Контент-план — список будущих публикаций, расписанный по датам. Он нужен для любой площадки с контентом — групп в социальных сетях, блогах, email-рассылок и других.
Нельзя сказать точно, на какой период нужно составлять контент-план. Кому-то проще следовать графику в течение двух недель, а кому-то — в течение года. Чаще всего публикации планируются на месяц.
Однако бывают события, которые нельзя предвидеть, но стоит всегда держать в уме. Например, если вы пишите контент-план для бьюти-бренда, учитывайте, что в любой момент может появиться новое средство, новость о котором потеснит ваши запланированные публикации.
Зачем он нужен
Четкий дедлайн. Например, вы работаете над пятью проектами, и для каждого нужен контент-план. Среди материалов можно запутаться, а в плане вы всегда сможете посмотреть, к какому числу должен быть готова публикация.
Есть ответственный. Легче свериться с контент-планом и уточнить у автора, в какой стадии находится его работа, чем спрашивать у всех, кто не выпустил материал в срок.
Нет простоев в публикации. По крайней мере, вам не нужно каждый день беспокоиться, каким материалом наполнить ленту в вашем блоге, ведь вы позаботились об этом заранее.
Как составить контент-план
Начните с тем и рубрик
Посоветуйтесь с клиентом. Если вы работаете над чьим-то проектом, то, в первую очередь поговорите с клиентом. Он поможет понять, что интересно читателям, какие фишки уже используются и что должно быть обязательно.
Определите свою целевую аудиторию. И её вкусы. Подумайте, почему ваша аудитория вас читает? Пообщайтесь, проведите опросы или спросите у своей аудитории, какие темы ей интересны.
Промониторьте Google Trends и Яндекс Wordstat. Это бесплатные инструменты для отслеживания запросов целевой аудитории в поисковике. Сервисы работают по схожему принципу: вводите слова или темы и получаете статистику, насколько они популярны сегодня.
Найдите схожие темы. Если вы решили развивать тот или иной блог, наверняка вы подписаны на рассылки, группы или читаете блоги с похожей тематикой. Попробуйте пойти дальше тех тем, что уже есть. Еще можно посмотреть, что пишут конкуренты — проанализируйте, чего им не хватает, и заполняйте эту нишу.
Определитесь с количеством контента. Как уже говорили выше, для одних площадок нормально, когда в день выходит по 2-3 публикации, для кого-то достаточно одной в месяц.
Обозначьте рубрики. Например, у вас блог для матерей с маленькими детьми. Выделите главные темы: питание, лайфхаки для мамочек, воспитание и так далее. Это и будут ваши рубрики, а дальше придумайте материалы для каждой из них.
Накидывайте идеи. Всё, что приходит в голову — даже если идея пришла не в рабочий момент, стоит ее записать в заметках, чтобы не забыть. Лучше придумать больше, чем нужно для плана.
Отсеивайте лишнее. Посмотрите на темы спустя время. Возможно, то, что вначале казалось отличной идеей, на самом деле окажется очевидным или слишком сложным.
Выберите платформу для плана
Контент-план можно составить хоть на обычном листе. Главное, чтобы вы поняли, как это работает.
Есть два популярных инструмента, которыми удобно пользоваться при составлении плана — Trello и Google Таблицы.
Контент-план блога, который вы сейчас читаете, мы составляем в Trello.
А это — пример контент-плана для воображаемой email-рассылки.
Наведите красоту
Контент-план почти готов, осталось адаптировать его под вас. Например, для наглядности и удобства можно выделить каждую рубрику своим цветом.
Это поможет в дальнейшем не только отследить, каких тем в блоге больше или на что нужно заменить, но и просто не запутаться в информационном потоке своего контент-плана. Обозначьте дедлайны, назначьте авторов, выделите новости клиентов — внесите коррективы, которые помогут вам в работе.
Еще один прием
Например, из этой позиции может получиться материал с темой: «Как выбрать средство на день рождения подруги». Посоветуйте наборы средств средней цены или отдельные продукты с приятным ароматом.
Избегаем ошибок
Эти советы снизят риск плохого контент-плана.
- Уходите от шаблонности. Новый год, 8 марта, 23 февраля — это государственные выходные и с ними принято поздравлять. Но есть непопулярные праздники, которые приглянулись многим маркетологам, например, день космонавтики. И теперь каждое 12 апреля на покупателей сыпятся космические скидки. Постарайтесь найти свою фишку.
- Обязательно обозначьте временные рамки. Контент-план без дедлайнов — простая табличка. Проставьте даты, по которым будете ориентироваться и готовить материалы.
- Здраво оценивайте свои возможности. Составляйте контент-план исходя из возможностей. Не всегда человеку хватает сил готовить каждый день по 5-6 оригинальных материалов. Тем более, что чем сложнее тема, тем дольше в нее придется погружаться.
Четко формулируйте мысли. Сегодня вы записали в контент-план фразу «Статья для студентов», а через неделю даже не вспомните, что имели ввиду. Гораздо проще, когда «Топ-10 мест, куда пойти первокурснику», а в комментариях краткое пояснение этих заведений.
Подводим итоги
- Контент-план — график будущих публикаций, расписанный по датам, времени и рубрикам. Он помогает избегать простоев в публикациях, и вы всегда можете посмотреть, какой материал должен выйти в определенный день.
- Запомните, что вы должны решать не свои «боли», а «боли» своей аудитории. Подумайте, какая она, какие темы ей будут интересны и что вынесет читатель из вашего материала.
- Смотрите контент у конкурентов или просто в похожих источниках, но никогда не копируйте текст и не выдавайте за свой. Анализируйте: читайте материалы, смотрите, чего в них не хватает, и добавляйте свои мысли.
- Определитесь с площадкой, где будете создавать список публикаций: Trello, Google Таблицы или что-то другое.
- Добавьте в контент-план дедлайны, выделите рубрики разными цветами. Так вам и вашим коллегам будет легче ориентироваться в документе.