Любой аудит – это проверка существующей работы. Иногда на её основе создают рекомендации, как улучшить положение дел.
Для аудита текстов нужно оценить то, как они располагаются в дизайне, определить tone of voice, посмотреть на структуру предложений, заметить опечатки и обратить внимание на другие критерии хорошего текста.
Что нужно, чтобы провести аудит
Несколько текстов. В идеале – чем больше, тем лучше, но в разумных пределах. По одному-двум текстам сложно дать объективную оценку.
Портрет целевой аудитории. Он нужен, чтобы выстроить tone of voice в правильном направлении. Например, чтобы убрать обращение «на ты» из текстов банка для пенсионеров.
Понимание основ дизайна. Не надо углубляться в правила внутреннего и внешнего или в слои «Фигмы». Но обязательно понимать, сколько текста должно быть на баннерах, почему текст в одном большом абзаце – это плохо, какая длина Call to action приемлема и другие базовые правила.
Опыт. Человеку, который раньше не писал тексты на схожих платформах, будет сложно провести аудит. Это банально, но для опыта надо много писать и читать авторитетные источники в вашей сфере.
Грамотность. Нужна, чтобы найти ошибки и опечатки на последних стадиях аудита. Ну, и чтобы самому написать текст аудита без ошибок.
На что обращать внимание
При подготовке аудита текстов стоит работать по золотому правилу редактуры – двигаться от большего к меньшему. Сначала нужно изучить целевую аудиторию и после – идти через структуру к точечным правкам.
Изучаем целевую аудиторию и определяем тон текстов
Тон текстов напрямую зависит от целевой аудитории. Например, если бизнес рассчитан на тинейджеров, то не нужно обращаться к ним по имени и отчеству, а вот текст для акционеров стоит сделать в сдержанном стиле.
Важно, чтобы тексты на разных площадках коммуникации с пользователями были в схожем стиле. Обычно пользователи ждут примерно одинакового общения — например, подписчики бьюти-бренда вряд ли оценят сухие канцелярские тексты, как на бланках госучреждений.
Разбираемся в дизайне
Удобочитаемость – вот на что стоит обратить внимание в первую очередь. Если текст расположен так, что его сложно читать – это тоже стоит указать в аудите. Каким бы продающим, красивым или важным не был текст, если он выглядит нечитабельно, его прочитает меньше пользователей, чем хотелось бы.
Здесь мы могли бы продавать и французские круассаны – всё равно никто бы не увидел.
Сокращаем текст
Сократить – не всегда значит удалить. Чаще всего из большого абзаца можно сделать пару маленьких, а из большого предложения – несколько фраз покороче. Этот приём можно частично отнести к предыдущему пункту, но всё же нужно изучить смысл и стиль текстов, прежде чем его сокращать.
Кроме того, длина текста зависит от платформы. Например, на странице с юридическими особенностями акций большой подробный текст будет уместен, а в соцсетях – вряд ли.
Идея клиента хороша, но для email-рассылки получается много текста. Поэтому советуем кнопку с переходом
Ещё один текст, нуждающийся в сокращении – call to action. Подводки к ссылке в соцсетях, кнопки в письмах или на сайте должны быть максимально понятными и короткими. Но при этом нужно искать золотую середину – в погоне за краткостью не забудьте о смысле, он всегда важнее.
Избавляемся от сорняков
В любом юзабилити-тексте не нужны:
- канцеляризмы;
- сложные фразы, через которые нужно пробираться к смыслу;
- штампы;
- заезженные рекламные выражения, в которые пользователи уже давно не верят;
- лишние вводные конструкции.
Чаще всего штампами, канцеляризмами и лишними конструкциями грешат госучреждения и сфера обслуживания, от которых мы больше всего ждём понятности и человечности
Поправляем ошибки и опечатки
Текст с орфографическими и пунктуационными ошибками и опечатками выглядит неопрятно – будто автор не старался для своих читателей, сделал "и так сойдёт", или будто компания пожалела денег на корректора. Понятно, что причиной чаще всего бывает человеческая невнимательность, но тексты с ошибками могут подпортить репутацию. Именно поэтому о них нужно говорить в аудите.
Также сюда входят неуместные знаки препинания и caps lock.
Показываем клиенту опечатки и ошибки в текстах
Что ещё
- Даём общие рекомендации. Хороший аудит – не просто «смотрите, у вас тут ошибка», а «смотрите, у вас тут ошибка, но вообще лучше делать вот так». Это повышает экспертность аудитора в глазах заказчика и упрощает общение между вами.
- Говорим, что есть хорошего. В существующем тексте можно найти интересные ходы, которые достойны внимания. Стоит о них сказать, чтобы эти фишки не пропали, когда текст будет меняться.
Отмечаем интересные находки
Вместо вывода: зачем нужен аудит текстов
Аудит нужен для того, чтобы тексты стали лучше: информативнее, интереснее, понятнее, убедительнее – в общем, эффективно выполняли свою задачу, будь она коммерческой или какой-то другой. Это не просто поиск ошибок, а рекомендация, как писать тексты профессиональнее.
Важно подкреплять каждый пункт аудита скриншотами из текстов, которые вы проверяете, аргументами – почему исправляете или даёте какую-то рекомендацию, и своим профессиональным видением – как будет лучше. Так оценка не будет голословной и клиенту не придётся искать, что вы имели в виду, когда, например, рекомендовали сократить предложения, или ломать голову над тем, почему вы даёте тот или иной совет.