Скидки на курсы ждут в личном кабинете. Нажмите тут

Как завершать начатое, используя эффект Зейгарник

Как завершать начатое, используя эффект Зейгарник
Рузана Анчек
часы голубые
9 мин.

Часто мы ощущаем, как незавершённые дела остаются в нашем разуме, удерживая внимание и создавая ощущение неоконченности. Этот феномен, эффект Зейгарник — своеобразная «напоминалка» нашего мозга о том, что у нас есть недополученное удовлетворение. Напряжение, создаваемое незавершённостью, подталкивает нас к завершению задач и доведению дел до конца.

В этой статье рассмотрим, как эффект Зейгарник влияет на наше восприятие, поведение и главное — как его применить в борьбе с прокрастинацией и для повышения собственной продуктивности.

Как открыли эффект Зейгарник и в чём суть

Блюма Вульфовна Зейгарник

Автор концепции эффекта Зейгарник Блюма Вульфовна Зейгарник. Фото: ru.wikipedia.org

Эффект Зейгарник — это психологическая концепция, которую сформулировала советский психолог Блюма Зейгарник в 1920-х годах. Суть эффекта заключается в том, что незавершённые задачи привлекают больше внимания человека и остаются в памяти ярче, чем те, что уже выполнены. Например, если вы начали что-то делать, но не закончили, это может занять особое место в вашем сознании. Ваш мозг будет подсказывать вам о незаконченности, вызывая беспокойство и стремление завершить дело.

Открытие этого эффекта, можно сказать, было случайностью. Известный немецко-американский психолог Курт Левин, на тот момент преподаватель Берлинского университета, любил проводить семинары не в аудитории, а в обычном кафе. Одна из его студенток, Блюма Зейгарник, обратила внимание, что официант в этом заведении принимал заказы посетителей, просто их запоминая. При этом он совершенно не помнил, что заказывали гости, которые уже расплатились и ушли. Подобная избирательность памяти молодого человека натолкнула Левина и Зейгарник на мысль, что человеческий мозг придаёт разное значение законченным и незаконченным делам.

Позднее Зейгарник доказала этот эффект в своих исследованиях. Испытуемых разделили на две группы и дали им несложные задачи. Часть группы прервали на середине под предлогом, что кончилось время. Вторая группа смогла завершить задания. Опрос выяснил, что испытуемые, не закончившие тест, в два раза лучше запомнили условия задач.

Эффект Зейгарник лёг в основу одного из самых популярных методов психологии — гештальт-терапии. Человеческий мозг не только лучше запоминает незаконченные дела, но и способен на них зацикливаться. Незавершённые любовные отношения, непрожитые детские обиды — всё, что мы называем открытым гештальтом, есть не что иное, как проявление эффекта Зейгарник.

Таким образом, эффект Зейгарник в психологии означает, что неоконченные дела остаются в нашей памяти и влияют на наше психологическое состояние. Тем самым они могут стимулировать нас к завершению начатого и достижению цели.

В своём исследовании Зейгарник опиралась на теорию поля Курта Левина. Теория поля утверждает, что наше поведение и опыт зависят от взаимодействия между нами и окружающей средой. Мы словно находимся в «психологическом поле», где всё взаимосвязано и влияет друг на друга — люди вокруг нас, место, время и даже наши чувства. Соответственно, любое начатое нами действие создаёт определённое напряжение, которое влияет на наше состояние и поведение.

Курсы психологии с дипломом или сертификатом
Читайте также:
Светлана Савельева
часы малые
10 мин.

Как использовать эффект Зейгарник для мотивации и личной эффективности

Эффект Зейгарник не просто очередной забавный психологический трюк. Он может приносить вполне осязаемую практическую пользу и работать на мотивацию и повышение эффективности. Вот несколько приёмов, которые можно применить, чтобы эффект работал на вас.

  • Создайте список задач. Дела, которые вы себе наметили, но ещё не исполнили, будут привлекать ваше внимание.
  • Прервитесь на самом интересном месте при выполнении задачи. Этим методом пользовался Эрнест Хемингуэй, который говорил, что прекращать писать надо тогда, когда приходит наибольшее вдохновение. Если прервать задачу в тот момент, когда она сильнее всего увлекла, подсознательно вы продолжите её выполнять.
  • Создайте ощущение срочности. Ограниченное время на выполнение поможет усилить вашу мотивацию.
  • Наградите себя. После завершения задачи поощряйте себя какой-нибудь приятной мелочью. Это создаст позитивное восприятие незавершённых задач и поддержит мотивацию. Согласно исследованию психолога Джона Аткинса, чем выше мотивация, тем больше беспокоит незавершённость задачи.
  • Используйте техники временного ограничения. Попробуйте «метод помидора» или другие приёмы тайм-менеджмента, чтобы не забывать прерываться.

Алгоритм борьбы с прокрастинацией по Зейгарник

С прокрастинацией — феноменом откладывания — в той или иной форме сталкивается 95% людей. В лёгкой форме она не опасна, но в некоторых случаях прокрастинация может стать хронической, когда человек полностью становится нересурсным. Исследования подтверждают: люди, подверженные прокрастинации, меньше зарабатывают и чаще болеют

Для борьбы с постоянным откладыванием помимо прочих техник поможет эффект Зейгарник. Чтобы начать и закончить дело, нужно пройти определённые шаги.

  • Разделите задачу на части. Прокрастинация часто связана с тем, что человек не может объективно оценить предстоящий ему объём работы, ему кажется, что он не справится или, наоборот, сделает всё очень быстро. Выберите одно простое, наиболее контролируемое дело.
  • Придумайте себе награду. Дополнительная мотивация поможет вам сконцентрироваться на задаче.
  • Начните выполнять задачу. Этим вы создадите необходимое напряжение.
  • Прервите работу. Незавершённость поможет вам удержать задачу в центре внимания.
  • Закончите задание. Напряжение спадёт, и вы почувствуете себя комфортно. Таким образом, выполнение работы будет у вас ассоциироваться не со стрессом ожидания, а состоянием удовлетворения после окончания задания.

Когда это может не сработать

Эффект Зейгарник можно использовать во многих ситуациях, но иногда он не работает. 

  • Оплата не за работу, а за время. Согласно проведённому в 1982 году исследованию, эффект незавершённости не особо влияет на мотивацию, если человек получает плату не за сделанную работу, а за время в офисе. Если ваша основная задача — быть на рабочем месте с 9 до 18 часов, метод Зейгарник не поможет.
  • Слишком большое количество неоконченных задач. Для того чтобы эффект Зейгарник был полезен, незавершённых дел не должно быть слишком много. Иначе мозг оказывается перегружен и перенапряжён, навязчивые мысли мешают продуктивной работе. Результатом такой перегрузки может стать эмоциональное выгорание.

Где применяют эффект Зейгарник

Продолжение следует

Один из способов использования эффекта Зейгарник в кино — фраза «продолжение следует» в конце фильма. В современной киноиндустрии для этого же используют еще более хитрый приём — сцены после титров. Фото: drive2.ru

Мы наблюдаем эффект Зейгарник во многих сферах жизни. Например, этот приём используют сценаристы в сериалах. История прерывается на самом захватывающем месте. Мы не знаем, выживет ли герой, будут ли влюблённые вместе, попадут ли путешественники домой и с нетерпением ждём следующей серии или сезона. Тот же эффект можно наблюдать при чтении серий книг. Вряд ли бы кто-нибудь осилил 6 томов «Гарри Поттера», если бы все тайны были раскрыты в первой книге. 

Игровая индустрия часто использует эффект Зейгарник, создавая сложные уровни, которые невозможно пройти с первого раза. Непройденный уровень вызывает у игрока дискомфорт и побуждает его всё больше времени проводить за попыткой одолеть препятствие.

Блогеры используют приём недосказанной истории, чтобы подписчики продолжали следить за публикациями. Например, в короткой истории публикуют обещание рассказать какой-то интересный факт из жизни и призывают следить за продолжением.

Использование эффекта можно наблюдать и в заголовках СМИ. На обложке женского журнала с фотографией известной актрисы может быть дополнительно напечатана фраза из интервью — «и тогда он просто ушёл». Мы непременно найдём статью и прочитаем, чтобы узнать, кто, куда и зачем уходил.

Обложка журнала «Караван историй»

Пример использования эффекта Зейгарник на обложке журнала. Фото: 7days.ru

Маркетинг использует эффект Зейгарник в рекламе, чтобы повысить узнаваемость бренда и интерес покупателей. Например, известная новогодняя реклама напитка Кока-кола, грузовики, которые везут неизвестно что неизвестно куда с обещанием «праздник к нам приходит». Потенциальные покупатели заинтригованы этой недосказанной историей и, соответственно, брендом. Ещё один пример — корзина в онлайн-магазинах. Положив товар в корзину, вы как бы уже начали процесс и вызвали у себя желание его завершить — совершить покупку.

Кто такой интернет-маркетолог и чем он занимается
Читайте также:
Алёна Митрофанова
часы малые
5 мин.

Таким образом, эффект Зейгарник оставляет нас с загадочным ощущением искусственной неоконченности в нашей повседневной жизни. Понимание его механизмов может помочь нам эффективнее управлять своим поведением, ставить приоритеты и, возможно, даже обрести новый взгляд на понятие прокрастинации.

Оставьте комментарий

Ваш комментарий:
Имя:
Email: