2 февраля / 2021

Копирайтинг: с чего начать
и как на этом зарабатывать

Инна Кава
  • /
  • /
Лучшие курсы по созданию и ведению email-рассылок >>>
Close
Что на самом деле делает копирайтер? Пишет тексты — это понятно. А какие тексты? Для кого? Где работает и как получает заказы? Как стать успешным в копирайтинге? Сейчас во всём разберёмся.

Коротко: чем занимаются копирайтеры
Есть много мнений по поводу определения «копирайтинг». Кто-то настаивает, что копирайтер пишет только тексты для рекламы, а если вы пишете про то, как выращивать базилик на подоконнике, то вы просто райтер, без «копи». Ещё есть варианты «коммерческий автор», «веб-райтер», «технический писатель». Для удобства давайте опустим все нюансы и в этой статье будем придерживаться следующего мнения: копирайтинг — это написание текстов на заказ.
Копирайтинг — это написание текстов на заказ.
Если вы только в начале пути, то наверняка задумывались: 1) что именно нужно будет писать и 2) откуда брать информацию: неужели всё из головы? Разберёмся с первым вопросом.

Какие тексты пишут копирайтеры:
● полезные статьи наподобие этой;
● тексты для лендингов;
● тексты для наполнения интернет-магазинов;
● SEO-тексты;
● коммерческие предложения;
● посты для соцсетей;
● письма для email-рассылки;
● сценарии для видеороликов.

И это далеко не всё, задачи бывают разные. Этикетку для вашего шампуня тоже писал какой-то копирайтер. Кто знает, возможно, новую этикетку напишете именно вы:)

Источником для текстов может служить ваш опыт, мнение знакомых экспертов, информация из видео на Youtube, статей, книг, фильмов, ГОСТов, интервью. Например, если вы пишете статью о том, как создать и раскрутить свой бренд одежды, скорее всего, ваших знаний будет недостаточно. Нужно будет найти человека, который этот путь уже прошёл, и расспросить у него, что там и как. Если вы работаете в агентстве, то информацию, скорее всего, вам предоставит маркетолог или сам клиент.
Как начать, если вы совсем новичок
Копирайтинг — такая же профессия, как и все остальные. Поэтому сначала хорошо бы пройти обучение, а потом побольше практиковаться, желательно уже во время учёбы.
Варианты трудоустройства после прохождения курса
Гарантированное трудоустройство. Работу вы получаете сразу после окончания курса. Такое предлагают не все школы, поэтому внимательно смотрите описания курсов.

Стажировка. Часто на курсах есть обязательная стажировка: сначала вас учат, потом внедряют в команду к партнёрам, чтобы вы потренировались на реальных проектах. Если вы хорошо себя проявите, скорее всего, после стажировки вас пригласят туда же на работу.

База резюме. Авторы курса заносят ваше резюме в базу учеников, которую просматривают клиенты. Чем крупнее и авторитетнее школа, тем круче будут клиенты и тем чаще они будут заглядывать в базу учеников.

Нетворкинг. Этот способ сработает при условии, что на курсе вы активно общаетесь с другими учениками и преподавателями, сдаёте все домашние задания и не пропадаете с радаров.

  • Обычно преподаватели курса замечают перспективных новичков во время обучения и при случае рекомендуют знакомым или забирают к себе в команду.
  • Другие ученики тоже могут в будущем предложить вам работу, например, поделиться проектом, с которым не успевают сами.
  • Иногда клиенты сами приходят на курс под видом учеников и отслеживают тех, кто хорошо справляется с заданиями, чтобы пригласить их на работу. Такой вот странный шпионский метод, и всё же довольно распространённый, особенно на недорогих коротких курсах.
Копирайтеров чаще всего ищут через знакомых, а не на сайтах вакансий
Хороших копирайтеров часто передают из рук в руки. Чаще всего их ищут именно через знакомых, и очень редко — через сайты с вакансиями. Поэтому так важно с самого начала карьеры быть на виду и прокачивать личный бренд.
А если не проходить курсы?
Можно начать работать и без обучения. Самая распространённая практика — это брать заказы на биржах копирайтинга. Их много, вот одни из крупных: eTXT, Text.ru, Advego, Copylancer, ContentMonster, TurboText.

Плюсы и минусы работы на биржах копирайтинга:
+ можно начать работу сразу после регистрации (иногда нужно пройти тест на грамотность);
+ это простые и быстрые деньги, когда срочно нужно подзаработать;
+ биржа выступает финансовым гарантом, то есть у заказчика нет возможности кинуть вас на деньги;
+ можно не только брать заказы, но и продавать свои тексты в магазине статей;
+ биржа ни к чему вас не обязывает: нет графика работы и постоянной нагрузки, главное соблюдать дедлайны;
+ вы сами выбираете себе работу: берёте только тот заказ, который подходит вам по теме и оплате.
- биржи берут комиссию с вашей оплаты за тексты (5-25%, зависит от биржи);
- трудно найти заказ с оплатой выше среднего;
- обычно нужно какое-то время поработать за дёшево, чтобы наработать рейтинг и получить доступ к более высоким расценкам;
- большая конкуренция;
- надо разбираться с системой рейтингов и штрафов;
- общаться с заказчиком вне биржи запрещено, при нарушении можно потерять аккаунт и наработанный рейтинг;
- строгие технические требования к текстам: уникальность, тошнота, ключевые слова.
Многие копирайтеры используют биржи как стартовую площадку. Здесь можно «набить руку», научиться общаться с заказчиками, попробовать себя в разных темах, да и вообще понять, ваше это или нет. После биржи некоторые авторы уходят в «свободное плавание», то есть ищут заказы самостоятельно, работая как фрилансеры. А кто-то работает на бирже годами и не собирается уходить.
А если я не хочу быть фрилансером?
Копирайтеры работают не только на фрилансе. Вы можете устроиться на самую обычную работу, используя, например, HH.ru, и работать полный день, 5/2, с официальным оформлением. Можно работать в офисе или удалённо онлайн.

Совсем нет опыта в копирайтинге? Ищите вакансию с пометкой «без опыта». Если хорошо пройдёте собеседование, вас возьмут на испытательный срок и научат, что и как нужно писать. Конечно, работодатель отдаст предпочтение тем, у кого есть хоть какой-то опыт или хотя бы один пройденный курс.
А если я просто хочу научиться писать и не хочу быть копирайтером?
Сейчас уметь хорошо писать — почти то же самое, что уметь хорошо говорить. Так или иначе тексты пишут все. Навыки копирайтинга пригодятся и в постах для Instagram, и в деловой переписке. Ключевое, чему вы можете научиться на курсах по копирайтингу, — это умение чётко доносить свои мысли.

Где научиться понятно и доходчиво писать (кроме курсов):
  1. «Пиши, сокращай», «Новые правила деловой переписки», «Ясно, понятно» — книги от Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Mustread для всех, кто пишет по работе и просто так.
  2. Рассылка Главреда. От Максима Ильяхова. Поможет вам избавиться от словесного мусора и писать более простым языком.
Напоследок: история автора статьи
Спросите у любого копирайтера, как он начинал, и приготовьтесь слушать увлекательную историю. Очень мало кто пришёл в копирайтинг по прямому пути «курсы-стажировка-стабильная работа». Однако, оглядываясь назад, многие посоветуют вам сэкономить время на «набивание шишек»: сначала пройти обучение, а потом уже работать.

Я начала работать копирайтером в 2014 году, на последнем курсе университета. Срочно нужны были деньги, опыта работы не было, как и не было возможности тратить время на дорогу. Через гугл пришла на биржу копирайтинга. Благо, я как раз училась на филолога и умела неплохо писать, так что заказы выполняла хорошо, и почти все заказчики обращались ко мне повторно.

Первый курс по копирайтингу я прошла уже спустя год-полтора активной работы (чувствовала, что не хватает системных знаний). После биржи начала искать работу в тематических группах в соцсетях, постепенно клиенты начали рекомендовать меня знакомым, получилось обзавестись связями и наладить стабильный доход. Сейчас я работаю внештатным автором в маркетинговом агентстве и копирайтером в нескольких блогах в Instagram.

Если сейчас ваша профессия не связана с написанием текстов, это не значит, что в копирайтинг вам вход закрыт.
Многие мои знакомые пришли в копирайтинг случайно. Одна девушка работала стюардессой, и её попросили написать что-нибудь в журнал авиакомпании. В итоге она вошла во вкус и теперь пишет рекламные тексты для блогеров и медийных личностей. Другой знакомый до копирайтинга работал директором на заводе. Ещё один — системным администратором. Так что если ваша нынешняя профессия не связана с написанием текстов, это не значит, что в копирайтинг вам вход закрыт.

Если вы и так умеете хорошо писать, я всё равно рекомендую вам пройти любой курс по копирайтингу, желательно на тарифе с обратной связью. Это поможет вам адекватно оценить свои силы и сформировать прайс-лист. К тому же для копирайтера мало уметь писать, нужно хотя бы базово разбираться в маркетинге, и этому вас научат почти на любом курсе по копирайтингу.

Для введения в профессию рекомендую два бесплатных источника:

1. Научим писать. Курс в формате email-рассылки от агентства «Сделаем». Вы узнаете, как писать тексты, которые приносят компаниям пользу и за которые клиенты готовы хорошо платить.

2. «Копирайтинг с нуля за 30 дней». Курс на Youtube в формате коротких видео, поможет разобраться с разными направлениями в копирайтинге и выбрать, какое вам больше по душе. Ведёт довольно известный копирайтер Даниил Шардаков.

Дорогу осилит идущий. Дерзайте! И удачи на вашем пути.
Нравится наш блог?
Подпишитесь и будьте в курсе новых статей, обучающих курсов и бесплатных мероприятий