2022 год резко поменял ландшафт социальных сетей для россиян. Популярные TikTok, Instagram* и Facebook* сначала отключили возможности рекламы и монетизации, а затем стали и вовсе недоступны или труднодоступны на территории нашей страны.
Не только блогерам и компаниям, но и обычным пользователям пришлось срочно искать альтернативные площадки вместо привычных сервисов. Лидером по росту количества новых регистраций и активных авторов стала социальная сеть ВКонтакте. Согласно данным Mediascope, ВК ежемесячно охватывает более 70% населения России.
Охват интернет-ресурсов в России за апрель 2023 года. Источник: Mediascope
«Мигрантам» пришлось вспоминать, как работает VK, и изучать новые функции, которых за 16 лет существования платформы появилось немало. Для тех, кто ещё не успел разобраться в многообразии возможностей ВКонтакте, мы подготовили гид по социальной сети, её контенту и способам продвижения.
Перспективы продвижения во ВКонтакте
ВКонтакте был запущен 10 октября 2006 года и изначально позиционировал себя как социальная сеть для студентов и выпускников российских вузов. На сегодняшний день платформа доступна на 82 языках, занимает 8 строчку в рейтинге самых популярных соцсетей мира и 1 место среди соцсетей в России и насчитывает более 100 млн активных пользователей из 163 стран мира.
Вот данные из пресс-релиза ВК о развитии за первый квартал 2023 года:
- средняя месячная аудитория соцсети в России выросла на 11% по сравнению с первым кварталом 2022 года до рекордных 81,5 млн пользователей;
- средняя дневная аудитория выросла на 11% по сравнению с первым кварталом 2022 года до рекордных 52,3 млн пользователей;
- пользователи проводят ВКонтакте в среднем 45 минут в день;
- охват ВКонтакте в марте 2023 года составил 86% российской интернет-аудитории, при этом 54% пользователей посещали платформу ежедневно.
Данные об аудитории ВКонтакте. Источник: Similarweb
По данным SimilarWeb, аудиторию ВКонтакте составляют 56,16% мужчин и 43,84% женщин. Больше всего пользователей в возрасте от 25 до 34 лет.
Корпорация VK, которая владеет соцсетью ВКонтакте, развивает целую экосистему с ней в центре. Помимо социальной сети, туда входят множество проектов, среди которых:
- Дзен, Одноклассники, Почта Mail.ru;
- VK мессенджер, VK Клипы, VK музыка, VK Видео;
- образовательные платформы Skillbox, Geekbrains, Skillfactory, Mentorama, Lerna, Сферум, Учи.ру;
- платёжный сервис VK Pay;
- сервисы VK Play, RuStore, Юла, Маруся, VK Капсула;
- VK Teams — сервис для корпоративного общения и видеоконференций;
- VK Mini Apps — это открытая платформа мини‑приложений внутри ВКонтакте.
Так или иначе, пользователи этих сервисов связаны с ВКонтакте, а это может дать авторам контента в этой соцсети дополнительный рекламный охват.
Растущая аудитория ВК делает социальную сеть особо привлекательной для бизнеса. Продвижение во ВКонтакте доступно разными способами.
«Бизнес» и «Публичная страница» — наиболее популярные форматы для привлечения потенциальных клиентов. Они направлены на формирование лояльности аудитории к компании и бренду, пользователи могут не просто выбирать и покупать товары, но и активно общаться на различные темы.
«Бренд или организация» — тоже открытое сообщество, но уже более узкой тематики, например, школа или благотворительный фонд.
«Тематическое сообщество» — открытая страница для публикации новостей и сообщений по определённой теме.
«Группа по интересам» объединяет людей по интересам. Например, школа танцев создаёт группу и приглашает туда своих учеников. В сообществе обсуждают занятия, расписание, обмениваются фото с мероприятий.
«Мероприятие» — это формат для конкретного события — фестиваля, концерта, мастер-класса и другие.
Формат присутствия каждая компания выбирает, ориентируясь на свой продукт и целевую аудиторию.
Продвигать в VK свои товары и услуги можно с помощью таргетированной рекламы и покупки рекламных постов в других популярных группах. Для последнего способа ВК создали маркет-платформу, где можно как продать рекламное место, так и купить его.
Как развивается VK в последние годы
ВКонтакте последние годы активно развивался и добавлял новые функции и возможности в приложение. Изменения коснулись и дизайна. В феврале 2020 года разработчики представили новую версию приложения. Усовершенствовались навигация разделов, появились вкладки «Новости» и «Интересное» с персонализированными подборками. В конце 2020 года обновилась и веб-версия, изменились логотип, шрифт и цвета оформления.
ВК превратилось в суперприложение, в котором можно не только делиться новостями и сообщениями, но и слушать музыку, играть в различные игры, заказывать еду и такси и многое другое. В 2020 году на платформу добавили возможность видеозвонков с возможностью участия до 128 человек — актуальная услуга в период пандемии COVID-19. А в 2021 году ограничения на количество участников были сняты. Более 20 млн человек ежемесячно используют VK Звонки.
Полностью обновился мессенджер ВК, предоставив пользователям возможность не только обмениваться сообщениями, но и пересылать музыку, файлы и даже переводить деньги.
Появились новые интересные виды контента:
- клипы с AR-эффектами,
- подкасты,
- видеоплатформа VK Видео с качеством проигрывания до 4К.
Платформа предложила новые возможности монетизации для авторов публикаций. VK Donut позволяет продавать подписку на эксклюзивный контент сообщества, например, новинки, закрытые распродажи или возможность участвовать в ограниченных акциях. Ещё один инструмент продвижения во ВКонтакте и заработка — маркет-платформа, с помощью которой можно получать заказы на размещение рекламы в сообществе.
Важным нововведением ВК можно считать умную ленту вместо хронологической. Из-за большого количества перепостов в соцсети появился избыток публикаций, а внутренние алгоритмы позволяют показывать пользователю только релевантный контент.
Алгоритм Прометей анализирует интересы и поведение человека и предлагает ему посты и видео, которые, по его мнению, будут ему интересны. Это помогает увеличить охваты оригинальных постов.
Другой алгоритм, Немезида, напротив, урезает охваты перепостов и ищет плагиат. Это означает, что репост чужого материала увидит меньше людей, а за публикацию без указания источника может прилететь и наказание в виде изъятия вашего сообщества из рекомендуемых или отключения от рекламных инструментов. Алгоритмы направлены на увеличение количества оригинального интересного контента и предотвращение случаев воровства чужой интеллектуальной собственности.
К какому контенту привыкли пользователи VK: отличие от Instagram* и TikTok
В то время как пользователи TikTok и Instagram* привыкли больше к визуальному контенту, в ВК традиционно многое строится вокруг текста. Особое внимание в постах уделено именно текстовому содержанию, а фотография уже вторична. Кроме этого, ВКонтакте даёт возможность публиковать статьи и лонгриды и добавлять в них различные медиафайлы, чего нет в TikTok и Instagram*.
Однако многое поменялось с появлением VK Клипов. Хотя посты по-прежнему интересны аудитории, короткие ролики как общемировой тренд тоже собирают множество просмотров.
Вторая особенность ВК — это общение пользователей. Огромное количество вовлекающего контента — опросов, конкурсов, различного рода интерактивов — направлено на то, чтобы люди не просто листали ленту, а взаимодействовали с публикациями и друг с другом. В группах и сообществах пользователи обсуждают различные темы, мессенджер позволяет пересылать не только сообщения, но и музыку, файлы и видео.
В основном, как и в других социальных сетях, люди приходят в ВК за развлечением. Поэтому развлекательный контент остаётся неизменно популярным.
Способы продвижения в VK благодаря разнообразию контента более широкие, чем в других социальных сетях. Привлекать подписчиков и клиентов можно, публикуя интересный материал в разных форматах, о которых мы далее расскажем подробнее.
Виды контента во ВКонтакте: что в тренде и как этим пользоваться
Контент ВК более разнообразен, чем, например, в Instagram*. Рассказываем о видах публикаций.
Посты
Посты в ВК — это самый простой вид контента. Обычно это короткие сообщения на стене аккаунта или сообщества. Пост может быть в формате собственной заметки, репоста чужого интересного материала, фото, видео, музыкального файла, а иногда и более длинного текста. Сообщение появится в вашей ленте, его увидят друзья и подписчики и пользователи, которым по мнению умной ленты эта тема будет интересна.
Клипы
VK Клипы — это относительно новый формат контента (в июне 2023 им исполнилось 3 года), который стал отличной альтернативой вертикальным видеороликам TikTok и Instagram*. В приложении уже доступна статистика по каждому ролику и встроенный видеоредактор, в который регулярно добавляют новые фишки. С помощью виджетов в видео можно добавить опрос, хештеги, упоминание другого пользователя, обозначение места и другие эффекты.
Авторов роликов называют клиперами. Соцсеть отмечает особенно талантливых авторов: например, для тех, кто преодолел отметку в миллиард просмотров, учредили награду «Миллиард впечатлений».
Статистика VK Клипов за 3 года. Источник: пресс-релиз vk.com
VK NFT
В конце 2022 года в соцсети появился сервис VK NFT, благодаря которому можно выставлять свои цифровые активы у себя в профиле. Первую NFT-коллекцию от ВКонтакте раскупили за 30 минут. Теперь ВКонтакте можно рассматривать ещё и как NFT-биржу, что открывает новые возможности для заработка.
Возможности VK NFT. Источник: пресс-релиз vk.com
Чтобы монетизировать свой контент ВКонтакте, мало просто что-то постить. Нужно разобраться в алгоритмах соцсети и освоить актуальные методы продвижения, чтобы охватить как можно больше своей аудитории. Чем больше у вас аудитории, тем выше будет заработок. Предлагаем ниже несколько курсов, которые в этом помогут.
Прямые трансляции
Прямые трансляции в ВК похожи на эфиры в Instagram* с той разницей, что трансляцию для ВКонтакте можно вести как с мобильного устройства, так и с компьютера. Подписчики могут принимать участие в обсуждении, ставить реакции, а также оставлять пожертвования, если эфир им понравился.
Подкасты
Подкасты — аудиопередачи разной длительности и разных жанров — уникальный контент для тех, кто хочет слушать не только музыку. Темой подкаста может быть что угодно: сказки, лекции по искусству, обсуждение нового фильма, политическая дискуссия, новости спорта и многое другое.
Передачи разделены по темам и популярности. Помимо этого, умный алгоритм предлагает каждому пользователю подборку соответственно его интересам.
Истории
Истории — это короткие исчезающие посты, которые не сохраняются в ленту. По сути, это то же самое, что и сторис в Instagram*. Постить историю можно как в личном аккаунте, так и в сообществе и настраивать приватность — сделать доступными для всех друзей и подписчиков либо для ограниченного круга близких людей.
Выкладывать можно фотографии, текстовые сообщения или видеоролики продолжительностью до 15 секунд. Истории сохраняются в блоке новостей на 24 часа.
Истории можно посмотреть во вкладке «Новости». Там отображаются истории тех, на кого подписан пользователь. Нажав на кружочек «Интересное», можно попасть в ленту рекомендованных историй от других пользователей. Для блогеров эта рекомендательная система — отличная возможность найти новых подписчиков.
Возможности историй в VK
Статьи
Редактор новостей ВК позволяет создать статьи с полноценной вёрсткой и прикреплёнными медиафайлами и возможностью просмотра статистики дочитываний. Как только вы начинаете работать с материалом, редактор автоматически создаёт черновик, который сохраняется каждые 2 секунды. Таким образом, можно работать над статьёй сколько угодно, не боясь потерять написанное. После того как ваша статья наберёт больше 100 просмотров, вы можете увидеть подробную статистику и понять, насколько выбранная тема интересна читателям.
Пост-анонс статьи в ВК и открытая статья
Видео
В октябре 2021 года ВК представила единую платформу VK Video с доступом к единой библиотеке всего видеоконтента социальной сети и всего холдинга VK. На видеовитрине можно смотреть фильмы, сериалы, мультфильмы, ТВ-передачи, короткие видео из ВКонтакте. Суммарно ежедневная аудитория VK Video достигла более 40 млн человек и обогнала даже YouTube.
Витрина видео ВК
В 2022 году ВК Видео выпустила приложение для SmartTV, и весь материал стал доступен на большом экране. Нейросети NeuroHD во время просмотра автоматически улучшают качество всего видеоконтента, включая любительские ролики из социальной сети, повышает разрешение и убирает дефекты и шумы.
Стряхнув пыль со старого аккаунта ВКонтакте можно обнаружить, что приложение давно вышло за рамки региональной социальной сети, где все только перепостили цитаты и картинки с котиками. Сейчас экосистема ВК предлагает огромное количество возможностей для развития и продвижения аккаунта, привлечения пользователей к своему товару или продукту, да и просто удобного и интересного времяпрепровождения.
* Instagram и Facebook входят в состав Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.