Маркетплейсы вроде Wildberries или Ozon удобны для пользователей, которые хотят найти в одном месте практически всё, что им нужно. Но для продавцов, а иногда и для самих площадок, правильное расположение товаров может стать вызовом.
Сделать так, чтобы удобно и понятно было и продавцам, и покупателям — задача менеджера по маркетплейсам. Эта новая профессия становится всё более актуальной и востребованной среди компаний, занимающихся онлайн-торговлей.
В этой статье мы рассмотрим основные обязанности менеджера маркетплейсов, необходимые скиллы, зарплату, а также плюсы и минусы этой профессии.
Что делает менеджер маркетплейсов
Менеджер маркетплейсов (Marketplace Manager) — это специалист по работе на площадках электронной коммерции. Он управляет контентом, продвигает товары? взаимодействует с продавцами и покупателями, а также курирует доставку товаров.
Задачи менеджера по маркетплейсам
В частности, менеджер по работе с маркетплейсами занимается следующими задачами.
- Продвижение товаров. Это может быть как реклама на платформе самого маркетплейса, так и использование других каналов продвижения, таких как социальные сети, поисковые системы, блоги и другое.
- Управление контентом. Это текстовое описание товаров, фотографии, видео, отзывы и другое. Менеджер отвечает за качество контента, его уникальность и актуальность.
- Коммуникация с продавцами и покупателями. Нужно отвечать за коммуникацию с продавцами, проверку качества предоставляемых ими товаров, урегулирование возможных конфликтов между продавцами и покупателями.
- Обеспечение доставки товаров. Специалист отслеживает процесс доставки, связывается с курьерскими службами, решает возможные проблемы.
- Анализ результатов. Менеджер маркетплейса анализирует работу магазина и определяет, какие меры нужно предпринять для улучшения продаж и увеличения прибыли. Он также отслеживает новые тренды в электронной коммерции и внедряет их на площадке.
В чём нужно разбираться менеджеру маркетплейсов и где этому учиться
В первую очередь нужно ориентироваться в интерфейсе маркетплейса и уметь заполнять карточки товаров, настраивать каталог и витрину продавца. Среди прочих навыков, необходимых специалисту по онлайн-площадкам, можно выделить следующие.
- Базовые знания в маркетинге и понимание того, как строятся продажи. Нужно определять целевую аудиторию, выявлять потребности покупателей, чтобы оптимизировать каталог и витрину продавца.
- Понимание процессов товарооборота, включая знание принципов закупки и продажи товаров, управление складом и логистику.
- Основы управления проектами и навыки командной работы. Это поможет организовать работу продавцов и других членов команды, чтобы магазин нормально функционировал.
- Элементарные знания аналитики и работы с показателями. Специалист изучает данные о продажах и потребностях покупателей, проводит аналитические исследования и делает отчёты для руководства.
Самостоятельно получить эти знания трудно: нужно время, да и не каждый работодатель согласен ждать, пока вы научитесь путём проб и ошибок. Проще будет пройти курс для менеджеров маркетплейсов, где вам предоставят готовый пакет знаний и практику. С практическим опытом и дипломом будет намного проще найти работу.
Кто нанимает менеджеров
Количество продавцов на популярных маркетплейсах по состоянию на август 2022 г. согласно исследованию Data Insight. Источник: datainsight.ru
Менеджеров маркетплейсов могут нанимать как сами площадки, так и компании, которые хотят продавать и продвигать на них свои товары.
Среди маркетплейсов можно выделить таких крупных игроков, как AliExpress, Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет и многие другие. Они нанимают менеджеров маркетплейсов для того, чтобы улучшить качество продаж, привлечь новых продавцов и расширить ассортимент.
Также компании-продавцы, которые хотят реализовывать свои товары на маркетплейсах, могут нанимать менеджеров, чтобы сэкономить время и силы, а также облегчить бизнес-процессы. В этом случае на их плечи ложится оформление карточек товаров, контроль продаж и связь с покупателями на платформе маркетплейса.
Кроме того, менеджер маркетплейсов может быть сотрудником в маркетинговых агентствах, которые оказывают услуги по продвижению товаров на интернет-площадках. В этом случае он будет заниматься разработкой маркетинговых стратегий, проведением рекламных кампаний, анализом эффективности продаж и другими задачами, связанными с продвижением товаров на маркетплейсах.
Обязанности менеджера
Задача менеджера по маркетплейса — помочь продавцам и покупателям найти друг друга. О том, что он делает, мы уже писали в начале статьи, теперь разберём его обязанности подробнее.
Взаимодействие с продавцами. Менеджер маркетплейсов должен помогать продавцам зарегистрироваться на площадке маркетплейса, заполнить профиль компании и добавить свои товары на сайт. Кроме того, он должен следить за тем, чтобы продавцы соблюдали правила площадки, например, касающиеся качества товаров, сроков доставки, политики возврата и другого.
Работа с клиентами. Профессионал готов ответить на все вопросы клиентов, связанные с товаром. Он также решает проблемы клиентов, связанные с заказами и возвратами.
Анализ сбыта. Менеджер проводит анализ продаж на площадке маркетплейса и определяет, какие товары пользуются большим спросом, а какие — меньшим. На основе этих данных он может рекомендовать продавцам, какие товары имеет смысл добавлять на площадку.
Управление каталогом товаров. Специалист следит, чтобы каталог товаров на онлайн-площадке был актуален и содержал все необходимые данные о продаваемой продукции.
Разработка маркетинговых стратегий. Менеджер с опытом помимо прочего разрабатывает маркетинговые стратегии для привлечения новых клиентов на площадку маркетплейса и увеличения продаж. Он использует различные инструменты для продвижения, например, рекламу на социальных сетях.
Плюсы и минусы профессии
Рост количества вакансий менеджера маркетплейсов за последние несколько лет. Источник: hh.ru.
Плюсы работы менеджера по маркетплейсам.
- Высокая востребованность на рынке труда. Рынок e-commerce постоянно растёт, и с ним растёт и потребность в новых сотрудниках. По состоянию на март 2023 года, сервис hh.ru по запросу «менеджер маркеплейсов» предлагает более 5 700 вакансий. Почти всегда работа удалённая, поэтому ограничений по регионам нет.
- Высокий заработок. Зарплата привязана ко многим факторам, таким как опыт работы, уровень ответственности, количество товаров и объём продаж. По данным hh.ru в среднем начинающий менеджер маркетплейсов может рассчитывать на доход от 15 000 ₽, а после года работы уже от 40 000 ₽. Опытный специалист может зарабатывать от 100 000 ₽, получать бонусы и премии за достижение определённых целей.
- Широкие возможности для карьерного роста. Можно развиваться в разных направлениях, таких как управление продажами, маркетинг, продуктовый менеджмент и другое.
- Гибкий график работы. Многие компании предоставляют гибкий график работы для менеджеров по маркетплейсам. Можно совмещать сразу несколько проектов или работать, оставляя достаточно времени для семьи и увлечений.
- Возможность работать удалённо. Большинство задач менеджера по маркетплейсам можно выполнять онлайн, значит, работа почти всегда удалённая, и можно работать из любой точки мира.
Минусы профессии.
- Нужно быстро реагировать на изменения. Рынок e-commerce динамичен, и менеджеру нужно быстро реагировать на изменения и подстраиваться к новым условиям. К примеру, тренды оформления товарных карточек и особенно фотографий сильно влияют на успех в продажах.
- Высокая конкуренция. Рынок электронной коммерции очень конкурентный, и менеджеры по маркетплейсам должны проявлять себя как профессионалы, чтобы выделиться на фоне конкурентов.
- Зависимость от политики маркетплейса. Не всегда можно в полной мере влиять на процессы, происходящие на маркетплейсах. Нужно подчиняться внутренним правилам, а они не всегда в пользу продавцов.
Полезные ресурсы для самостоятельного изучения профессии
Прежде чем принять решение с головой окунуться в новое дело и потратить время и деньги на обучение, полезно подробнее изучить специальность и убедиться, что она вам подойдёт. Мы подготовили для вас варианты самостоятельного изучения азов профессии менеджера по работе с маркетплейсами.
- Бесплатный курс «Как начать продавать на маркетплейсах» от Нетологии. Это программа для новичков в e-commerce — будущих работников маркетплейсов.
- «Выходим на маркетплейсы с MAED», запись вебинара Академии маркетинга MAED наглядно с помощью реальных цифр показывает, как начать работу с маркетплейсами.
- Книга «E-commerce: Как завоевать клиента и не потерять деньги», Алексей Казакевич, 2019 г. Автор, эксперт по диджитализации бизнес-процессов, рассказывает, почему клиент может остаться недовольным после заказа на маркетплейсе, и как этого избежать.
- Книга «Маркетплейсы: как научиться продавать. Wildberries, Ozon и другие», Дарья Мультановская, 2022 г. Чёткая и простая инструкция, как начать продавать на крупных маркетплейсах.
- Книга «Продажи на маркетплейсах и как это работает», Илья Островский, 2022 г. Автор пообщался с топ-менеджерами OZON и Wildberries и на основе их опыта даёт лайфхаки, как повысить трафик на маркетплейсах.