покажем, как она выглядит, и расскажем, какие вкладки на ней есть.
Новое меню
В прошлой версии меню глобально делилось на «Отчёты» и «Специальные отчёты». В новой аналитике панель управления перестроили под анализ пользователей, потому что изменилась концепция сбора данных.
Новая панель управления
В этом обзоре Google Analytics 4 мы рассказали обо всех нововведениях и усовершенствованиях системы по сравнению с предыдущей версией сервиса. Сервис ещё дорабатывается, поэтому постоянно появляются новые функции и возможности. Надеемся, что с нашим руководством работа в обновлённой аналитике станет проще и понятнее.
Нравится наш блог?
Подпишитесь и будьте в курсе новых статей, обучающих курсов и бесплатных мероприятий