Скидки на курсы ждут в личном кабинете. Нажмите тут

Чем занимается контент-маркетолог и как им стать

Чем занимается контент-маркетолог и как им стать
Алёна Митрофанова
часы голубые
5 мин.

Контент — это вся информация, которую пользователи размещают в сети. Кто-то создаёт контент, чтобы монетизировать его. Кто-то — чтобы делиться полезными материалами бесплатно.

Маркетинг ― широкое понятие, совокупность процессов. Включает создание, выпуск и продвижение продукта, изучение потребителей, конкурентов и рынка. С помощью маркетинга можно управлять отношением людей к бренду и его продуктам.

Контент-маркетолог, как видно из названия, — это специалист, который разбирается в контенте и маркетинге одновременно. Он знает, какой контент и на каких площадках подойдёт целевой аудитории бренда.

В этой статье расскажем, кто такой контент-маркетолог и как им стать. Вы узнаете, насколько востребована профессия, какие её преимущества и недостатки.

Что такое контент-маркетинг

Контент-маркетинг — это продвижение продукта через контент: текстовые материалы, видео, фото и аудио.

Суть контент-маркетинга ― подобрать тот формат контента и ту площадку, которые понравятся вашей аудитории, помогут продвигаться с минимумом вложений в рекламу и получать новых лояльных клиентов.

Приведём несколько примеров, чтобы стало понятнее, что такое контент-маркетинг.

Магазин обуви Rendez-Vous ведёт канал в Яндекс.Дзен. Из статей канала читатели могут почерпнуть идеи образов и получить полезные рекомендации о выборе обуви, а магазин может продвинуть свою продукцию через ссылки без прямой рекламы и призывов купить что-то именно в Rendez-Vous.

Канал Rendez-Vous на Яндекс.Дзен

Канал Rendez-Vous на Яндекс.Дзен

Ещё один пример ― крупный бренд мороженого, молочных продуктов и шоколада «Чистая линия». На своём канале в TikTok он размещает видеорецепты простых блюд из мороженого. Бренд не рекламирует себя напрямую, и, судя по просмотрам, людям это нравится. Кто-то захочет повторить эти рецепты, купит мороженое «Чистая линия» и оно ему понравится. Значит, у компании появится больше лояльных потребителей.

TikTok компании «Чистая линия» 

TikTok компании «Чистая линия» 

Кто такой контент-маркетолог

Контент-маркетолог — это специалист, который разрабатывает маркетинговую стратегию и продвигает бренд с помощью контента. 

Контент-маркетолог может анализировать целевую аудиторию, подбирать инфоповоды и площадки для публикации контента. Он придумывает, как ответить на вопросы потребителя с помощью полезного контента. Вся деятельность такого маркетолога направлена на то, чтобы создать доверие к бренду и увеличить продажи. 

Чем контент-маркетолог отличается от контент-менеджера

Контент-менеджер ― это специалист, который отвечает за наполнение площадки контентом. Его главная цель — собрать у подрядчиков материалы и разместить их на нужных площадках. Он может сам создавать часть контента и редактировать его ― всё зависит от масштаба проекта. 

Контент-маркетолог разрабатывает контент-стратегию продвижения бренда. Он создаёт план, по которому контент-менеджер публикует материалы. Иногда маркетолог может сам размещать материалы и контактировать с подрядчиками, если в проекте нет контент-менеджера.

Получается, контент-маркетолог отвечает за идеи контента и стратегию, а контент-менеджер — за контроль подрядчиков и публикацию материалов. 

Востребованность профессии

Количество пользователей интернета растёт. В 2020 году по сравнению с 2019 их число увеличилось на 7,4% до 321 миллиона человек в день, по данным исследовательского агентства business2community

Огромное количество людей сидит в соцсетях. В декабре 2020 года по данным influencermarketinghub.com число пользователей популярных социальных сетей составило:

  • фейсбук* — 2 701 млн человек,
  • ютуб — 2 000 млн человек,
  • инстаграм* — 1 158 млн человек,
  • тикток — 689 млн человек.

Все эти люди читают статьи и посты, сохраняют интересную инфографику, смотрят обучающие видео и слушают подкасты в интернете. Такие материалы может готовить любая компания. С их помощью можно развлекать, нести пользу и, конечно, продавать. Чтобы делать это грамотно и по адекватной цене, нужен контент-маркетолог. 

Зарплата контент-маркетолога

Опыт работы, навыки и масштаб проекта влияют на зарплату специалиста. Крупные бренды готовы платить больше, но попасть к ним на работу сложнее.

Средняя зарплата маркетолога

Средняя зарплата маркетолога в РФ по данным сайта «ГородРабот.ру»

Факторы, которые влияют на зарплату: 

  • формат работы,
  • hard и soft skills,
  • величина компании,
  • сложность задач,
  • конкуренция,
  • сезонность продаж,
  • товар или услуга,
  • размер продаж.

Согласно порталу HH.ru, минимальная зарплата контент-маркетолога — 20 000–25 000 ₽.

Контент-маркетологи нужны столичным и региональным компаниям:

Перспективы профессии и карьерный рост 

Карьерные перспективы в сфере контент-маркетинга зависят от желаний и интересов человека. Контент-маркетолог может работать как наёмный сотрудник или фрилансер. 

Карьера контент-маркетолога в компании:

  • помощник контент-маркетолога,
  • контент-маркетолог,
  • директор отдела контент-маркетинга,
  • руководитель департамента маркетинга. 

Карьера контент-маркетолога на фрилансе:

  • работа с небольшими компаниями,
  • сотрудничество с крупными клиентами,
  • расширение компетенций до интернет-маркетолога.

Какие ещё перспективы есть у профессии:

  • открыть свой бизнес,
  • уйти в смежные специальности ― email-маркетолог, маркетолог-аналитик и т. д.,
  • стать бизнес-партнёром и полностью продюсировать контент.

Преимущества и недостатки профессии контент-маркетолога

Мы уже рассказывали, что контент-маркетологи нужны бизнесу. Компании готовы хорошо платить специалистам. Но, прежде чем просматривать сайты с вакансиями, оцените все плюсы и минусы этой профессии.

Преимущества:

  • высокая зарплата,
  • потребность в контент-маркетологах растёт,
  • можно работать удалённо,
  • перспектива карьерного роста,
  • творческая направленность работы.

Недостатки:

  • надо много знать из смежных областей: SEO-оптимизации, копирайтинга, SMM, вёрстки, редактуры и т. п.,
  • придётся постоянно учиться ― онлайн-сфера постоянно развивается и меняется,
  • следить за трендами ― предпочтения пользователей непостоянны,
  • ненормированный рабочий график,
  • сложно найти работу без кейсов.

Задачи контент-маркетолога

У контент-маркетолога есть определённый пул задач. Чтобы глубоко погружаться в работу, специалисту важно не брать на себя чужие обязанности. Вот что обычно входит в задачи контент-маркетолога.

Анализировать контент

Маркетолог оценивает контент, который есть на площадках клиента. Изучает аналитику, которую собирали до него. Он ищет сильные и слабые стороны бренда.

Он изучает:

  • трафик,
  • каналы публикаций,
  • качество контента.

Маркетолог анализирует популярные материалы по тематике клиента: ищет новые идеи. Контент-маркетолог выясняет, какой контент популярен, каких материалов не хватает на площадках клиента и т. д.

Он выделяет:

  • заголовки,
  • подачу,
  • вовлечённость
  • стиль подачи,
  • тип и формат. 

Анализировать конкурентов

Маркетолог анализирует прямых и косвенных конкурентов компании. 

Прямые конкуренты ― компании, которые делают такой же продукт и претендуют на тот же сегмент аудитории. Например, компании А и В из Москвы производят плюшевых собак для семей со средним достатком. Они прямые конкуренты. 

Косвенные конкуренты ― компании, которые делают похожий продукт, работают в разных регионах, но борются за один сегмент аудитории. Например, компания А производит плюшевых собак в Москве, а компания В ― плюшевых котов в Подмосковье. Но продают свою продукцию одним и тем же семьям со средним достатком. 

Анализ конкурентов нужен, чтобы:

  • понять плюсы и минусы продукта,
  • найти недостатки и преимущества конкурентов ― ваши точки роста,
  • улучшить сервис компании и характеристики продукта,
  • выстроить стратегию продвижения и продаж.

Анализировать ЦА

Целевая аудитория — это потенциальные потребители товара или услуги. Разработкой и сегментацией аудитории обычно занимается маркетолог. Он проводит опросы и собирает данные продаж. Без портрета целевого потребителя компания может терять прибыль. Если вы ещё ничего не знаете о подборе и сегментации ЦА, то прочитайте нашу статью: «Как сегментировать целевую аудиторию».

Иногда маркетолог может сам формировать портрет целевой аудитории и сегментировать её, например, если работает в маленькой фирме. В крупных компаниях контент-маркетолог получает уже готовый портрет целевого потребителя.

Пример сегментации ЦА

Пример сегментации ЦА

Создавать маркетинговую стратегию

Маркетинговая стратегия — это план действий по продвижению. На этом этапе маркетолог решает, с помощью какого контента он будет знакомить целевую аудиторию с продуктом. 

Создание маркетинговой стратегии:

Шаг 1. Аналитика. Контент-маркетолог анализирует:

  • текущий контент на площадках,
  • материалы конкурентов,
  • целевую аудиторию,
  • поисковую выдачу материалов. 

Шаг 2. План действий. Контент-маркетолог выстраивает гипотезы и готовит:

  • Tone of Voice (тон голоса) компании,
  • редакционную политику,
  • контент-план,
  • список площадок для размещения.

Шаг 3. Оценка. Контент-маркетолог формирует систему оценки результатов работы:

  • ставит KPI,
  • создаёт отчёт с итогами,
  • анализирует собранные данные. 

Управлять командой

Контент-маркетологу нужна команда, чтобы работать эффективно. Он может самостоятельно создавать и размещать контент, но в таком случае на разработку стратегии у него останется мало времени и качество работы пострадает.

Команда контент-маркетолога:

  • копирайтер,
  • редактор,
  • дизайнер,
  • SMM-менеджер.

Для продуктивной работы маркетологу нужна команда как минимум из этих 4 специалистов. Чтобы команда слаженно работала, ей надо уметь управлять: формировать ТЗ, ставить сроки, адекватно оценивать работу и т. д.

В зависимости от необходимого типа материалов маркетолог может работать с SEO-специалистом, таргетологом, контекстологом, фотографом и пр.

Создавать контент

Контент-маркетолог контролирует выход материалов по плану, может самостоятельно делать часть контента либо формировать ТЗ для исполнителей. 

Типы контента:

  • текст,
  • фото,
  • видео,
  • аудио.

Размещать контент

Чтобы как можно больше людей из целевой аудитории узнало о продукте или бренде, нужно правильно подобрать каналы общения. 

Где разместить контент в интернете:

  • площадки бренда: профили в социальных сетях, сайт,
  • площадки компаний-партнёров,
  • СМИ и др.

Пример сегментации ЦА

Пример сегментации ЦА

Навыки и качества специалиста

Для успешной работы и развития в этой сфере маркетологу нужны определённые hard и soft skills.

Контент-маркетолог должен:

  • выдвигать гипотезы, на каких площадках и какой контент нужен бренду, как он сработает,
  • анализировать контент клиента, конкурентов, предпочтения аудитории, результаты работы и т. д.

Контент-маркетологу желательно: 

  • разбираться, как происходят продажи в интернете ― понимать техническую сторону вопроса и уметь решать возникающие проблемы,
  • писать текст и верстать контент на площадках,
  • знать законы при работе с контентом,
  • разбираться во вспомогательных программах: метриках для сайтов, сервисах для анализа сайтов.

Качества маркетолога для успешной работы:

  • общительность,
  • умение делегировать часть работы,
  • навыки самопрезентации,
  • эффективное управление командой,
  • грамотная организация процессов на проекте.

Как стать контент-маркетологом

Стать контент-маркетологом с нуля непросто ― нужен опыт работы в интернете, навыки дизайнера, SMM и SEO-специалиста, копирайтера и аналитика.

Научиться контент-маркетингу можно в университете, на курсах или самостоятельно.

В вузе вы не научитесь контент-маркетингу, скорее, просто маркетингу. Но этого хватит, чтобы начать карьеру маркетолога, а затем углубиться в контент-маркетинг.

Самостоятельно профессию контент-маркетолога вы можете получить с помощью книг, статей, образовательных видео, практики. В интернете много бесплатных материалов. Придётся постараться, чтобы систематизировать их.

Онлайн-курсы помогут освоить профессию контент-маркетолога сразу. Мы подготовили для вас подборку лучших образовательных программ в этой сфере. Ниже несколько примеров курсов, на которых вы научитесь контент-маркетингу.

Курс
Школа
Стоимость
Рассрочка
Длительность
Рейтинг
Ссылка
41 895 ₽
Есть
5 месяцев
4.8

Чтобы стать контент-маркетологом, вам надо разобраться в особенностях интернет-бизнеса и нескольких смежных специальностях: копирайтинге, SEO-оптимизации, дизайне и т. п. Вы можете это сделать самостоятельно или с помощью курсов. Какой бы из вариантов вы ни выбрали, приложите немного усилий и у вас получится стать контент-маркетологом.

* Facebook и Instagram — социальные сети, которые запрещены в РФ.

Оставьте комментарий

Ваш комментарий:
Имя:
Email: