Контент — это вся информация, которую пользователи размещают в сети. Кто-то создаёт контент, чтобы монетизировать его. Кто-то — чтобы делиться полезными материалами бесплатно.
Маркетинг ― широкое понятие, совокупность процессов. Включает создание, выпуск и продвижение продукта, изучение потребителей, конкурентов и рынка. С помощью маркетинга можно управлять отношением людей к бренду и его продуктам.
Контент-маркетолог, как видно из названия, — это специалист, который разбирается в контенте и маркетинге одновременно. Он знает, какой контент и на каких площадках подойдёт целевой аудитории бренда.
В этой статье расскажем, кто такой контент-маркетолог и как им стать. Вы узнаете, насколько востребована профессия, какие её преимущества и недостатки.
Что такое контент-маркетинг
Контент-маркетинг — это продвижение продукта через контент: текстовые материалы, видео, фото и аудио.
Суть контент-маркетинга ― подобрать тот формат контента и ту площадку, которые понравятся вашей аудитории, помогут продвигаться с минимумом вложений в рекламу и получать новых лояльных клиентов.
Приведём несколько примеров, чтобы стало понятнее, что такое контент-маркетинг.
Магазин обуви Rendez-Vous ведёт канал в Яндекс.Дзен. Из статей канала читатели могут почерпнуть идеи образов и получить полезные рекомендации о выборе обуви, а магазин может продвинуть свою продукцию через ссылки без прямой рекламы и призывов купить что-то именно в Rendez-Vous.
Канал Rendez-Vous на Яндекс.Дзен
Ещё один пример ― крупный бренд мороженого, молочных продуктов и шоколада «Чистая линия». На своём канале в TikTok он размещает видеорецепты простых блюд из мороженого. Бренд не рекламирует себя напрямую, и, судя по просмотрам, людям это нравится. Кто-то захочет повторить эти рецепты, купит мороженое «Чистая линия» и оно ему понравится. Значит, у компании появится больше лояльных потребителей.
TikTok компании «Чистая линия»
Кто такой контент-маркетолог
Контент-маркетолог — это специалист, который разрабатывает маркетинговую стратегию и продвигает бренд с помощью контента.
Контент-маркетолог может анализировать целевую аудиторию, подбирать инфоповоды и площадки для публикации контента. Он придумывает, как ответить на вопросы потребителя с помощью полезного контента. Вся деятельность такого маркетолога направлена на то, чтобы создать доверие к бренду и увеличить продажи.
Чем контент-маркетолог отличается от контент-менеджера
Контент-менеджер ― это специалист, который отвечает за наполнение площадки контентом. Его главная цель — собрать у подрядчиков материалы и разместить их на нужных площадках. Он может сам создавать часть контента и редактировать его ― всё зависит от масштаба проекта.
Контент-маркетолог разрабатывает контент-стратегию продвижения бренда. Он создаёт план, по которому контент-менеджер публикует материалы. Иногда маркетолог может сам размещать материалы и контактировать с подрядчиками, если в проекте нет контент-менеджера.
Получается, контент-маркетолог отвечает за идеи контента и стратегию, а контент-менеджер — за контроль подрядчиков и публикацию материалов.
Востребованность профессии
Количество пользователей интернета растёт. В 2020 году по сравнению с 2019 их число увеличилось на 7,4% до 321 миллиона человек в день, по данным исследовательского агентства business2community.
Огромное количество людей сидит в соцсетях. В декабре 2020 года по данным influencermarketinghub.com число пользователей популярных социальных сетей составило:
- фейсбук* — 2 701 млн человек,
- ютуб — 2 000 млн человек,
- инстаграм* — 1 158 млн человек,
- тикток — 689 млн человек.
Все эти люди читают статьи и посты, сохраняют интересную инфографику, смотрят обучающие видео и слушают подкасты в интернете. Такие материалы может готовить любая компания. С их помощью можно развлекать, нести пользу и, конечно, продавать. Чтобы делать это грамотно и по адекватной цене, нужен контент-маркетолог.
Зарплата контент-маркетолога
Опыт работы, навыки и масштаб проекта влияют на зарплату специалиста. Крупные бренды готовы платить больше, но попасть к ним на работу сложнее.
Средняя зарплата маркетолога в РФ по данным сайта «ГородРабот.ру»
Факторы, которые влияют на зарплату:
- формат работы,
- hard и soft skills,
- величина компании,
- сложность задач,
- конкуренция,
- сезонность продаж,
- товар или услуга,
- размер продаж.
Согласно порталу HH.ru, минимальная зарплата контент-маркетолога — 20 000–25 000 ₽.
Контент-маркетологи нужны столичным и региональным компаниям:
Перспективы профессии и карьерный рост
Карьерные перспективы в сфере контент-маркетинга зависят от желаний и интересов человека. Контент-маркетолог может работать как наёмный сотрудник или фрилансер.
Карьера контент-маркетолога в компании:
- помощник контент-маркетолога,
- контент-маркетолог,
- директор отдела контент-маркетинга,
- руководитель департамента маркетинга.
Карьера контент-маркетолога на фрилансе:
- работа с небольшими компаниями,
- сотрудничество с крупными клиентами,
- расширение компетенций до интернет-маркетолога.
Какие ещё перспективы есть у профессии:
- открыть свой бизнес,
- уйти в смежные специальности ― email-маркетолог, маркетолог-аналитик и т. д.,
- стать бизнес-партнёром и полностью продюсировать контент.
Преимущества и недостатки профессии контент-маркетолога
Мы уже рассказывали, что контент-маркетологи нужны бизнесу. Компании готовы хорошо платить специалистам. Но, прежде чем просматривать сайты с вакансиями, оцените все плюсы и минусы этой профессии.
Преимущества:
- высокая зарплата,
- потребность в контент-маркетологах растёт,
- можно работать удалённо,
- перспектива карьерного роста,
- творческая направленность работы.
Недостатки:
- надо много знать из смежных областей: SEO-оптимизации, копирайтинга, SMM, вёрстки, редактуры и т. п.,
- придётся постоянно учиться ― онлайн-сфера постоянно развивается и меняется,
- следить за трендами ― предпочтения пользователей непостоянны,
- ненормированный рабочий график,
- сложно найти работу без кейсов.
Задачи контент-маркетолога
У контент-маркетолога есть определённый пул задач. Чтобы глубоко погружаться в работу, специалисту важно не брать на себя чужие обязанности. Вот что обычно входит в задачи контент-маркетолога.
Анализировать контент
Маркетолог оценивает контент, который есть на площадках клиента. Изучает аналитику, которую собирали до него. Он ищет сильные и слабые стороны бренда.
Он изучает:
- трафик,
- каналы публикаций,
- качество контента.
Маркетолог анализирует популярные материалы по тематике клиента: ищет новые идеи. Контент-маркетолог выясняет, какой контент популярен, каких материалов не хватает на площадках клиента и т. д.
Он выделяет:
- заголовки,
- подачу,
- вовлечённость
- стиль подачи,
- тип и формат.
Анализировать конкурентов
Маркетолог анализирует прямых и косвенных конкурентов компании.
Прямые конкуренты ― компании, которые делают такой же продукт и претендуют на тот же сегмент аудитории. Например, компании А и В из Москвы производят плюшевых собак для семей со средним достатком. Они прямые конкуренты.
Косвенные конкуренты ― компании, которые делают похожий продукт, работают в разных регионах, но борются за один сегмент аудитории. Например, компания А производит плюшевых собак в Москве, а компания В ― плюшевых котов в Подмосковье. Но продают свою продукцию одним и тем же семьям со средним достатком.
Анализ конкурентов нужен, чтобы:
- понять плюсы и минусы продукта,
- найти недостатки и преимущества конкурентов ― ваши точки роста,
- улучшить сервис компании и характеристики продукта,
- выстроить стратегию продвижения и продаж.
Анализировать ЦА
Целевая аудитория — это потенциальные потребители товара или услуги. Разработкой и сегментацией аудитории обычно занимается маркетолог. Он проводит опросы и собирает данные продаж. Без портрета целевого потребителя компания может терять прибыль. Если вы ещё ничего не знаете о подборе и сегментации ЦА, то прочитайте нашу статью: «Как сегментировать целевую аудиторию».
Иногда маркетолог может сам формировать портрет целевой аудитории и сегментировать её, например, если работает в маленькой фирме. В крупных компаниях контент-маркетолог получает уже готовый портрет целевого потребителя.
Пример сегментации ЦА
Создавать маркетинговую стратегию
Маркетинговая стратегия — это план действий по продвижению. На этом этапе маркетолог решает, с помощью какого контента он будет знакомить целевую аудиторию с продуктом.
Создание маркетинговой стратегии:
Шаг 1. Аналитика. Контент-маркетолог анализирует:
- текущий контент на площадках,
- материалы конкурентов,
- целевую аудиторию,
- поисковую выдачу материалов.
Шаг 2. План действий. Контент-маркетолог выстраивает гипотезы и готовит:
- Tone of Voice (тон голоса) компании,
- редакционную политику,
- контент-план,
- список площадок для размещения.
Шаг 3. Оценка. Контент-маркетолог формирует систему оценки результатов работы:
- ставит KPI,
- создаёт отчёт с итогами,
- анализирует собранные данные.
Управлять командой
Контент-маркетологу нужна команда, чтобы работать эффективно. Он может самостоятельно создавать и размещать контент, но в таком случае на разработку стратегии у него останется мало времени и качество работы пострадает.
Команда контент-маркетолога:
- копирайтер,
- редактор,
- дизайнер,
- SMM-менеджер.
Для продуктивной работы маркетологу нужна команда как минимум из этих 4 специалистов. Чтобы команда слаженно работала, ей надо уметь управлять: формировать ТЗ, ставить сроки, адекватно оценивать работу и т. д.
В зависимости от необходимого типа материалов маркетолог может работать с SEO-специалистом, таргетологом, контекстологом, фотографом и пр.
Создавать контент
Контент-маркетолог контролирует выход материалов по плану, может самостоятельно делать часть контента либо формировать ТЗ для исполнителей.
Типы контента:
- текст,
- фото,
- видео,
- аудио.
Размещать контент
Чтобы как можно больше людей из целевой аудитории узнало о продукте или бренде, нужно правильно подобрать каналы общения.
Где разместить контент в интернете:
- площадки бренда: профили в социальных сетях, сайт,
- площадки компаний-партнёров,
- СМИ и др.
Пример сегментации ЦА
Навыки и качества специалиста
Для успешной работы и развития в этой сфере маркетологу нужны определённые hard и soft skills.
Контент-маркетолог должен:
- выдвигать гипотезы, на каких площадках и какой контент нужен бренду, как он сработает,
- анализировать контент клиента, конкурентов, предпочтения аудитории, результаты работы и т. д.
Контент-маркетологу желательно:
- разбираться, как происходят продажи в интернете ― понимать техническую сторону вопроса и уметь решать возникающие проблемы,
- писать текст и верстать контент на площадках,
- знать законы при работе с контентом,
- разбираться во вспомогательных программах: метриках для сайтов, сервисах для анализа сайтов.
Качества маркетолога для успешной работы:
- общительность,
- умение делегировать часть работы,
- навыки самопрезентации,
- эффективное управление командой,
- грамотная организация процессов на проекте.
Как стать контент-маркетологом
Стать контент-маркетологом с нуля непросто ― нужен опыт работы в интернете, навыки дизайнера, SMM и SEO-специалиста, копирайтера и аналитика.
Научиться контент-маркетингу можно в университете, на курсах или самостоятельно.
В вузе вы не научитесь контент-маркетингу, скорее, просто маркетингу. Но этого хватит, чтобы начать карьеру маркетолога, а затем углубиться в контент-маркетинг.
Самостоятельно профессию контент-маркетолога вы можете получить с помощью книг, статей, образовательных видео, практики. В интернете много бесплатных материалов. Придётся постараться, чтобы систематизировать их.
Онлайн-курсы помогут освоить профессию контент-маркетолога сразу. Мы подготовили для вас подборку лучших образовательных программ в этой сфере. Ниже несколько примеров курсов, на которых вы научитесь контент-маркетингу.
Чтобы стать контент-маркетологом, вам надо разобраться в особенностях интернет-бизнеса и нескольких смежных специальностях: копирайтинге, SEO-оптимизации, дизайне и т. п. Вы можете это сделать самостоятельно или с помощью курсов. Какой бы из вариантов вы ни выбрали, приложите немного усилий и у вас получится стать контент-маркетологом.
* Facebook и Instagram — социальные сети, которые запрещены в РФ.