Мир анимации и моушн-дизайна — это море возможностей и вариантов развития. В этой сфере нужно постоянно учиться и экспериментировать. Из этой статьи вы узнаете о профессии моушн-дизайнер: кто это и чем занимается. Также вы поймёте, какие навыки и умения нужны этому специалисту, где он может работать и как стать моушн-дизайнером.
Кто такой motion-дизайнер
Motion-дизайнер создаёт визуальные эффекты для телевидения, заставки для YouTube, анимированную графику для рекламы, видеопрезентации и анимацию для соцсетей. Его навыки нужны везде, где требуется «оживить» статичную картинку. Моушн помогает вызвать эмоции у аудитории и быстро доносить до неё нужную идею.
Отличия от графического дизайнера
Хотя часть навыков моушн-дизайнера совпадает с навыками графического дизайнера, отличие между ними принципиальное. И кроется оно в названии профессии: «motion» — движение.
Моушн-дизайнер — это человек, под руками которого изображение оживает и рассказывает зрителю маленькую историю, будь то заставка к шоу автоблогера, реклама нового смартфона или титры перед фильмом.
Графический дизайнер работает со статичными макетами — айдентика, дизайн упаковки, наружная реклама, полиграфия и баннеры для сайтов.
Дизайн упаковки мороженого «Cornetto». Источник: брендинговое агентство Depot
Плюсы и минусы профессии
В любой работе есть то, за что её любят и то, что в ней, откровенно говоря, бесит. В профессии motion-дизайнера есть и приятные моменты, и минусы.
плюсы | минусы |
Удовольствие от креативного процесса: создавая видео, можно почувствовать себя настоящим творцом. | Нужно разбираться в нескольких областях, так как motion-дизайнер — это и дизайнер, и режиссёр, и монтажёр, и продюсер. |
Профессия хорошо оплачивается: моушн-дизайнеров меньше, чем графических, и их ценят выше. | Возможны долгие согласования проекта с заказчиком. |
Навыки моушн-дизайнера востребованы во множестве сфер, можно поучаствовать в интересных проектах в области кино или рекламы. | Возможно творческое выгорание, если не следить за нагрузкой и графиком. |
Можно работать на фрилансе по удобному для вас графику. |
Профессиональные навыки моушн-дизайнера
Чтобы создавать графику, которая захватит внимание зрителя и донесёт до него правильные смыслы, нужно знать не так уж мало. Моушн-дизайнер работает не только с видео, но ещё и со звуком и текстом. Он делает так, чтобы всё это вместе рассказывало связную историю. Вот что должен уметь моушн-дизайнер.
Разбираться, собственно, в самом дизайне. В теории, чтобы быть моушн-дизайнером, уметь рисовать необязательно, надо уметь «двигать» уже нарисованное. Но, если у вас нет дизайнерских навыков, вам будет сложно быстро войти в моушн. У вас будут сложности с анимацией, композицией, контрастом, гармонией, цветом и типографикой. Так что придётся разобраться в этих областях.
Иметь навыки сценарного мастерства. Motion-дизайнер — это не просто человек, который создаёт красивую картинку в движении. Его работы — это истории, фрагмент историй, инструкции или описания. Чтобы картинка поведала зрителю какую-то историю, не обойтись без понимания драматургических приёмов, навыков монтажа и знаний о том, как работает сюжет.
Владеть набором профессиональных программ. Разные моушн-дизайнеры пользуются разным софтом, в зависимости от предпочтений. В разделе ниже мы подробнее расскажем о самых распространённых программах и технических инструментах для моушн-дизайнера.
Инструменты для работы
Для работы над анимированным контентом нужен профессиональный софт. Есть ряд программ, которые чаще всего используют моушн-дизайнеры.
Adobe After Effects. Основная программа в профессии, мастхэв для современного motion-дизайнера. Базовый на сегодня инструмент для большинства задач по 2D и псевдо-3D. С помощью этой программы можно:
- создавать титры для кинофильмов;
- делать заставки и переходы;
- удалять объекты из клипов;
- оживлять персонажей и логотипы;
- создавать дизайн в 3D-пространстве.
Интерфейс программы Adobe After Effects. Скрин из Youtube-канала Gareth David Studio
Cinema4D. В 3D-дизайне проще всего стартовать именно с этой программы. В ней создают трёхмерную графику и анимацию, работают с текстурами, светом и материалами.
Adobe Premiere Pro. Это программа для монтажа фильмов и видеороликов для интернета. Её часто используют видеоблогеры и видеографы. С помощью Premiere можно редактировать несколько файлов одновременно.
Adobe Animate. Программа подойдёт для классической покадровой анимации. В ней можно разрабатывать анимацию для игр, телепередач и сайтов. Оживлять мультфильмы и рекламные баннеры, создавать анимированные надписи и аватары. Программа позволяет добавлять интерактивные элементы в электронные руководства и инфографику и быстро публиковать контент на различных платформах.
Toon Boom. Ещё одна профессиональная и при этом доступная простому пользователю программа для создания мультфильмов и анимации. Известна тем, что широко используется в киноиндустрии.
Есть ряд других программ, которыми пользуются моушн-дизайнеры:
- Adobe Illustrator и Adobe Photoshop — для создания графики, редактирования изображений и видео;
- Autodesk 3ds Max — для создания трёхмерных моделей;
- Autodesk Maya — для редактуры 3D-графики;
- Moho — для создания векторной 2D анимации и графики.
Программ, на самом деле, много, каждый дизайнер использует свой набор вспомогательного софта.
Личные качества
Про хорошего моушн-дизайнеры можно сказать, что он:
- умеет следить за меняющимися трендами в моушн-дизайне;
- творчески мыслит;
- умеет находить общий язык и сотрудничать с командой;
- готов обучаться новым программам и технологиям;
- любит создавать что-то новое с нуля;
- готов много работать, чтобы создавать отличный продукт.
Обязанности
Motion-дизайнеры создают графику для фильмов, презентаций, телевидения, рекламы, заставок на YouTube, роликов и обложек в соцсетях. Дизайнеры с разной специализацией выполняют разные задачи, но все они, так или иначе, заняты выполнением следующих задач:
- переговоры с потенциальными и имеющимися клиентами;
- поиск идей для реализации проектов;
- работа над проектами в программах Adobe After Effects, Cinema 4D, Adobe Premiere Pro;
- создание VFX: анимирование взрывов, разрушений и движения жидкостей;
- создание анимированной инфографики, персонажной 2D-анимации;
- оживление логотипов и презентаций;
- монтаж видео, работа с кадром и светом;
- моделирование 3D-объектов;
- внесение правок в текущие проекты.
Сферы работы моушн-дизайнера
Анимированный контент работает безотказно, если нужно за секунды зацепить внимание зрителя. С помощью ролика можно за минуту объяснить, как работает онлайн-сервис, рассказать о преимуществах товара и настроить аудиторию на нужный лад.
Спрос на моушн растёт и будет расти вместе со всеобщей цифровизацией и развитием технологий. Рассмотрим, где можно применять результаты работы motion-дизайнера на сегодняшний день.
ТВ
Отбивки, вступительные и заключительные титры, разнообразные заставки — всё это делают моушн-дизайнеры.
Кино
Для кино моушн-дизайнеры создают эффектные титры и заставки. Также их услугами пользуются при производстве тизеров и трейлеров фильмов.
Клипы
Командам, которые снимают видеоклипы, тоже нужен моушн. Дизайнеры делают множество вещей: от плашек с титрами и до сложной инфографики и покадровой анимации.
Онлайн-медиа
Развлекательные, информационные и образовательные интернет-проекты постоянно используют моушн-дизайн, чтобы делать короткие и яркие видеоролики.
Именно для этой индустрии часто делают эксплейнеры. Это ролики с разъяснением чего-либо: как работает программа, почему собаки бегают во сне, чем холодильник этой марки лучше, чем остальные.
Реклама и маркетинг
В рекламе на ТВ или YouTube мы постоянно видим анимированный текст, логотипы и изображения товаров. В маленький ролик можно поместить столько информации на единицу времени, сколько не всегда может донести инфографика, лендинг или статья.
Офлайн-шоу и мероприятия
Моушн можно увидеть в формате 3D-mapping. 3D-mapping — это лазерное шоу на фасадах зданий, во время которого обыгрывается форма здания, детали его архитектуры и расположение. Также ролики используют на экранах во время концертов, фестивалей и праздников.
Форумы и конференции
Моушн-дизайнеры участвуют в создании видео для презентаций и инфографики для сайтов. Они делают визуальные продукты, презентации для партнёров и конференций.
Искусство
Иногда дизайнеры, кроме работ для заказчиков, создают ролики, в которых воплощают собственные идеи. Кроме того, это отличный способ прокачивать навыки и наращивать мастерство.
Анимация для соцсетей
Это хороший вариант для начинающих дизайнеров: можно просто анимировать элементы графики, полноценный ролик делать не нужно. С соцсетей удобно начать, чтобы войти в профессию. Например, можно создавать для заказчиков креативные ролики для TikTok или сторис в Instagram*.
Зарплата
Оплата труда моушн-дизайнера может сильно отличаться в зависимости от опыта, квалификации и компании. Значительная часть спецов работает не в штате студий, а на себя. А значит, их доход состоит из гонораров от клиентов, а не стабильной зарплаты.
На сайте hh.ru можно увидеть зарплаты для motion-дизайнеров в Москве от 30 000 до 200 000 ₽. В среднем на этой вакансии в Москве предлагают от 80 000 до 110 000 ₽ в месяц.
Примеры вакансий моушн-дизайнера в Москве с сайта HeadHunter
От специалиста с зарплатой от 80 000 до 120 000 ₽ работодатели ожидают следующие скиллы:
- уверенное владение: After Effects, Adobe Premier, Photoshop, Illustrator;
- знание скриптов и плагинов для After Effects: Trapcode, Magic Bullet Element, Particular и других;
- опыт работы с хромакеем (технология совмещения двух и более изображений) при помощи эффекта Keylight в Adobe After Effects;
- хороший уровень работы с типографикой, знание принципов анимации и монтажа;
- понимание требований и технических особенностей всех этапов видеопроизводства.
В регионах размер зарплат варьируется от 30 000 до 90 000 ₽ и в среднем составляет примерно 55 000 ₽. Помним, что регионы понятие широкое, в Казани или Санкт-Петербурге, например, моушн-дизайнерам предлагают и 90 000, и 110 000 ₽, а в Оренбурге и Самаре — 35 000 ₽.
Примеры вакансий моушн-дизайнера в регионах с сайта HeadHunter
В целом верхняя планка дохода профессионалов в моушн-дизайне почти не ограничена, всё зависит от навыков и масштаба проектов.
Карьерный рост и перспективы профессии
Моушн-дизайн — это довольно молодая процессия, сфера очень быстро развивается и сейчас прийти в профессию проще, чем десять лет назад. Специалист по анимированному контенту может бесконечно наращивать скиллы и впоследствии работать только с топовыми клиентами и только над проектами, к которым лежит душа.
Многие дизайнеры углубляют индивидуальную специализацию: кто-то уходит в арт-директоры, креативные директоры, продюсеры или владельцы студий.
Некоторые опытные моушн-дизайнеры подтягивают английский язык, собирают классное портфолио и выходят на международный рынок.
Как стать моушн-дизайнером
В моушн-дизайн приходят графические дизайнеры, разработчики, SMM-щики и просто новички без какого-либо опыта работы. Несколько советов для тех, кто хочет войти в профессию:
- осваивайте дизайнерскую и художественную базу;
- не забывайте о навыках монтажа, сценарного мастерства, саунд-дизайна и драматургии;
- показывайте своё портфолио, пусть как можно больше людей видят ваши работы — например, можете размещать тизеры роликов в Instagram*, а оттуда звать подписчиков на свой Vimeo- или YouTube-канал.
В этой профессии немало самоучек, но, чтобы самостоятельно освоить все навыки, придётся попотеть. Будет быстрее и эффективнее, если у вас будет системный подход: сначала пройдите толковые курсы по motion-дизайну, где вы получите необходимую и структурированную базу, а потом много-много практикуйтесь.
Вот несколько онлайн-программ для обучения моушн-дизайну.
Полезные ресурсы для моушн-дизайнера
Прокачиваться в моушене лучше, используя опыт и наработки лучших дизайнеров. Ниже список книг для начинающих специалистов:
- Иоханнес Иттен «Искусство цвета», 2020 г.
- Федор Хитрук «Профессия аниматор», 2008 г.
- Ольга Голубева «Основы композиции. Учебное пособие», 2001 г.
- Гарольд Уайтекер, Джон Галас «Тайминг в анимации», 2002 г.
- Питер Уорд «Композиция кадра в кино и на телевидении», 2005 г.
- Эрик Шпикерманн «О шрифте», 2019 г.
Также море полезной информации есть в сети. Для тех, кто начинает свой путь в motion-дизайне, сайт SETTERS Education советует следующие источники:
- YouTube: School of Motion, Ben Marriott, Camp Keyframe, Black Mixture, Move Shapes, ECAbrams, eyedesyn.
- Tематические каналы на Vimeo: Motiongrapher, Wine after Coffee, Purely Motion Graphics, Nice Type, Eye Candy, Animated Music Videos.
Моушн-дизайнер — это художник, режиссёр, сценарист, продюсер, оператор, монтажёр и саунд-дизайнер. Это одна из самых креативных профессий на рынке digital. Большой плюс в работе motion-дизайнера — можно работать в качестве фрилансера над интересными для вас проектами. В таком случае заработок зависит только от масштаба проекта и вашего мастерства. Выбирайте свой путь к карьере моушн-дизайнера, ищите курс по потребностям и начинайте творить.
*Instagram — социальная сеть, которая запрещена в РФ.