13 мая / 2021

Чем занимается контент-маркетолог и как им стать

Алёна Митрофанова
  • /
  • /
Подборка лучших онлайн-курсов по email-маркетингу >>>
Close
Контент — это вся информация, которую пользователи размещают в сети. Кто-то создаёт контент, чтобы монетизировать его. Кто-то — чтобы делиться полезными материалами бесплатно.

Маркетинг ― широкое понятие, совокупность процессов. Включает создание, выпуск и продвижение продукта, изучение потребителей, конкурентов и рынка. С помощью маркетинга можно управлять отношением людей к бренду и его продуктам.

Контент-маркетолог, как видно из названия, — это специалист, который разбирается в контенте и маркетинге одновременно. Он знает, какой контент и на каких площадках подойдёт целевой аудитории бренда.

В этой статье расскажем, кто такой контент-маркетолог и как им стать. Вы узнаете, насколько востребована профессия, какие её преимущества и недостатки.

Содержание

Что такое контент-маркетинг

Контент-маркетинг — это продвижение продукта через контент: текстовые материалы, видео, фото и аудио.

Суть контент-маркетинга ― подобрать тот формат контента и ту площадку, которые понравятся вашей аудитории, помогут продвигаться с минимумом вложений в рекламу и получать новых лояльных клиентов.

Приведём несколько примеров, чтобы стало понятнее, что такое контент-маркетинг.

Магазин обуви Rendez-Vous ведёт канал в Яндекс.Дзен. Из статей канала читатели могут почерпнуть идеи образов и получить полезные рекомендации о выборе обуви, а магазин может продвинуть свою продукцию через ссылки без прямой рекламы и призывов купить что-то именно в Rendez-Vous.
Ещё один пример ― крупный бренд мороженого, молочных продуктов и шоколада «Чистая линия». На своём канале в TikTok он размещает видеорецепты простых блюд из мороженого. Бренд не рекламирует себя напрямую, и, судя по просмотрам, людям это нравится. Кто-то захочет повторить эти рецепты, купит мороженое «Чистая линия» и оно ему понравится. Значит, у компании появится больше лояльных потребителей.

Кто такой контент-маркетолог

Контент-маркетолог — это специалист, который разрабатывает маркетинговую стратегию и продвигает бренд с помощью контента.

Контент-маркетолог может анализировать целевую аудиторию, подбирать инфоповоды и площадки для публикации контента. Он придумывает, как ответить на вопросы потребителя с помощью полезного контента. Вся деятельность такого маркетолога направлена на то, чтобы создать доверие к бренду и увеличить продажи.

Чем контент-маркетолог отличается от контент-менеджера

Контент-менеджер ― это специалист, который отвечает за наполнение площадки контентом. Его главная цель — собрать у подрядчиков материалы и разместить их на нужных площадках. Он может сам создавать часть контента и редактировать его ― всё зависит от масштаба проекта.

Контент-маркетолог разрабатывает контент-стратегию продвижения бренда. Он создаёт план, по которому контент-менеджер публикует материалы. Иногда маркетолог может сам размещать материалы и контактировать с подрядчиками, если в проекте нет контент-менеджера.

Получается, контент-маркетолог отвечает за идеи контента и стратегию, а контент-менеджер — за контроль подрядчиков и публикацию материалов.

Востребованность профессии

Количество пользователей интернета растёт. В 2020 году по сравнению с 2019 их число увеличилось на 7,4% до 321 миллиона человек в день, по данным исследовательского агентства business2community.
Tilda Publishing
Огромное количество людей сидит в соцсетях. В декабре 2020 года по данным influencermarketinghub.com число пользователей популярных социальных сетей составило:

● фейсбук — 2 701 млн человек,
● ютуб — 2 000 млн человек,
● инстаграм — 1 158 млн человек,
● тикток — 689 млн человек.
Все эти люди читают статьи и посты, сохраняют интересную инфографику, смотрят обучающие видео и слушают подкасты в интернете. Такие материалы может готовить любая компания. С их помощью можно развлекать, нести пользу и, конечно, продавать. Чтобы делать это грамотно и по адекватной цене, нужен контент-маркетолог.

Зарплата контент-маркетолога

Опыт работы, навыки и масштаб проекта влияют на зарплату специалиста. Крупные бренды готовы платить больше, но попасть к ним на работу сложнее.
Факторы, которые влияют на зарплату:

● формат работы,
● hard и soft skills,
● величина компании,
● сложность задач,
● конкуренция,
● сезонность продаж,
● товар или услуга,
● размер продаж.

Согласно порталу HH.ru, минимальная зарплата контент-маркетолога — 20 000–25 000 рублей.
Контент-маркетологи нужны столичным и региональным компаниям:

Перспективы профессии и карьерный рост

Карьерные перспективы в сфере контент-маркетинга зависят от желаний и интересов человека. Контент-маркетолог может работать как наёмный сотрудник или фрилансер.

Карьера контент-маркетолога в компании:

● помощник контент-маркетолога,
● контент-маркетолог,
● директор отдела контент-маркетинга,
● руководитель департамента маркетинга.

Карьера контент-маркетолога на фрилансе:

● работа с небольшими компаниями,
● сотрудничество с крупными клиентами,
● расширение компетенций до интернет-маркетолога.

Какие ещё перспективы есть у профессии:

● открыть свой бизнес,
● уйти в смежные специальности ― email-маркетолог, маркетолог-аналитик и т. д.,
● стать бизнес-партнёром и полностью продюсировать контент.

Преимущества и недостатки профессии контент-маркетолога

Мы уже рассказывали, что контент-маркетологи нужны бизнесу. Компании готовы хорошо платить специалистам. Но, прежде чем просматривать сайты с вакансиями, оцените все плюсы и минусы этой профессии.

Преимущества:

● высокая зарплата,
● потребность в контент-маркетологах растёт,
● можно работать удалённо,
● перспектива карьерного роста,
● творческая направленность работы.

Недостатки:

● надо много знать из смежных областей: SEO-оптимизации, копирайтинга, SMM, вёрстки, редактуры и т. п.,
● придётся постоянно учиться ― онлайн-сфера постоянно развивается и меняется,
● следить за трендами ― предпочтения пользователей непостоянны,
● ненормированный рабочий график,
● сложно найти работу без кейсов.

Задачи контент-маркетолога

У контент-маркетолога есть определённый пул задач. Чтобы глубоко погружаться в работу, специалисту важно не брать на себя чужие обязанности. Вот что обычно входит в задачи контент-маркетолога.

Анализировать контент

Маркетолог оценивает контент, который есть на площадках клиента. Изучает аналитику, которую собирали до него. Он ищет сильные и слабые стороны бренда.

Он изучает:

● трафик,
● каналы публикаций,
● качество контента.

Маркетолог анализирует популярные материалы по тематике клиента: ищет новые идеи. Контент-маркетолог выясняет, какой контент популярен, каких материалов не хватает на площадках клиента и т. д.

Он выделяет:

● заголовки,
● подачу,
● вовлечённость
● стиль подачи,
● тип и формат.

Анализировать конкурентов

Маркетолог анализирует прямых и косвенных конкурентов компании.

Прямые конкуренты ― компании, которые делают такой же продукт и претендуют на тот же сегмент аудитории. Например, компании А и В из Москвы производят плюшевых собак для семей со средним достатком. Они прямые конкуренты.

Косвенные конкуренты ― компании, которые делают похожий продукт, работают в разных регионах, но борются за один сегмент аудитории. Например, компания А производит плюшевых собак в Москве, а компания В ― плюшевых котов в Подмосковье. Но продают свою продукцию одним и тем же семьям со средним достатком.

Анализ конкурентов нужен, чтобы:

● понять плюсы и минусы продукта,
● найти недостатки и преимущества конкурентов ― ваши точки роста,
● улучшить сервис компании и характеристики продукта,
● выстроить стратегию продвижения и продаж.

Анализировать ЦА

Целевая аудитория — это потенциальные потребители товара или услуги. Разработкой и сегментацией аудитории обычно занимается маркетолог. Он проводит опросы и собирает данные продаж. Без портрета целевого потребителя компания может терять прибыль. Если вы ещё ничего не знаете о подборе и сегментации ЦА, то прочитайте нашу статью: «Как сегментировать целевую аудиторию».

Иногда маркетолог может сам формировать портрет целевой аудитории и сегментировать её, например, если работает в маленькой фирме. В крупных компаниях контент-маркетолог получает уже готовый портрет целевого потребителя.

Создавать маркетинговую стратегию

Маркетинговая стратегия — это план действий по продвижению. На этом этапе маркетолог решает, с помощью какого контента он будет знакомить целевую аудиторию с продуктом.

Создание маркетинговой стратегии:

Шаг 1. Аналитика. Контент-маркетолог анализирует:

● текущий контент на площадках,
● материалы конкурентов,
● целевую аудиторию,
● поисковую выдачу материалов.

Шаг 2. План действий. Контент-маркетолог выстраивает гипотезы и готовит:

● Tone of Voice (тон голоса) компании,
● редакционную политику,
● контент-план,
● список площадок для размещения.

Шаг 3. Оценка. Контент-маркетолог формирует систему оценки результатов работы:

● ставит KPI,
● создаёт отчёт с итогами,
● анализирует собранные данные.

Управлять командой

Контент-маркетологу нужна команда, чтобы работать эффективно. Он может самостоятельно создавать и размещать контент, но в таком случае на разработку стратегии у него останется мало времени и качество работы пострадает.

Команда контент-маркетолога:

● копирайтер,
● редактор,
● дизайнер,
● SMM-менеджер.

Для продуктивной работы маркетологу нужна команда как минимум из этих 4 специалистов. Чтобы команда слаженно работала, ей надо уметь управлять: формировать ТЗ, ставить сроки, адекватно оценивать работу и т. д.

В зависимости от необходимого типа материалов маркетолог может работать с SEO-специалистом, таргетологом, контекстологом, фотографом и пр.

Создавать контент

Контент-маркетолог контролирует выход материалов по плану, может самостоятельно делать часть контента либо формировать ТЗ для исполнителей.

Типы контента:

● текст,
● фото,
● видео,
● аудио.

Размещать контент

Чтобы как можно больше людей из целевой аудитории узнало о продукте или бренде, нужно правильно подобрать каналы общения.

Где разместить контент в интернете:

● площадки бренда: профили в социальных сетях, сайт,
● площадки компаний-партнёров,
● СМИ и др.

Навыки и качества специалиста

Для успешной работы и развития в этой сфере маркетологу нужны определённые hard и soft skills.

Контент-маркетолог должен:

● выдвигать гипотезы, на каких площадках и какой контент нужен бренду, как он сработает,
● анализировать контент клиента, конкурентов, предпочтения аудитории, результаты работы и т. д.

Контент-маркетологу желательно:

● разбираться, как происходят продажи в интернете ― понимать техническую сторону вопроса и уметь решать возникающие проблемы,
● писать текст и верстать контент на площадках,
● знать законы при работе с контентом,
● разбираться во вспомогательных программах: метриках для сайтов, сервисах для анализа сайтов.

Качества маркетолога для успешной работы:

● общительность,
● умение делегировать часть работы,
● навыки самопрезентации,
● эффективное управление командой,
● грамотная организация процессов на проекте.

Как стать контент-маркетологом

Стать контент-маркетологом с нуля непросто ― нужен опыт работы в интернете, навыки дизайнера, SMM и SEO-специалиста, копирайтера и аналитика.

Научиться контент-маркетингу можно в университете, на курсах или самостоятельно.

В вузе вы не научитесь контент-маркетингу, скорее, просто маркетингу. Но этого хватит, чтобы начать карьеру маркетолога, а затем углубиться в контент-маркетинг.

Самостоятельно профессию контент-маркетолога вы можете получить с помощью книг, статей, образовательных видео, практики. В интернете много бесплатных материалов. Придётся постараться, чтобы систематизировать их.

Онлайн-курсы помогут освоить профессию контент-маркетолога сразу. Мы подготовили для вас подборку лучших образовательных программ в этой сфере: «Где пройти обучение на контент-маркетолога». Ниже несколько примеров курсов, на которых вы научитесь контент-маркетингу.

Для новичков:

1. «Основы контент-маркетинга» от Skillbox,
2. «Профессия: Контент-маркетолог с нуля до PRO» от Skillbox,
3. «Контент-маркетинг: успешный диалог с клиентом» от GeekBrains.

Для действующих маркетологов и предпринимателей:

1. «Как делать контент для YouTube» от Skillbox,
2. «Контент-маркетолог» от TeachLine, учебного центра TexTerra,
3. «Контент-стратег» от Нетологии.
Чтобы стать контент-маркетологом, вам надо разобраться в особенностях интернет-бизнеса и нескольких смежных специальностях: копирайтинге, SEO-оптимизации, дизайне и т. п. Вы можете это сделать самостоятельно или с помощью курсов. Какой бы из вариантов вы ни выбрали, приложите немного усилий и у вас получится стать контент-маркетологом.
Нравится наш блог?
Подпишитесь и будьте в курсе новых статей, обучающих курсов и бесплатных мероприятий