Маркетинг бывает разный: интернет-маркетинг, контент-маркетинг, директ-маркетинг и другие. Не всегда понятно, чем один отличается от другого.
Кажется, что между просто маркетингом и интернет-маркетингом почти нет разницы. Оба продвигают бизнесы, помогают понять клиентов и их потребности. А различие только в том, где специалисты размещают рекламу: онлайн или офлайн. Но это не совсем так.
Из этой статьи вы узнаете, кто такой интернет-маркетолог и как им стать. Мы расскажем о задачах интернет-маркетолога, об особенностях профессии и посоветуем полезные ресурсы для специалистов.
Кто такой интернет-маркетолог
Это определение приводит Филип Котлер (американский профессор при Северо-Западном университете США и автор книг по маркетингу) в своей книге «Основы маркетинга».
Интернет-маркетинг помогает выявлять потребности клиентов и предлагать им решения с помощью интернета.
Воронка продаж, которую может построить интернет-маркетолог для бизнеса
Интернет-маркетолог — это специалист, который продвигает бизнес клиента в интернете, привлекает лидов. Его цель — увеличить прибыль компании и снизить расходы на продвижение. Разберём на примере.
Представьте, ваш друг загорелся идеей создать свой интернет-магазин. Он уже сделал сайт, наполнил его контентом, закупил товар, а продаж нет. Он забыл про продвижение, и никто ещё не знает про его магазин. Перед ним два пути: разобраться во всём самостоятельно и разорваться на части или делегировать эту задачу опытному специалисту и спокойно заниматься своими делами.
Естественно, другу проще нанять интернет-маркетолога, который уже знает и понимает, как продвигаться в интернете. Он, как специалист, подберёт правильные рекламные инструменты и каналы взаимодействия с клиентами, соберёт команду для работы над проектом и будет курировать её, построит воронку продаж и проконтролирует бюджет.
Чем занимается интернет-маркетолог
У специалиста по продвижению в интернете ― масса задач. Самая главная из них ― разработать стратегию для развития бизнеса в сети и реализовать её.
Обязанности интернет-маркетолога:
- аудит бизнеса, сайта и соцсетей,
- анализ целевой аудитории,
- конкурентов и продуктовой линейки,
- выдвижение и отработка гипотез,
- привлечение лидов с помощью рекламы и других инструментов маркетинга,
- планирование продаж, постановка целей и метрик,
- анализ результатов работы, управленческие задачи.
Средняя зарплата интернет-маркетолога
Доход интернет-маркетолога, как и любых других специалистов, которые могут работать удалённо, зависит от навыков, опыта и формата работы: фриланс или найм.
На фрилансе специалист сам регулирует свой доход и устанавливает цены. Например, он может вести несколько проектов сразу, консультировать или работать за процент от продаж. Так что даже новичок может получать довольно крупную сумму.
В найме зарплата зависит от региона, в котором находится компания, её масштаба и опыта специалиста. Начинающий интернет-маркетолог в небольшой компании из региона может получать около 20 000 ₽, а маркетолог из Москвы в крупной компании — от 100 000 ₽.
Средняя заплата интернет-маркетолога в России и Москве по данным сайта gorodrabot.ru
Перспективы и карьерный рост
Карьерные перспективы в сфере интернет-маркетинга зависят от желаний и интересов человека. Как мы уже сказали выше, интернет-маркетолог может работать как наёмный сотрудник или фрилансер.
На момент написания статьи на hh.ru было размещено почти 5 000 вакансий для интернет-маркетологов.
Число вакансий «интернет-маркетолог» на hh.ru
Карьера интернет-маркетолога в компании:
- начинающий или младший,
- один из специалистов в команде,
- ведущий,
- руководитель отдела маркетинга.
Карьера интернет-маркетолога на фрилансе:
- работа с небольшими компаниями и блогерами,
- сотрудничество с крупными клиентами,
- расширение компетенций до главного маркетолога проекта или продюсера.
Какие ещё перспективы есть у интернет-маркетолога:
- открыть своё агентство,
- уйти в более узкие специальности ― заняться только email-маркетингом или только воронками,
- обучать новых специалистов ― создать свой курс.
Что должен знать и уметь интернет-маркетолог
Специалисту по продвижению в сети важно разбираться в смежных digital-профессиях, контролировать работу команды и ставить адекватные KPI. Расскажем, что должен уметь интернет-маркетолог и какие soft skills ему нужны, чтобы быть успешным в этой профессии.
Hard skills:
- владение контекстной и таргетированной рекламой,
- понимание основ SMM, копирайтинга, маркетинга, email-маркетинга, SEO-оптимизации, продвижения в интернете, web-аналитики,
- управленческие навыки,
- понимание HTML и CSS,
- создание посадочных страниц с высокой конверсией,
- администрирование сайтов,
- работа с контентом,
- внедрение и настройка CRM-систем.
Soft skills:
- коммуникабельность ― надо будет много общаться с командой и клиентом,
- стрессоустойчивость ― могут возникать внештатные ситуации, которые надо быстро решить,
- ответственность ― интернет-маркетолог должен соблюдать дедлайны и договорённости,
- широкий кругозор ― чем больше интернет-маркетолог знает, тем проще ему понять клиентов из разных ниш,
- креативность ― надо придумывать и пробовать разные подходы к продвижению,
- сконцентрированность ― важно внимательно относиться к деталям,
- вовлечённость ― интернет-маркетолог должен быть заинтересован в клиенте и его бизнесе,
- проактивность ― работа на опережение потребностей клиента,
- грамотность ― в текстовом контенте не должно быть ошибок,
- многозадачность ― иногда придётся выполнять работу за некоторых членов команды.
Преимущества и недостатки профессии
У каждой профессии есть свои плюсы и минусы ― интернет-маркетолог не исключение. Прежде чем размещать резюме и откликаться на вакансии, узнайте о преимуществах и недостатках работы.
Преимущества
Главный плюс этой специальности ― возможность работать удалённо. Вы сможете сами строить свой день и не привязываться к офису.
Интернет-маркетолог может сам регулировать величину дохода. Можно устроиться в компанию в регионе, где платят больше. На фрилансе можно вести несколько клиентов и зарабатывать больше. Также можно совместить найм и фриланс: быть inhouse-маркетологом и вести другие проекты.
Недостатки
Самый главный минус ― интернет-маркетолог постоянно работает головой: он 24/7 генерирует идеи для стратегии и рекламы. Из-за этого работа предполагает ненормированный график, особенно на фрилансе ― идеи не приходят в голову по расписанию. Специалисту необходимо следить за изменениями в сфере маркетинга и продвижения и постоянно обучаться новому, чтобы быть востребованным.
Как стать интернет-маркетологом
Обычно интернет-маркетологами становятся те, кто долго работал в digital-сфере. Они пробовали себя на разных позициях и знакомы с особенностями развития бизнеса в интернете.
Где учиться
В профессию можно прийти, попробовав себя в разных сферах. А можно сначала обучиться на специальных курсах по интернет-маркетингу и быстро получить актуальную информацию. К концу образовательной программы вы соберёте портфолио и начнёте искать первых клиентов. На некоторых курсах ещё помогают с трудоустройством и стажировкой, так что вы сможете сразу же зарабатывать.
Курсы, на которых вы научитесь интернет-маркетингу:
Как составить резюме
Расскажем, как оформить и наполнить резюме. Подробнее читайте в статье «Как составить резюме для digital-вакансии».
- Структура ― резюме не всегда читают целиком, поэтому постарайтесь составить его так, чтобы можно было выхватить основные мысли сразу. Не забывайте о грамотности и краткости.
- ФИО, фото и главные факты ― фотография привлечёт внимание к вашему резюме и поможет составить о вас первое впечатление. А главные факты (город проживания, ожидания по зарплате, длительность рабочего дня и т. д.) помогут HR-менеджеру сделать выбор в вашу пользу.
- Опыт работы ― расскажите о том, где вы работали, чего достигли и как это поможет на новом месте.
- Образование ― укажите информацию о среднем или высшем образовании, о курсах переподготовки или повышении квалификации, прикрепите сертификаты с онлайн-курсов. Главное не забывать, что эта информация должна соотноситься с должностью, на которую вы претендуете.
- О себе: навыки и качества ― расскажите о своих качествах, которые помогут в работе, и хобби. Работодатель сможет понять, какие у вас ценности, что вы за человек и, возможно, пригласит на интервью.
Хорошо оформленное резюме — это ещё один шанс выделиться среди остальных претендентов
Где оформить резюме:
Примеры, что нужно и что не стоит писать в резюме
Кому не подойдёт профессия
Вам будет сложно в интернет-маркетинге, если вы не готовы:
- постоянно учиться и следить за трендами,
- нести ответственность за результат и отстаивать своё мнение перед заказчиком,
- понимать мотивы будущих клиентов и их потребности,
- разбираться в смежных профессиях и сферах,
- постоянно расширять свой кругозор и мыслить нестандартно.
Полезные книги и ресурсы по интернет-маркетингу
Расскажем о популярных книгах и ресурсах для специалистов по продвижению в сети.
Книги:
- Т. Стейплс и Д. Янг, «Прорваться сквозь шум. Как привлечь всеобщее внимание в сети» (2019).
- В. Титов, «Комьюнити-менеджмент. Стратегия и тактика выращивания лояльных сообществ» (2019).
- Ф. Котлер, «Основы маркетинга. Краткий курс» (2019).
- Е. Крюкова и Д. Савельев, «100+ хаков для интернет-маркетологов» (2018).
- Д. Канеман «Думай медленно… решай быстро» (2020).
- Ф. Барден «Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем» (2021).
- Н. Эяль, Р. Хувер «На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки» (2017).
- К. Сьюэлл и П. Браун, «Клиенты на всю жизнь» (1998).
Ресурсы:
- Digital Academy ― медиа, в котором вы найдёте полезные материалы по интернет-маркетингу.
- Email Soldiers ― блог маркетингового агентства, которое занимается онлайн-коммуникациями с клиентами.
- Netology.ru — медиа онлайн-школы «Нетология».
- CMS Magazine – журнал о веб-разработках и интернет-маркетинге.
- Хабр ― раздел IT-портала, посвящённый маркетингу.
- Shopolog.ru — сайт об электронной коммерции и современных технологиях в торговле.
- PPC World — портал о работе с платным трафиком и интернет-рекламой.
- Searchengines.ru ― ресурс и форум о поисковых системах и интернет-маркетинге.
- «Маркетинг с азов» ― всё о маркетинге для малого бизнеса и фрилансеров,
- Webpromoexperts ― блог об интернет-маркетинге, контекстной рекламе, SEO, аналитике, email- и контент-маркетинге.
- PR-CY ― блог для seo-шников.
- Texterra ― блог о веб-разработке, SEO, SMM и веб-аналитике.
- Go Practice! ― блоге Олега Якубенкова про создание, аналитику и маркетинг мобильных приложений и веб-сервисов.
- Marketer ― интернет-издание про маркетинг и технологии для бизнеса, стартапов и предпринимателей.
Если вы хотите стать интернет-маркетологом, вам надо разобраться в особенностях продвижения в интернете и нескольких смежных профессиях: копирайтинге, SEO-оптимизации, рекламе и т. п. Вы можете учиться сразу на практике или пройти один из курсов, который есть в нашей подборке. Какой бы из вариантов вы ни выбрали, приложите немного усилий и у вас получится стать интернет-маркетологом.