25 июня / 2021

Кто такой SEO-специалист, чем занимается и как им стать

Алёна Митрофанова
  • /
  • /
Онлайн-курсы по трафик-менеджменту и performance-маркетингу >>>
Close
Вебмастера давно спорят о том, стоит ли заниматься оптимизацией сайтов под поисковики или это пустая трата времени. Одни говорят, что SEO не более, чем легенда и никак не помогает в заработке. Другие верят, что оптимизация всё так же хороша, работает на продвижение и приносит немалые деньги SEO-шнику.

Мы не сторонники ни одного из мнений, потому что истина где-то посредине ― SEO работает, но подходы к оптимизации изменились. Поисковики стали умнее, пользователи хотят полезных текстов, поэтому подходы к SEO из 2000-х действительно больше не работают.

Из этой статьи вы узнаете, кто такой SEO-специалист и как им стать. Мы расскажем об особенностях этой профессии, обязанностях SEO-специалиста и карьерных перспективах.

Содержание

Кто такой SEO-специалист

SEO (Search Engine Optimization) — это работа с внутренней и внешней оптимизацией сайта для поисковой выдачи. Главная цель SEO ― поднять сайт как можно выше в поисковой выдаче, в идеале вывести его на первое место.
Задача SEO-шника — поднять сайт как можно выше в поисковой выдаче
Tilda Publishing
На конференции All in Top Conf был представлен отчёт о распределении трафика в поисковой выдаче. Ресурсам из топ-10 достаётся весь основной трафик: 44% пользователей кликает по первой ссылке, 29% ― по второй, а остальные посетители распределяются между позициями с 3 по 10. Второму листу поисковой выдачи достаются несущественные крохи.
SEO-специалист — это человек, который занимается продвижением сайта в поисковых системах. Он оптимизирует работу ресурса с учётом требований Яндекса и Google, а также других поисковиков при необходимости.

Востребованность специальности

Прежде чем SEO даст свои плоды, может пройти от 6 до 12 месяцев. Это долгий срок. Не все владельцы сайтов готовы столько ждать, платить SEO-шнику и не видеть результатов. Поэтому SEO-специалистов ищут либо крупные компании, либо агентства по продвижению.

На одном из агрегаторов вакансий мы нашли около 17 000 предложений о работе для специалистов по SEO со всей России.
Число вакансий для SEO-специалистов по всей России по данным trud.com

Зарплата SEO-специалиста

Доход SEO-шника зависит от того, как он работает: специалист на фрилансе сам регулирует свой доход, а зарплата штатного сотрудника зависит от компании и ее масштабов.
Средняя зарплата SEO-специалиста в России и в Москве по данным trud.com
Начинающий SEO-шник может получать от 10 000 до 20 000 ₽. А опытный специалист — от 100 000 до 500 000 ₽.
Пример зарплат SEO-специалистов с разным опытом работы

Форматы работы SEO-специалиста

Выше мы уже сказали, что SEO-шник может работать как наёмный сотрудник или фрилансер. Разберёмся, в чём основные отличия и что ждёт специалиста в каждом из форматов.

Фриланс

Фриланс ― отличная возможность начать своё дело. Выбор клиентов огромный: от мелких заказчиков до международных компаний ― сайты есть практически у всех.

Первое время не стоит ждать высоких доходов. Вам придётся поработать «на зачётку» ― ставить ценник за услуги по рынку и собирать отзывы. Так вы быстро соберете первые кейсы и сможете повысить стоимость вашей работы.

Агентство

В агентстве вы, скорее всего, начнёте с позиции помощника или junior-специалиста. Будут платить немного, зато у вас будет опытный наставник, к которому вы сможете обращаться за профессиональными советами. В агентстве вы узнаете всю изнанку работы SEO-шника, «поваритесь» в мире digital и приобретёте полезные знакомства.

Карьерные перспективы

Уже понятно, что SEO-шник может работать как фрилансер или наёмный эксперт. И именно от формата работы с клиентами зависит его карьера.

Карьера SEO-специалиста в компании:

● помощник SEO-специалиста или junior-специалист,
● middle SEO-специалист,
● senior SEO-специалист.

Карьера SEO-специалиста на фрилансе:

● работа с небольшими компаниями,
● сотрудничество с крупными клиентами,
● своё агентство по продвижению в интернете.

Плюсы и минусы профессии

У работы в сфере SEO есть свои «за» и «против», о которых стоит узнать до старта обучения или поиска вакансий.
Tilda Publishing
Плюсы профессии:

● высокая зарплата у опытных специалистов,
● можно работать удалённо,
● рост за полгода до позиции middle SEO-специалиста.
● перспектива карьерного роста и открытия своего дела,
● стратегическая направленность работы.
Tilda Publishing
Минусы профессии:

● надо постоянно следить за изменениями в сфере поисковой оптимизации,
● может быть ненормированный график работы, особенно у фрилансеров,
● много аналитической работы,
● сложно найти работу без кейсов.

Обязанности SEO-специалиста

Что должен делать SEO-шник, чтобы сайт продвигался и клиенты приходили.

Обязанности SEO-специалиста:

● аудировать сайт,
анализировать конкурентов,
● составлять план по продвижению сайта, росту трафика и конверсии,
● формировать ядро ключевых запросов,
● оптимизировать ресурс с точки зрения юзабилити и требования поисковиков,
● перелинковывать страницы,
● работать с мета-тегами,
● ставить ТЗ специалистам из контент-команды,
● контролировать работу исполнителей,
● мониторить ранжирование сайта в поисковиках,
● анализировать статистику продвижения,
● предоставлять отчёты клиентам.
Скрин страницы с мета-тегами из административной панели Tilda

Требуемые навыки для вхождения в профессию

SEO — это сфера, в которой специалист много анализирует. Он должен быть внимательным и дотошным. Ниже расскажем, что нужно знать SEO-шнику для успешной работы и какими ещё качествами он должен обладать.

Soft skills

● усидчивость ― работа SEO-шника предполагает рутинные задачи и долгие часы за монитором;
● планирование ― SEO-шник должен продумывать мельчайшие детали своего плана продвижения;
● стрессоустойчивость ― результаты работы SEO видно не сразу, клиенты могут переживать, в этот момент главное спокойно всё объяснить заказчику;
● многозадачность ― бывает, что специалист ведёт не один проект и ему важно быстро схватывать суть новых задач;
● широкий кругозор ― надо разбираться в разных темах, потому что тематика проектов бывает очень разной;
● аналитические способности ― почти вся работа построена на аналитике: от аудита сайта клиента до написания отчёта по итогам работы;
● обучаемость ― сфера продвижения постоянно меняется и надо уметь быстро адаптироваться к новым условиям;
● внимательность ― важно концентрироваться на мелких деталях, чтобы не упускать трафик.

Hard skills

Вот такой багаж знаний будет нужен специалисту в сфере поисковой оптимизации:

● понимать особенности работы алгоритмов поисковиков,
● знать и уметь оптимизировать ресурсы под каждую из поисковых систем,
● разбираться в тонкостях перелинковки,
● понимать, как работают сайты,
● уметь выявлять ошибки в работе сайтов,
● быть грамотным,
● знать основы продаж, маркетинга и рекламы,
● разбираться в «чёрных» и «белых» методах продвижения,
● уметь писать и редактировать тексты,
● понимать основы вёрстки,
● понимать, как работать с Google AdWords и Яндекс.Метрикой,
● настраивать веб-сервисы,
● следить за трендами и обновлениями поисковых систем,
● уметь работать с юзабилити сервиса,
● владеть специальными программами для сбора ключевых слов, оптимизации и аналитики.

SEO-шник должен владеть специальными программами, которые помогут быстро собирать семантическое ядро. Сервисы бывают платные и бесплатные.

Бесплатные:

Яндекс Wordstat ― сервис для сбора ключей из Яндекса;
Google Keyword Planner Tool ― сервис для сбора ключей из Google;
Словоеб ― программа для парсинга и оптимизации;
Группиратор ― сервис кластеризации ключей для контекстной рекламы в Google AdWords.

Платные:

KeyCollector ― десктоп-программа для SEO-продвижения;
Serpstat ― сервис по сбору семантического ядра и настройке контекстной рекламы;
Rush Analytics ― веб-ресурс для полной аналитики оптимизации сайтов;
Semparser ― онлайн-версия кластеризатора;
Just-Magic ― сервис по оптимизации сайта и совершенствованию текста.
Скрин интерфейса KeyCollector

Где искать клиентов SEO-специалисту

Расскажем о том, где ещё кроме hh.ru можно найти работу SEO-шнику.

На биржах

Скажем сразу, что биржи — это вариант для начинающих ― конкуренция большая, а платят мало. Там можно получить свой первый заказ и наработать кейсы в разных нишах, после этого оттуда стоит уйти. Если вы начинающий фрилансер, то советуем прочитать нашу статью о том, как искать клиентов на фрилансе.

Биржи: Fl.ru, Freelance, Weblancer, Kwork.

В социальных сетях

SEO-шник — это специалист, которому не обязательно работать в офисе. Удалённую работу проще всего найти с помощью социальных сетей:

● на страницах компаний,
● на страницах тимлидов,
● в специальных группах,
● через рекламные объявления.

В отличие от бирж, в соцсетях попадаются более высокооплачиваемые проекты. Вдобавок там можно развивать личный бренд и не платить комиссии, как на биржах. Вот список групп, в которых регулярно появляются digital-вакансии.

ВКонтакте: Дистанция, Kadrof.
Телеграм: Норм работа, Фриланс Таверна, На удалёнке 2.0, Finder.vc.
Фейсбук: Охотники за головами, DigitalHR, Работа в PR, marketing и digital.
Пример объявления вакансии SEO-специалиста

Через личный блог

Вы можете завести блог в любой из социальных сетей, но мы советуем присмотреться к Instagram или TikTok. SEO-шник в роли блогера — это редкое явление, поэтому можно привлекать внимание за счёт нетипичного контента.
Прежде чем клиенты сами будут искать вас, надо потратить время и деньги на развитие своего аккаунта: делайте качественный контент, закупайте рекламу и привлекайте подписчиков. Сначала вы сами будете писать заказчикам, а затем включится сарафанное радио.

Через сарафанное радио

Сарафанное радио — это нестабильный способ поиска клиентов. Он работает только в том случае, когда заказчик доволен вашей работой на 100%. Плюс у него должны быть знакомые, которым ваши услуги актуальны, и он должен посоветовать к вам обратиться.

Способ несовершенный, но если все сложится хорошо, отбоя от клиентов не будет.

Где учиться на SEO-специалиста

В вузе вас не научат оптимизации. Поэтому остаётся 2 пути: курсы и личная практика. Мы советуем присмотреться к онлайн-курсам по обучению оптимизации и продвижению сайтов в поисковых системах. На них вы получите только актуальные и необходимые знания, сможете собрать портфолио и начать зарабатывать сразу после обучения. А на некоторых курсах помогают с трудоустройством и стажировкой. Вот несколько примеров образовательных программ из нашей подборки:

  1. «SEO-специалист» от Skillbox и AMDG.
  2. «Профессия SEO-специалист» от Skillbox.
  3. «SEO-специалист» от Нетологии.

Можно ли самостоятельно освоить SEO-продвижение

Теоретически это возможно, но вы потратите много времени и сил, прежде чем получите хоть какой-то результат. Если вы хотите развиваться в этой теме, то одних бесплатных продуктов и статей будет недостаточно. Никто не станет просто так делиться «фишками» и личными наработками.
В 2021 году поисковики стали умнее. Они изменили свои алгоритмы, и теперь многое зависит от пользователей. Если им нравится ваш контент, то сайт будет в топе. Для тех, кто хочет научиться оптимизации, есть множество курсов. Всего за полгода-год вы узнаете достаточно, чтобы начать свою карьеру в сфере SEO.
Нравится наш блог?
Подпишитесь и будьте в курсе новых статей, обучающих курсов и бесплатных мероприятий