Контент как мост между компанией и клиентом. Качественный и актуальный контент помогает выстраивать прочные отношения с потребителем. За эту часть маркетинга и отвечает контент-менеджер. Хотя порог входа в эту профессию не самый высокий, это не значит, что справиться может любой, и знания совсем не нужны. В этой статье разберёмся, что именно делает контент-менеджер, что он должен знать и как освоить эту профессию.
Кто такой контент-менеджер
Контент-менеджер — это сотрудник, который разрабатывает и публикует контент, чтобы проинформировать или развлечь целевую аудиторию. Если коротко — он управляет контентом.
Эта работа обычно подразумевает, что человек владеет рядом инструментов, понимает азы интернет-маркетинга (с упором в контент и SEO). Также контент-менеджеру пригодятся навыки управления проектами. Работа контент-менеджера обычно включает в себя взаимодействие с командой, например, с дизайнером, копирайтером и SEO-специалистом.
Фото: unsplash.com
Обязанности контент-менеджера
Как правило, контент-менеджеры размещают статьи, посты, описания товаров и любую другую информацию на интернет-ресурсах компании. Иногда они же этот контент создают. Также они могут участвовать в редакционной работе и нести ответственность за трафик и вовлечение аудитории.
Контент-менеджеры работают на следующих площадках:
- сайты компаний и организаций,
- блоги,
- интернет-магазины,
- социальные сети,
- видеохостинги.
Конкретные функции контент-менеджера зависят от отрасли и размера компании. Например, контент-менеджер стартапа может быть вообще единственным маркетологом в компании, сам писать тексты, заниматься сайтом, рассылкой, соцсетями, да ещё и видео снимать. В то время как в большой компании контент-менеджер может быть членом команды и работать над строго ограниченным кругом задач, например, добавлять карточки товаров на сайт, следить за их актуальностью и обрабатывать фото товаров.
Опытный контент-менеджер на большом проекте может руководить командой, готовить контент-план, анализировать результаты работы и отвечать за трафик и лиды.
Рассмотрим, какие задачи чаще всего выполняют контент-менеджеры на работе.
- Публикуют тексты, картинки, видео и презентации на сайте, в блоге и в соцсетях.
- Верстают контент (тексты, картинки и видео) в админке сайта или блога.
- Редактируют контент.
- Участвуют в его создании.
- Работают с копирайтерами, дизайнерами, разработчиками.
- Выполняют базовые задачи по SEO сайта.
- Оптимизируют контент в соответствии с требованиями SEO.
- Распространяют контент по онлайн-каналам и социальным сетям для увеличения трафика.
- Проверяют контент на сайте на предмет фирменного стиля, релевантности.
Какие ещё задачи могут ставить перед контент-менеджерами.
- Анализ посещаемости сайта и показателей вовлечённости пользователей.
- Контроль за соблюдением законодательства (например, авторские права и защита данных).
- Генерация идей для контента, чтобы привлечь внимание аудитории.
- Изучение онлайн-ресурсов конкурентов.
- Создание плана публикации контента, контроль его выполнения.
- Написание статей и постов.
- Отслеживание эффективности контента с помощью Яндекс.Метрики, Google Analytics, Ahrefs и других инструментов.
Случается, что в рамках одной и той же профессии люди выполняют на работе разные задачи. Контент-менеджеров это тоже касается. Условно можно разделить эту профессию на две группы, назовём эти группы специализациями. Это:
- контент-менеджеры в соцсетях,
- контент-менеджеры сайтов.
У представителей этих групп будут разные задачи, к ним выдвигают разные требования, у каждого свои ключевые показатели эффективности (KPI).
Например, так выглядят обязанности контент-менеджера сайта из вакансии на HeadHunter.
Обязанности контент-менеджера сайта и требования к его навыкам
А так работодатель сформулировал ожидания к контент-менеджеру в соцсетях. Нетрудно заметить, что они близки к задачам SMM-щика. Очень часто в вакансиях так и пишут: «Контент-менеджер/SMM-щик».
Задачи контент-менеджера в социальных сетях из вакансии на hh.ru
Чем контент-менеджер отличается от контент-маркетолога
Контент-маркетолог — это специалист с навыками создания и продвижения контента, он делает так, чтобы контент приносил компании пользу и прибыль.
Контент-менеджер чаще всего работает с уже готовым контентом — размещает статьи в блоге, верстает их, загружает картинки, выставляет время публикации, наполняет карточки товаров. Контент-менеджер, строго говоря, не занимается продвижением контента и реже участвует в его создании.
В жизни часто у разных компаний свои требования. Например, если компания небольшая, контент-менеджер может выполнять часть обязанностей SMM-щика, копирайтера или маркетолога.
«Гибридная» вакансия на hh.ru
Что нужно уметь
Для выполнения обязанностей контент-менеджера нужен ряд навыков. Примерный список такой.
- Работа в популярных CMS (система управления контентом), например, 1С Битрикс, Tilda, Joomla, MODX.
- Умение писать читабельные тексты и редактировать их.
- Понимание, как работает SEO.
- Работа на базовом уровне с сервисами веб-аналитики: Яндекс.Метрика и/или Google Analytics.
- Базовое знание HTML и CSS, чтобы, например, можно было поправить съехавший заголовок на сайте.
- Работа с сервисами кросспостинга, например, SMM Planner, Amplifr (не всегда обязательно).
Рассмотрим некоторые важные навыки подробнее.
Базовые знания SEO. Контент-менеджеры должны иметь хотя бы общее представление о поисковом продвижении. В противном случае контент может плохо индексироваться в поисковиках, и его увидит меньше людей. Очень глубокие знания необязательны, но понимать азы необходимо. Хотя бы чтобы эффективно общаться с SEO-специалистом.
Правильно заполненные метатеги title и description помогают в поисковой оптимизации
Копирайтинг. Иногда нужно будет писать короткие тексты, например, описание товара в каталоге, поэтому нужно уметь писать понятно и дружить с грамматикой.
Вёрстка контента. Чтобы стать контент-менеджером, программировать не нужно, но базовое знание HTML и CSS поможет, когда под рукой нет веб-разработчика. Как контент-менеджер сайта, вы будете работать с какой-то из CMS, и умение поправить строчку кода при вёрстке статьи, например, может очень выручить и сэкономить время.
Вёрстка статьи в админке сайта в режиме HTML-разметки
CMS (система управления сайтом, или его «движок»). Желательно уметь работать хотя бы в одной популярной CMS, ведь через неё вы будете публиковать и редактировать контент на сайте. Если такого опыта нет, не переживайте, работу в современных CMS вполне можно освоить за короткое время, для этого не нужны глубокие технические знания.
Веб-аналитика. Контент-менеджеру может пригодиться умение найти нужную информацию в той же Яндекс.Метрике и интерпретировать её. Поведение аудитории сайта, посещаемость, данные по посетителям — всё это полезная информация, на которую стоит обращать внимание.
Скриншот из Яндекс.Метрики с данными о посещаемости сайта
Не пугайтесь, если показалось, что к контент-менеджеру много требований. Для начала работы достаточно базовых знаний инструментов, возможно, даже важнее этого будет внимательность, организованность. Навыки можно развить на курсах, изучая полезные материалы в сети и в процессе работы, особенно если рядом опытные коллеги.
Необходимые личные качества
Эта работа хорошо подойдёт интровертам, но контент-менеджеры довольно много общаются с коллегами, так что без навыков коммуникации будет сложно. Ещё контент-менеджеру нужно развивать следующие качества:
- внимательность,
- грамотность,
- организованность и умение управлять своим временем,
- усидчивость,
- быструю обучаемость,
- творческое мышление,
- умение быстро собрать информацию по новой теме,
- грамотность.
Это работа для и внимательных к деталям людей, которые хорошо планируют время и задачи.
Где можно работать
Такие специалисты востребованы везде, где есть необходимость поддерживать сайт, блог и соцсети в актуальном состоянии. Это, например:
- интернет-магазины;
- любые коммерческие организации (клиники, студии, общепит, мастерские, зоомагазины);
- вузы, школы, образовательные центры для взрослых и детей;
- производственные предприятия;
- государственные учреждения;
- некоммерческие организации (благотворительные или просветительские фонды);
- интернет-площадки (агрегаторы, маркетплейсы);
- IT-компании и digital-агентства.
Ниже пример вакансии контент-менеджера в московскую тату-студию. Человек должен будет придумывать и создавать контент для сайта, блога и соцсетей студии.
Зарплата контент-менеджера
Контент-менеджеры не получают космических зарплат. В регионах им обычно предлагают от 25 000 до 50 000 ₽.
В Москве зарплаты таких специалистов колеблются от 25 000 до 80 000 ₽ в зависимости от задач, опыта и уровня ответственности.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы |
Минусы |
Необязательно иметь профильное образование, достаточно курсов или обучиться самостоятельно. |
Много рутинной, часто однообразной работы. |
Мало возможностей профессионального роста: как правило, в компаниях нет главного или senior-контент-менеджера, да и задачи однообразные и не предполагают развития. |
Мало возможностей профессионального роста: как правило, в компаниях нет главного или senior-контент-менеджера, да и задачи довольно однообразные и обычно не предполагают развития. |
Не нужны очень глубокие технические знания. |
Невысокий уровень зарплат. |
Если менеджер сам создаёт контент, в работе есть доля творчества. |
|
Возможность дополнительно развиваться в SMM, SEO, редактуре и управлении проектами. |
|
Где учиться на контент-менеджера
Контент-менеджер — это профессия, которую можно освоить, не посещая вуз в течение 4–5 лет. Конечно, базовое образование, например, техническое или филологическое, поможет скорее стартовать в профессии. Ближайшая специальность, на которую можно пойти в техникуме, — оператор ПК.
Азы можно изучить самостоятельно, с помощью книг и материалов в интернете. Или можно воспользоваться готовым решением — пройти курс контент-менеджмента. Это поможет быстро изучить основы и сразу начать практиковаться. Тем более современные образовательные программы всегда включают работу над учебным или реальным проектом. Ещё один аргумент в пользу курсов — интернет-маркетинг быстро развивается, тренды сменяют друг друга, и чем быстрее вы приступите к работе, тем лучше.
Контент-менеджер, вероятно, digital-профессия с самым широким набором определений. Его функции зависят от размера компании и её специфики. Он может как заполнять карточки товаров в интернет-магазине, так и участвовать в создании маркетинговой стратегии компании, тут всё зависит от навыков, опыта и амбиций.
Если вы любите писать и редактировать, а также внимательны и готовы учиться, профессия контент-менеджера вам подойдёт.