Скидки на курсы ждут в личном кабинете. Нажмите тут

Что такое мерч и как использовать его в бизнесе

Что такое мерч и как использовать его в бизнесе
Рузана Анчек
часы голубые
14 мин.

История мерча началась с того, что фанаты начали печатать на своей одежде портреты любимых исполнителей. Этим они выражали любовь к кумиру и принадлежность к определённой тусовке. Сейчас мерч — серьёзный инструмент продвижения и заработка для бизнеса, но суть поменялась не слишком. Покупая предметы с определённым логотипом, мы всё так же выражаем свою симпатию к артисту или преданность бренду.

Подробнее о том, что такое мерч и какую пользу он приносит бизнесу, мы рассказываем в этой статье. А в конце на примерах показываем, как стоит и не стоит делать мерч.

Что такое мерч

Мерч — это сленговый сокращённый вариант английского слова мерчендайз (merchandise — «‎товар, продукция»). Он означает брендированную атрибутику: одежду, аксессуары, сувениры с символикой бренда.

Сказать, что мерч придумали военные, будет некоторым преувеличением, но фактически именно они первыми начали печатать на своих футболках название части. В 1942 году журнал Life поместил на свою обложку фотографию солдата в «брендированной» футболке, чем способствовал популяризации этого обычая.

Обложка журнала Life

Обложка журнала Life, 1942 год. Источник: spin4spin.com

Идею подхватили фанаты популярных исполнителей, которые писали имена любимых артистов на своей одежде. Музыкальный мерч стал настолько популярным, что доходы от его продажи достигли прибыли от альбомов и концертов, а в некоторых случаях и превысили её.

В 2020 году группа Metallica заработала на продаже мерча 122 млн $. Довольно солидная прибавка к доходам от проведения концертов.

Во второй половине XX века брендированные товары уже выпускали не только артисты, но и бизнес. Компании стали размещать свой логотип и фирменные цвета на футболках, кружках, блокнотах, ручках и другой продукции.

Примеры мерча могут быть очень необычными. Например, группа Rammstein продаёт брендированные велосипеды, Kiss размещают свою символику на погребальных урнах и гробах, а Motorhead выпускают секс-игрушки.

Зачем мерч нужен бизнесу?

Мерч от Альфа банка

Мерч от Альфа банка — футболки и худи в фирменных цветах со слоганом «Не за что краснеть». Источник: adindex.ru

Компании могут выпускать брендированные товары с разными целями.

Дополнительная ненавязчивая реклама. Мерч — идеальный способ напомнить о себе клиенту, не вызывая раздражения. Каждый раз, наливая кофе в чашку или записывая что-то брендированной ручкой, покупатель видит и вспоминает вашу компанию.

Повышение узнаваемости бренда. Исследования показали, что 89% людей могут даже через два года вспомнить имя бренда, подарившего им мерч. А 85% людей заключают сделку с компанией после получения рекламного товара.

Поддержание корпоративного духа. Подарить сотрудникам мерч компании — хороший способ поддержать в них командный дух и чувство сопричастности. Кроме этого, работники в корпоративной одежде вызывают больше доверия у клиентов.

Мерч Билайн для сотрудников

Мерч, который Билайн дарил своим сотрудникам в разные годы

Дополнительный доход. Оригинальный качественный мерч может приносить дополнительные деньги.

Подарок для клиентов. Мерч можно разыграть в различных конкурсах в соцсетях. Разработка брендированной чашки, блокнота или пледа обойдётся бренду, например, в 1 000 ₽. А активность, которую устроят пользователи соцсетей ради выигрыша, может принести бренду намного больше денег.

Благодарность партнёрам. Подарки в виде разнообразного мерча к праздникам помогают укрепить лояльность партнёров компании.

Мерч Adv.Cake для партнёров

Мерч, который прислала команда Adv.Cake своим партнёрам на Новый год

У бесплатного и платного мерча разные функции

Бесплатный мерч можно рассматривать как рекламу для потенциальных клиентов. Это могут быть недорогие аксессуары вместо листовок в торговом центре или брендированные блокноты и ручки на конференции. Мерч можно разыграть в различных конкурсах. Качественную и эксклюзивную брендированную продукцию можно вручать лучшим партнёрам и клиентам в качестве поощрения.

Платный мерч выпускают с совершенно другой целью. Для музыкантов и продюсеров фильмов это дополнительный ощутимый доход, для компаний — возможность, например, проявить активную общественную позицию и перечислить заработанные средства в благотворительные фонды. Важно учитывать, что покупают мерч только у известных брендов с чётко сформированными ценностями, которые совпадают с ценностями ЦА.

Для кого это делают: зачем мерч потребителю?

Мерч маркетплейса Ozon

Поясная сумка, мерч маркетплейса Ozon. Дизайн помогали делать пользователи Ozon. Источник: event.ru

Если цели бизнеса, создающего мерч, более-менее понятны, то возникает другой вопрос — а зачем брендированные товары потребителю?

  • Лояльность к бренду. Покупатели или клиенты компании, покупая мерч, демонстрируют любовь к определённой марке товара, спортивной команде, любимому исполнителю.
  • Командный дух. Сотрудники компаний, используя предметы с логотипом своей фирмы, могут подчёркивать свою принадлежность бренду.
  • Престиж. С помощью дорогого мерча покупатель может подчёркивать свой статус.
  • На память. Сувенирная продукция напоминает о приятных моментах, путешествиях, конференциях.
  • Коллекционирование. Мерч может быть редким и уникальным и часто становится объектом охоты различного рода коллекционеров. Например, коллекционные значки Олимпийских игр, лимитированные серии фигурок «Звёздных войн» или минифигурки Lego с персонажами разных фильмов, сериалов и мультфильмов, стоимость которых может достигать нескольких тысяч долларов.
  • Дизайнерская вещь. Например, коллаборации известных домов моды с брендами.

Каким бывает мерч

Зачастую бренды стараются сделать мерч предметом частого использования или хотя бы такой вещью, которая будет на виду. Смотрите на примеры ниже.

Одежда

Футболки, бейсболки, носки, обувь и даже нижнее бельё — можно без преувеличения сказать, брендированная одежда есть либо была у любого из нас.

Мерч от группы «Руки вверх»

Мерч от группы «Руки вверх», футболка с логотипом альбома «Сделай Погромче!»

Канцелярия

Канцелярские принадлежности — это, пожалуй, самый распространённый вид мерча. Блокноты, ручки и карандаши нужны почти всем, а их производство достаточно бюджетное.

Но не всегда. Ручка Mystery Masterpiece, созданная совместно ювелирным домом Van Cleef & Arpels и брендом Montblanc в честь 100-летнего юбилея обеих компаний, существует всего в 9 экземплярах. Все ручки украшены бриллиантами и другими драгоценными камнями, стоимость одной составляет 700 000 $.

Предметы быта

Кружки, пледы, различные кухонные принадлежности — это тоже удачные варианты мерча, который всегда на виду.

Фирменная кружка Starbucks

Лаконичный, но узнаваемый логотип сети кофеен Starbucks на фирменной кружке

Аксессуары

Аксессуары — отличный способ ненавязчиво рекламировать бренд. Клиенты с удовольствием будут пользоваться сумками, зонтами, брелками в качественном исполнении. Если бренд довольно узнаваемый, как McDonalds, то клиент может использовать аксессуар как стильный акцент и фишку образа.

Брендированные аксессуары McDonalds

Брендированные аксессуары McDonalds. Источник: mcdonaldsmenu.ru

Игрушки

Если вам ещё не довелось обсуждать, кто лучше в «Холодном сердце», Анна или Эльза, то в вашем окружении, скорее всего, нет ни одного ребёнка 3–7 лет. Игрушки-персонажи популярных мультфильмов пользуются огромным спросом не только у детей, но и у многих взрослых.

За 2020 года компание Disney заработала на мерче в общей сложности 8,2 млрд $.

Игрушка Лизун

Лизун (англ. Slimer) — привидение из фильма «Охотники за привидениями», 1984 г

Как сделать классный мерч, чтобы им пользовались?

Чтобы мерч приносил пользу бизнесу, а не превратился в напрасную трату средств, нужно отнестись к его созданию как к отдельному проекту. Ниже расскажем, с чего начать и на что стоит обратить особое внимание, если вы решились выпускать собственную линейку мерча.

  1. Проанализируйте своих клиентов. Подумайте, какие предметы могли бы им действительно пригодиться. Чем чаще ваш покупатель берёт в руки мерч, тем больше он помнит о вас и рекламирует неосознанно знакомым и друзьям. Например, для курортного отеля отличная идея — пляжные сумки. Это способ ненавязчиво рекламировать себя на всех пляжах. Или термокружки для кофейни.
  2. Не жалейте средств. Качественный мерч добавит вам бонусов в глазах клиентов.
  3. Будьте оригинальны. Изучите мерч ваших ближайших конкурентов и сделайте лучше и необычнее. Например, можно добавить какую-нибудь полезную фишку. Если все делают брелки, ваши пусть будут, к примеру, с фонариком.
  4. Следуйте концепции. Мерч должен отражать корпоративный дух и ценности компании. Например, если ваш бренд позиционирует себя эко френдли, делайте блокноты из вторичной бумаги.

Ниже — мерч, купленный на Чемпионате по футболу в России в 2018 году. Эти вещи хорошо служат до сих пор: рюкзак не порвался, бутылка-термос держит температуру около 3 часов.

Мерч Чемпионата по футболу в России

Мерч Чемпионата по футболу в России

Как не стоит делать мерч

Отдельно разберём установки, которые мешают делать по-настоящему крутой мерч.

  1. Сделаем то, что делают все (кружки, ручки, блокноты). Довольно частая ошибка, которая может привести к тому, что клиенты не используют мерч, он просто валяется в ящике стола или вообще попадает в мусорную корзину.
  2. Можно сделать недорого. Подорвать доверие к компании некачественным мерчем — нет ничего проще. Непишущие ручки, разваливающиеся блокноты из плохой бумаги, размытый логотип на кружке — и клиент сто раз задумается, прежде чем что-то у вас купить или даже взять бесплатно.
  3. Главное не переборщить. В какой-то степени это правда, но немного оригинальности не повредит. Креативный мерч привлекает внимание и интерес, его захотят купить, а может даже стать вашим клиентом, чтобы получить в подарок.

Вот пример не совсем удачного мерча от VK. Такие футболки бесплатно выдавали участникам VK Cup (ежегодного соревнования для IT-специалистов) в 2020 году. Футболка размера L оказалась огромной даже в разрезе оверсайз-концепции и больше похожа на платье. Материал — быстро пачкается и не отстирывается. Из субъективных минусов для дизайнера: всё самое красивое находится на спине. В итоге футболка, которую можно было носить хоть каждый день, оказалась ненужной и лежит в шкафу как трофей: пользоваться неудобно, но и выкинуть жалко.

Мерч VK Cup 2020

Мерч VK Cup 2020

Неудачный мерч, которым никто не будет пользоваться, — это просто слив денег компании на ветер. Он не повысит лояльность к бренду, вряд ли принесёт доход с продаж и вряд ли поможет достичь хоть каких-то маркетинговых KPI.

Как зарабатывать на мерче?

Мерч может быть не только одним из маркетинговых инструментов, но и самостоятельно приносить доход. Для того чтобы бренд продавался, нужны известное имя и качественное исполнение. Например, NASA выпускает множество товаров от термокружек до собственного парфюма.

Смесь ароматов озона, жареного мяса, пороха, малины и рома — именно так по словам астронавтов пахнет космос. Эти запахи легли в основу духов Eau de Space от NASA.

Если бесплатный мерч можно раздавать везде от собственного офиса до уличных промоутеров, то что делать с платным? Предлагаем варианты.

Продавать на маркетплейсах

Размещённый на площадках вроде Ozon или Wildberries качественный мерч не останется без внимания покупателей.

Мерч футбольного клуба «Спартак»

Мерч футбольного клуба «Спартак» на маркетплейсе Ozon. Источник: ozon.ru

Продавать на мероприятиях

Продавать мерч можно и на различного рода мероприятиях: спортивных матчах, музыкальных фестивалях, выставках, конференциях и другое. Например, на Олимпийских играх всегда множество сувенирных магазинов, а Comic Con продаёт мерч не только представляемых фильмов и комиксов, но и свой собственный.

Продавать в физических точках у себя или у партнёров

Продавать мерч можно у себя в офисе или магазине, а также у партнёров. В банках, например, давно есть отельные стеллажи с сувенирами, кофейни продают свои кружки и аксессуары у кассы, а мерч популярных фильмов можно купить в кинотеатре вместе с попкорном и напитками.

Фирменные футболки Harat’s

Фирменные футболки Harat’s можно купить в каждом пабе сети. Источник: harats.com

Чек-лист: как сделать классный мерч

  • Проанализируйте целевую аудиторию: чем она точно будет пользоваться, что её заинтересует.
  • Посмотрите, что делают конкуренты, и попробуйте сделать лучше: например, с дополнительной функцией.
  • Выделите бюджет на действительно качественный мерч, особенно если вы собираетесь его продавать.
  • Наладьте точки сбыта. Это могут быть ивенты, ваши или партнёрские точки продаж или маркетплейсы.
Понравился материал?

Оставьте комментарий

Ваш комментарий:
Имя:
Email: