Скидки на курсы ждут в личном кабинете. Нажмите тут

Кто такой контент-менеджер и что нужно уметь, чтобы начать работать

Кто такой контент-менеджер и что нужно уметь, чтобы начать работать
Екатерина Садчикова
часы голубые
14 мин.

Контент как мост между компанией и клиентом. Качественный и актуальный контент помогает выстраивать прочные отношения с потребителем. За эту часть маркетинга и отвечает контент-менеджер. Хотя порог входа в эту профессию не самый высокий, это не значит, что справиться может любой, и знания совсем не нужны. В этой статье разберёмся, что именно делает контент-менеджер, что он должен знать и как освоить эту профессию.

Кто такой контент-менеджер

Контент-менеджер — это сотрудник, который разрабатывает и публикует контент, чтобы проинформировать или развлечь целевую аудиторию. Если коротко — он управляет контентом.

Эта работа обычно подразумевает, что человек владеет рядом инструментов, понимает азы интернет-маркетинга (с упором в контент и SEO). Также контент-менеджеру пригодятся навыки управления проектами. Работа контент-менеджера обычно включает в себя взаимодействие с командой, например, с дизайнером, копирайтером и SEO-специалистом.

Контент-менеджер

Фото: unsplash.com

Обязанности контент-менеджера

Как правило, контент-менеджеры размещают статьи, посты, описания товаров и любую другую информацию на интернет-ресурсах компании. Иногда они же этот контент создают. Также они могут участвовать в редакционной работе и нести ответственность за трафик и вовлечение аудитории.

Контент-менеджеры работают на следующих площадках:

  • сайты компаний и организаций,
  • блоги,
  • интернет-магазины,
  • социальные сети,
  • видеохостинги.

Конкретные функции контент-менеджера зависят от отрасли и размера компании. Например, контент-менеджер стартапа может быть вообще единственным маркетологом в компании, сам писать тексты, заниматься сайтом, рассылкой, соцсетями, да ещё и видео снимать. В то время как в большой компании контент-менеджер может быть членом команды и работать над строго ограниченным кругом задач, например, добавлять карточки товаров на сайт, следить за их актуальностью и обрабатывать фото товаров.

Опытный контент-менеджер на большом проекте может руководить командой, готовить контент-план, анализировать результаты работы и отвечать за трафик и лиды.

Рассмотрим, какие задачи чаще всего выполняют контент-менеджеры на работе.

  • Публикуют тексты, картинки, видео и презентации на сайте, в блоге и в соцсетях.
  • Верстают контент (тексты, картинки и видео) в админке сайта или блога.
  • Редактируют контент.
  • Участвуют в его создании.
  • Работают с копирайтерами, дизайнерами, разработчиками.
  • Выполняют базовые задачи по SEO сайта.
  • Оптимизируют контент в соответствии с требованиями SEO.
  • Распространяют контент по онлайн-каналам и социальным сетям для увеличения трафика.
  • Проверяют контент на сайте на предмет фирменного стиля, релевантности.

Какие ещё задачи могут ставить перед контент-менеджерами.

  • Анализ посещаемости сайта и показателей вовлечённости пользователей.
  • Контроль за соблюдением законодательства (например, авторские права и защита данных).
  • Генерация идей для контента, чтобы привлечь внимание аудитории.
  • Изучение онлайн-ресурсов конкурентов.
  • Создание плана публикации контента, контроль его выполнения.
  • Написание статей и постов.
  • Отслеживание эффективности контента с помощью Яндекс.Метрики, Google Analytics, Ahrefs и других инструментов.

Случается, что в рамках одной и той же профессии люди выполняют на работе разные задачи. Контент-менеджеров это тоже касается. Условно можно разделить эту профессию на две группы, назовём эти группы специализациями. Это:

  • контент-менеджеры в соцсетях,
  • контент-менеджеры сайтов.

У представителей этих групп будут разные задачи, к ним выдвигают разные требования, у каждого свои ключевые показатели эффективности (KPI).

Например, так выглядят обязанности контент-менеджера сайта из вакансии на HeadHunter.

Обязанности контент-менеджера сайта

Обязанности контент-менеджера сайта и требования к его навыкам

А так работодатель сформулировал ожидания к контент-менеджеру в соцсетях. Нетрудно заметить, что они близки к задачам SMM-щика. Очень часто в вакансиях так и пишут: «Контент-менеджер/SMM-щик».

Задачи контент-менеджера в соцсетях

Задачи контент-менеджера в социальных сетях из вакансии на hh.ru

 

Екатерина Глазкова
Контент-менеджер Digital Academy
Цитата

«Обязанности контент-менеджера в DA можно разделить на 2 группы.

Первая группа — это работа с новым контентом.

  • Публикуем его на сайте — школы, курсы, подборки курсов, заводим новые рубрики, заливаем иллюстрации.
  • Форматируем текст через редактор HTML-кода (заголовки, ссылки, списки и т.д.).
  • Выступаем в роли автора — пишем описания к школам, курсам, иногда текст к подборкам.

Вторая группа — это работа с уже опубликованным контентом, когда мы следим за качеством информации.

  • Снимаем с публикации неактуальные страницы.
  • Обновляем текст по рекомендациям SEO-специалистов (например, добавляем ключевые слова).
  • Выполняем базовые операции по SEO (следим за редиректами и перелинковкой).
  • Правим ошибки и опечатки на сайте.
  • Если нужно вмешательство разработчика, пишем замечания в бэклог для доработки сайта».

Чем контент-менеджер отличается от контент-маркетолога

Контент-маркетолог — это специалист с навыками создания и продвижения контента, он делает так, чтобы контент приносил компании пользу и прибыль.

Контент-менеджер чаще всего работает с уже готовым контентом — размещает статьи в блоге, верстает их, загружает картинки, выставляет время публикации, наполняет карточки товаров. Контент-менеджер, строго говоря, не занимается продвижением контента и реже участвует в его создании.

В жизни часто у разных компаний свои требования. Например, если компания небольшая, контент-менеджер может выполнять часть обязанностей SMM-щика, копирайтера или маркетолога.

Вакансия на hh.ru

«Гибридная» вакансия на hh.ru

Что нужно уметь

Для выполнения обязанностей контент-менеджера нужен ряд навыков. Примерный список такой.

  • Работа в популярных CMS (система управления контентом), например, 1С Битрикс, Tilda, Joomla, MODX.
  • Умение писать читабельные тексты и редактировать их.
  • Понимание, как работает SEO.
  • Работа на базовом уровне с сервисами веб-аналитики: Яндекс.Метрика и/или Google Analytics.
  • Базовое знание HTML и CSS, чтобы, например, можно было поправить съехавший заголовок на сайте.
  • Работа с сервисами кросспостинга, например, SMM Planner, Amplifr (не всегда обязательно).

Рассмотрим некоторые важные навыки подробнее.

Базовые знания SEO. Контент-менеджеры должны иметь хотя бы общее представление о поисковом продвижении. В противном случае контент может плохо индексироваться в поисковиках, и его увидит меньше людей. Очень глубокие знания необязательны, но понимать азы необходимо. Хотя бы чтобы эффективно общаться с SEO-специалистом.

Метатеги

Правильно заполненные метатеги title и description помогают в поисковой оптимизации

Копирайтинг. Иногда нужно будет писать короткие тексты, например, описание товара в каталоге, поэтому нужно уметь писать понятно и дружить с грамматикой.

Вёрстка контента. Чтобы стать контент-менеджером, программировать не нужно, но базовое знание HTML и CSS поможет, когда под рукой нет веб-разработчика. Как контент-менеджер сайта, вы будете работать с какой-то из CMS, и умение поправить строчку кода при вёрстке статьи, например, может очень выручить и сэкономить время.

HTML-разметка

Вёрстка статьи в админке сайта в режиме HTML-разметки

CMS (система управления сайтом, или его «движок»). Желательно уметь работать хотя бы в одной популярной CMS, ведь через неё вы будете публиковать и редактировать контент на сайте. Если такого опыта нет, не переживайте, работу в современных CMS вполне можно освоить за короткое время, для этого не нужны глубокие технические знания.

Веб-аналитика. Контент-менеджеру может пригодиться умение найти нужную информацию в той же Яндекс.Метрике и интерпретировать её. Поведение аудитории сайта, посещаемость, данные по посетителям — всё это полезная информация, на которую стоит обращать внимание.

Яндекс.Метрика

Скриншот из Яндекс.Метрики с данными о посещаемости сайта

Не пугайтесь, если показалось, что к контент-менеджеру много требований. Для начала работы достаточно базовых знаний инструментов, возможно, даже важнее этого будет внимательность, организованность. Навыки можно развить на курсах, изучая полезные материалы в сети и в процессе работы, особенно если рядом опытные коллеги.

Необходимые личные качества

Эта работа хорошо подойдёт интровертам, но контент-менеджеры довольно много общаются с коллегами, так что без навыков коммуникации будет сложно. Ещё контент-менеджеру нужно развивать следующие качества:

  • внимательность,
  • грамотность,
  • организованность и умение управлять своим временем,
  • усидчивость,
  • быструю обучаемость,
  • творческое мышление,
  • умение быстро собрать информацию по новой теме,
  • грамотность.

Это работа для и внимательных к деталям людей, которые хорошо планируют время и задачи.

Светлана Золотарёва
Контент-менеджер Digital Academy
Цитата
«Контент-менеджеру поможет интерес к изучению и обработке информации. Без него выполнять задачи сложно, потому что с информацией мы работаем 80% времени. Если тебе интересен этот базовый процесс, ты будешь и внимательным, и дотошным, и все нужные навыки освоишь без проблем. А если тебе скучно по несколько часов подряд изучать описания товаров и таблицы с ценами, ты грустишь без общения и не можешь сидеть на одном месте, работать будет просто тяжело».

Где можно работать

Такие специалисты востребованы везде, где есть необходимость поддерживать сайт, блог и соцсети в актуальном состоянии. Это, например:

  • интернет-магазины;
  • любые коммерческие организации (клиники, студии, общепит, мастерские, зоомагазины);
  • вузы, школы, образовательные центры для взрослых и детей;
  • производственные предприятия;
  • государственные учреждения;
  • некоммерческие организации (благотворительные или просветительские фонды);
  • интернет-площадки (агрегаторы, маркетплейсы);
  • IT-компании и digital-агентства.

Ниже пример вакансии контент-менеджера в московскую тату-студию. Человек должен будет придумывать и создавать контент для сайта, блога и соцсетей студии.

Зарплата контент-менеджера

Контент-менеджеры не получают космических зарплат. В регионах им обычно предлагают от 25 000 до 50 000 ₽.

В Москве зарплаты таких специалистов колеблются от 25 000 до 80 000 ₽ в зависимости от задач, опыта и уровня ответственности.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Минусы

Необязательно иметь профильное образование, достаточно курсов или обучиться самостоятельно.

Много рутинной, часто однообразной работы.

Мало возможностей профессионального роста: как правило, в компаниях нет главного или senior-контент-менеджера, да и задачи однообразные и не предполагают развития.

Мало возможностей профессионального роста: как правило, в компаниях нет главного или senior-контент-менеджера, да и задачи довольно однообразные и обычно не предполагают развития.

Не нужны очень глубокие технические знания.

Невысокий уровень зарплат.

Если менеджер сам создаёт контент, в работе есть доля творчества.

 

Возможность дополнительно развиваться в SMM, SEO, редактуре и управлении проектами.

 

автор
Дмитрий Третьяков
Контент-менеджер Digital Academy
Цитата

«Меня рутина не пугает, а наоборот нравится стабильный набор задач, похожих друг на друга. Большинству в кайф работать тогда, когда они понимают, что делать, а в однообразной работе понимаешь это лучше всего) В то же время на однообразии завязаны минусы. Первый — отсутствие роста или постоянного расширения компетенций. Если хочешь расти, то нужно изучать что-то самостоятельно, а сами по себе ежедневные задачи этого не предполагают. Второй минус — невысокие зарплаты, вакансии с зп в 1,5 выше среднего можно пересчитать по пальцам одной руки.

Ну и про плюсы. Освоить весь фронт работ можно месяца за 3. Требования к знанию маркетинга, SMM или копирайтинга минимальные, глубоко нырять туда не надо. Задачи не всегда рутинные: иногда нужно написать текст или обработать картинку. И последний плюс — относительно невысокий уровень ответственности. Например, ошибка оператора ПК в супермаркете может снизить выручку или затратить лишние человекочасы, что плохо скажется на отношениях в коллективе. А в работе контент-менеджера моя ошибка — только моя, и глобально она мало повлияет на всю команду, от этого морально легче».

Где учиться на контент-менеджера

Контент-менеджер — это профессия, которую можно освоить, не посещая вуз в течение 4–5 лет. Конечно, базовое образование, например, техническое или филологическое, поможет скорее стартовать в профессии. Ближайшая специальность, на которую можно пойти в техникуме, — оператор ПК.

Светлана Золотарёва
Контент-менеджер Digital Academy
Цитата
«Для работы контент-менеджером интернет-магазина, где нужно обрабатывать прайсы, много работать с цифрами — лучше экономическое, математическое образование. Для контент-менеджмента с упором на тексты и контент подойдёт образование в области маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Плюс в любом случае нужно будет дополнительно изучать необходимый софт: хотя бы одну из CMS (MODx, 1С-Битрикс, Wordpress, Joomla, Tilda), Excel (нужно знать на продвинутом уровне, работать с ВПР, функциями, потому что прайсы бывают очень большие), графические редакторы и т. п.».

Азы можно изучить самостоятельно, с помощью книг и материалов в интернете. Или можно воспользоваться готовым решением — пройти курс контент-менеджмента. Это поможет быстро изучить основы и сразу начать практиковаться. Тем более современные образовательные программы всегда включают работу над учебным или реальным проектом. Ещё один аргумент в пользу курсов — интернет-маркетинг быстро развивается, тренды сменяют друг друга, и чем быстрее вы приступите к работе, тем лучше.

Контент-менеджер, вероятно, digital-профессия с самым широким набором определений. Его функции зависят от размера компании и её специфики. Он может как заполнять карточки товаров в интернет-магазине, так и участвовать в создании маркетинговой стратегии компании, тут всё зависит от навыков, опыта и амбиций.

Если вы любите писать и редактировать, а также внимательны и готовы учиться, профессия контент-менеджера вам подойдёт.

Понравился материал?

Оставьте комментарий

Ваш комментарий:
Имя:
Email: