Правильный сбор данных с сайта или приложения помогает вовремя сориентироваться и определить вектор развития интернет-проекта. Формировать статистику вручную неудобно — это долго и можно допустить ошибку. Логичнее подключить специальные метрики, которые будут собирать информацию за вас.
Мы подготовили эту статью для тех, кто хочет узнать больше о плюсах и минусах обновлённой системы аналитики от Google. Наше руководство поможет разобраться, как настроить и пользоваться Google Analytics 4.
В этом обзоре мы расскажем про особенности новой системы и её отличия от прежней. А ещё вы узнаете, с какими сложностями можно столкнуться при переходе на обновлённую аналитику.
Что такое Google Analytics 4
Google Analytics 4 — это усовершенствованная версия предыдущего сервиса. Аналитику стало проще настраивать ― появился «Ассистент настройки».
Что появилось в новой версии Google Analytics 4
Разработчики сильно переделали привычную систему аналитики и в новой версии обновили алгоритмы сбора данных.
Система Google Analytics 4 стала:
- по-другому собирать данные ― в основе алгоритма теперь лежат события, а не сессии,
- собирать данные одновременно с нескольких платформ ― сайты, приложения IOS, приложения Android,
- лучше собирать статистику ― больше информации о пользовательских действиях на странице.
Новые функции:
- «Центр анализа». Это инструмент, который помогает в изучении собранных данных.
- «Вовлечённость». В прошлой версии был «Показатель отказов», в новой ― глубокий анализ вовлечённости.
- «Прогнозируемые показатели». На основе поведенческого анализа пользователи разделяются на тех, кто купит что-то в течение недели и не купит.
Разделы
В обновлённой аналитике 5 разделов.
- Жизненный цикл
Здесь можно найти всю информацию о том, откуда приходят посетители, как они себя ведут, как монетизируется ресурс, как хранятся данные.
- Пользователь
В отчёте «Демографические данные» можно узнать информацию о поведении пользователей для всех стран и для каждой в частности.
В отчёте «Технологические данные» собрана информация об устройствах, браузерах и операционных системах пользователей, которые взаимодействовали с ресурсом.
- События
В этом разделе собирается вся информация о событиях и конверсиях.
- Обзор
В этом отчёте собраны новые инструменты для анализа. Вы можете создать свой аналитический шаблон или использовать готовый из галереи.
- Настроить
Здесь можно настроить аудитории и специальные определения.
Отчёты
Чтобы получить всю информацию по сайту или приложению, вам понадобятся общие отчёты.
2 отчёта в новой версии сервиса:
- «Главная страница»,
- «Отчёт в реальном времени».
Вкладки «Главная» и «Отчёт в реальном времени» — это дашборды с актуальной информацией. В первой вкладке собрана общая статистика по ресурсу, во второй ― информация в моменте.
В новой аналитике есть ещё специальный инструмент, который несёт в себе функционал отчета ― DebugView.
DebugView — это режим отладки событий, который показывает, что происходит в данный момент с поведением пользователей на сайте. Сначала DebugView надо настроить на устройстве, а потом уже использовать функцию динамического отчёта.
Стоит ли переходить на Google Analytics 4
Если вы новый пользователь, то выбора у вас не будет ― всех новичков сразу регистрируют на новой версии сервиса. Всем начинающим аналитикам и тем, кто хочет глубже изучить эту сферу, мы рекомендуем присмотреться к нашей подборке «Курсы аналитики в Power BI».
Для старых пользователей — это вопрос удобства. Если вы пользуетесь только самыми базовыми функциями, например, отслеживаете переходы по UTM-меткам, возможно, вам нет смысла переходить на обновлённую версию.
У ресурса куча новых возможностей, о которых мы уже рассказали, но сервис всё ещё проходит стадию обкатки, поэтому не всё так гладко, как хотелось бы.
Чего не хватает в новой аналитике:
- нет представлений ― коллективного доступа к отчётам в аккаунте,
- нет импорта данных по расходам и ROAS по не-Google кампаниям ― вы не сможете их анализировать,
- интеграция с другими продуктами Google ещё не так сильно развита ― не получится экспортировать конверсии в Search Ads 360 и Display & Video 360.
Вам будет сложно перейти на новую аналитику 4, если:
- у вас много поддоменов,
- основной способ сбора информации ― код сайта,
- вы используете много контейнеров-тегов и автоивентов,
- у вас не построена система метрик,
- у вас нет единого подхода к иерархии событий,
- вы ещё не работали с массивами данными в BigQuery, не знаете схему выгрузки.
Как перейти на Google Analytics 4
Не обязательно выбирать одну из версий сразу же ― вы можете настроить работу системы таким образом, чтобы пользоваться преимуществами обоих и не терять данные из прошлой аналитики.
Чтобы перейти на новую версию:
- Создайте ресурс и настройте его.
- Вставьте код отслеживания на сайт.
- Продумайте систему метрик ― какие события Google Analytics 4 и параметры вы хотите добавить в новую версию аналитики.
Надо ли удалять код старой Google Аналитики
Не удаляйте код Universal Analytics, иначе вы потеряете все накопленные данные. Google Analytics 4 начнёт собирать данные только в момент установки тега gtag.js на сайт, поэтому подключите новую версию параллельно с уже существующими ресурсами.
Чтобы добавить код через менеджер, вставьте его к уже существующему коду и укажите новый код в настройках идентификатор веб-потока G-XXXXXXXX.
Как создать новый аккаунт для Google Analytics 4
В новой системе это можно сделать в 3 шага.
Чтобы пользоваться сервисами Google, сначала создайте в нём аккаунт.
Шаг 1. Создайте аккаунт в Google Analytics, перейдите на сайт и нажмите Start for free. Вы попадёте на приветственную страницу.
Приветственная страница Google Analytics
Нажмите «Создать аккаунт». Выберите название и установите настройки доступа к данным:
Страница создания аккаунта
Шаг 2. Выберите название ресурса, часовой пояс и валюту отчёта.
Страница настройки ресурса
Новая аналитика приспособлена для отслеживания данных с сайтов и приложений, но в дополнительных настройках вы можете активировать старую версию, которая работает только с сайтами.
Шаг 3. Заполните информацию о количестве сотрудников и целях применения системы. Проставьте галочки и нажмите «Создать»:
Страница информации о компании
Как настроить Google Analytics 4
Одно из нововведений ― это «Ассистент настройки», который упростил и ускорил процесс настройки ресурса.
Настройка потока данных
После успешной регистрации вы попадёте в свой кабинет на страницу настроек.
- Откройте вкладку «Настройки ресурса».
- Добавьте информацию о сфере деятельности вашего приложения или сайта.
- Перейдите во вкладку «Потоки данных».
- Укажите, откуда сервису брать данные.
Страница настройки потока данных
Вы можете выбрать что-то одно или всё сразу:
- сайт,
- приложение Android,
- приложение IOS.
Страница настройки потока данных ― сайт
Страница настройки потока данных ― приложение IOS
Страница настройки потока данных ― приложение Android
- Введите данные сайта или приложения.
- «Создать поток» или «Зарегистрировать приложение».
Настройка тега на сайте
В обновлённом кабинете появилась вкладка «Ассистент настройки», с помощью которой можно настроить всё. Мы будем настраивать теги.
Страница «Ассистент настройки»
- Нажмите на нужную строку ― в этом случае «Установка тега».
- Перейдите на страницу «Потоки данных», где находятся ваши сайты и приложения.
- Выберите нужный поток.
Страница «Сведения о веб-потоке»
Вас ждёт 2 варианта установки:
- открытый код для копирования ― глобальный тег,
- Google менеджер.
Gtag.js или глобальный тег подходит для тех, кто работает с конструкторами сайтов или системой управления контентом.
Глобальный тег
Код на сайт можно установить:
- вручную,
- через CMS,
- с помощью Google Tag Manager.
Чтобы поставить код вручную, скопируйте gtag.js и вставьте в HTML-код каждой страницы сайта сразу после открывающего тега. Посещения страниц, на которых нет этого фрагмента, отслеживаться не будут.
Ещё один вариант как поставить код на сайт ― зайти в режим администрирования CMS. Мы не будем останавливаться на этом, потому что движков много и все инструкции уже есть в интернете.
Google менеджер — это специальный инструмент, который помогает устанавливать теги на сайты и управлять ими.
Страница «Сведения о веб-потоке»
У Google есть отличная пошаговая инструкция, как зарегистрироваться и пользоваться инструментом Google Tag Manager.
Как настроить цели
В обновлённой аналитике цели настраиваются через события. Сервис автоматически регистрирует данные с приложений и сайтов, если у вас уже настроен сбор с помощью SDK или gtag.js.
Разработчики Google Analytics 4 внедрили пул автоматически регистрируемых событий ― основные действия пользователей.
События:
- page_view ― загрузка страницы,
- scroll ― полная прокрутка страницы,
- session_start ― взаимодействие пользователя с сайтом или приложением,
- view_search_results ― выполнение поиска на сайте и так далее.
Полный список вы найдёте в статье «Автоматически регистрируемые события».
Если вам нужно добавить собственные события, это можно сделать:
- через панель управления,
- через менеджер тегов.
На примере каждой цели мы покажем 2 способа настройки.
Покупка
В этой версии сервиса значимые события можно отмечать как конверсии.
В Google Analytics 4 событие-конверсия purchase (покупка) отслеживается по умолчанию, но нужно настроить электронную торговлю, чтобы получать максимум информации из отчётов.
Настройка через «Конверсии»
Событие-конверсия «Покупка»
Настройка через менеджер тегов
- Зайдите в менеджер тегов, нажмите на «Теги», затем «Создать».
Страница создания тегов
- Выберите конфигурацию тега.
Страница выбора типа тега
- Задайте название тега конфигурации, укажите название события, выберите название параметра и его значение.
Страница настройки конфигурации тега
- Для активации тега нужен триггер, его можно настроить с нуля или взять из предыдущей аналитики. Ниже покажем настройку с нуля.
Страница настройки триггера
- Нажмите «Сохранить», затем «Отправить».
Вы можете заранее создавать триггеры во вкладке «Триггеры».
Переходы в социальные сети или другие сайты
Это нестандартное целевое действие, поэтому его нужно создать.
Настройка через «Конверсии»
- Нажмите «Конверсии» слева на панели.
- Вы попадёте на страницу с кнопкой «Создать событие-конверсию».
- Щёлкните на кнопку, введите название через нижнее подчёркивание, нажмите «Сохранить».
Обратите внимание, что при создании такой цели у вас будут отслеживаться все переходы.
Если вы хотите отслеживать переходы на конкретные сети и сайты, то создавайте пользовательское событие через вкладку «События», задав нужное значение ― URL сайта или соцсети для этой цели.
Настройка через менеджер тегов
Создадим триггер заранее, а затем используем его при создании тега конфигурации.
- Перейдите во вкладку «Триггеры» и нажмите «Создать».
- В списке выберите «Только ссылки».
- Задайте переменную и параметр
Страница настройки триггера
- Создайте тег конфигурации с созданным триггером.
Клик по определённой кнопке
Если вы хотите, чтобы в разделе «Конверсия» отражались данные по кликам на определённую кнопку, то вам нужно будет создать это событие через раздел «События».
Настройка через «События»
- Нажмите «События» в левой части экрана на панели управления.
- Нажмите «Создать событие».
- В открывшемся окне нажмите «Создать», введите имя события, добавьте параметр и значение (зависят от ваших целей). В этом случае значение ― код кнопки.
Страница создания нового события
- Нажмите «Создать».
Потребуется до 24 часов на отображение нового события во вкладке «Конверсии», поэтому не забудьте его активировать после того, как оно появится.
Настройка через менеджер тегов
- Скопируйте class или ID кнопки, нажав правой кнопкой мыши на элементе, выберите «Посмотреть код».
- Создайте тег конфигурации и триггер.
- Выберите тип триггера «Клик - Все элементы», в качестве параметра задайте Click classes или Click ID, в качестве значения укажите скопированный код.
Страница настройки триггера
Прокрутка
Эту цель также можно настроить через «Конверсии», потому что это одна из автоматических конверсий ― Scroll.
Настройка через менеджер тегов
- Зайдите в «Переменные», нажмите «Настроить».
- Проставьте галочки в разделе «Прокрутка».
- Создайте триггер «Глубина прокрутки» с нужными параметрами.
Отправка формы
Эту цель также можно настроить также через «События», об этом мы тоже уже написали в разделе «Клик по определённой кнопке».
Настройка через менеджер тегов
- Зайдите в «Переменные», нажмите «Настроить».
- Поставьте галочку в разделе «Формы» ― Form ID.
- Создайте триггер «Отправка формы» с нужными параметрами.
Не забудьте, что после создания триггеров надо создать теги для учёта конверсии.
Как протестировать настройку цели
- «Отчёт в реальном времени»,
- DebugView,
- «Предварительный просмотр» ― можно найти в менеджере тегов.
Как связать Google Analytics 4 и Google Ads*
Войдите в режим «Администратор» и щёлкните на «Связь с Google Рекламой».
Нажмите «Связать».
Затем следуйте инструкции сервиса.
Как пользоваться Google Analytics 4
У новой версии появилась оптимизированная панель управления. Покажем, как она выглядит, и расскажем, какие вкладки на ней есть.
Новое меню
В прошлой версии меню глобально делилось на «Отчёты» и «Специальные отчёты». В новой аналитике панель управления перестроили под анализ пользователей, потому что изменилась концепция сбора данных.
Новая панель управления
В этом обзоре Google Analytics 4 мы рассказали обо всех нововведениях и усовершенствованиях системы по сравнению с предыдущей версией сервиса. Сервис ещё дорабатывается, поэтому постоянно появляются новые функции и возможности. Надеемся, что с нашим руководством работа в обновлённой аналитике станет проще и понятнее.
* На территории РФ приостановлена работа Google Ads.