Мотивация подобна попутному ветру, она помогает справляться с рутиной легко и весело, находить нестандартные решения из безвыходных ситуаций и творить «волшебство» в бизнесе.
Было бы здорово запустить маховик мотивации команды один раз и пожинать её плоды на протяжении всего существования организации. Но, к сожалению, мотивация — явление цикличное. И управленцу важно знать о циклах мотивации и учитывать степень готовности членов команды к разным задачам. Дополнительный ключ к успеху — понимать основные мотиваторы и жизненные цели своих ключевых сотрудников.
В этом материале разберёмся, что такое мотивация сотрудников, какая она бывает и как можно ею управлять.
- Что такое мотивация персонала
- В чём помогает система мотивации персонала
- Обязательно ли внедрять систему мотивации в вашей команде
- Что предложить сотрудникам: методы мотивации
- Как известные команды мотивируют персонал: примеры и результаты
- Система мотивации: как её составить и что учесть, чтобы всё работало
Что такое мотивация персонала
Мотивация персонала — это набор внутренних и внешних стимулов, которые побуждают сотрудников достигать целей, выполнять действия, поддерживать процессы. Мотивация увеличивает желание и готовность человека делать что-то.
Пирамида Маслоу показывает приоритетность наших потребностей
Существует несколько теорий, которые позволяют прогнозировать и трактовать поведение сотрудников в разных ситуациях:
- пирамида потребностей Маслоу,
- теория потребностей Альдельфера,
- теория ожиданий Врума,
- теория повышения эффективности труда МакКлеланда.
Эти инструменты помогают выстроить приоритетность в потребностях человека. В их основе лежит мысль, что в первую очередь мы стремимся закрыть свои базовые нужды: физиологические потребности и безопасность.
В чём помогает система мотивации персонала
Ключевую роль в бизнесе играет команда. Но случается, что даже максимально подходящие под задачу люди не выполняют работу так, как ожидает менеджер. Они быстро теряют к ней интерес и ощущают выгорание. Как итог — они могут уйти из компании. Зная индивидуальный ключ-мотиватор к сотруднику, можно дать ему задачи, в которых он будет работать эффективно и с удовольствием.
Грамотная работа с мотиваторами поможет компании сэкономить. Ведь подчас сотрудник выкладывается на все 200% не за зарплату или премии, а потому что ему важно быть первым и сохранить профессиональную репутацию.
Знания мотивационных теорий и использование инструментов мотивации помогает менеджеру поддерживать нужный ритм и качество работы команды, прогнозировать и минимизировать риски по замене персонала.
Если вы руководитель, проджект-менеджер, тимлид или хотите развиваться в теме HR, следующие курсы помогут вам лучше понимать сотрудников и выстраивать для них подходящие системы мотивации.
Обязательно ли внедрять систему мотивации в вашей команде
Кадр из фильма «Властелин колец: братство кольца» (2001) и пример самомотивированной команды. Источник: kinopoisk.ru
Среди менеджеров и консультантов идут споры, нужно ли заниматься мотивированием сотрудников.
Представим ситуацию, что все люди в вашей команде идеально дополняют друг друга, обладают развитыми soft skills, высоким уровнем эмоционального интеллекта и осознанности, у всех удовлетворены базовые потребности. Они пришли работать в ваш проект/компанию по доброй воле. Нужно ли тратить усилия на то, чтобы эти отличные люди хорошо работали? Скорее имеет смысл знать, что может демотивировать таких сотрудников, и избегать этих действий.
На этом базируется теория спиральной динамики — модель, которая описывает уровни развития мышления личности, руководителей, команды. В ней развитие происходит снизу вверх естественным путём. Каждый переход выше связан с развитием ценностей, коммуникаций, мышления, способов достижения результатов. Разработал теорию американский психолог Клер Грейвз (1914–1986), позже её дополнили и использовали в работах такие гуру менеджемента как Фредерик Лалу, Дон Бэк, Крис Кован.
Модель спиральной динамики
Согласно этой модели, сотрудники, которые находятся на высших уровнях спирали, уже не нуждаются во внешних воздействиях, чтобы работать хорошо. В отличие от пирамиды потребностей Маслоу, движущей силой личности в спиральной динамике становятся не потребности, а расширение и рост мировоззрения и ценностей.
Однако не все компании могут похвастаться приближением к «бирюзе» — так в теории спиральной динамики называют высший уровень индивидуального и командного мышления. И не всегда удаётся найти того самого сотрудника, который идеально дополнит команду проекта профессионально и личностно. Иногда руководитель жертвует какими-то требованиями к позиции, чтобы нанять довольно подходящего специалиста и сделать работу вовремя.
Большинство компаний едва добираются до оранжевого уровня спирали. А это значит, что команде ещё требуется внешний стимул для продолжительной качественной работы.
Что предложить сотрудникам: методы мотивации
Ниже приведём несколько идей, как вы можете мотивировать действующих сотрудников и привлекать новых. Если вы внедрите новые методы и отследите их эффективность, то сможете указывать их в вакансиях.
Материальные
Это внешнее стимулирование, которое удовлетворяет базовые потребности первых двух ступеней пирамиды Маслоу. В его арсенале:
- заработная плата,
- премии,
- бонусные схемы,
- различными компенсации,
- подарки,
- абонементы,
- страхование.
Например, в пакете материальной мотивации могут быть: ДМС, компенсация спорта, транспорта, обедов, обучения по выбору сотрудника, корпоративная мобильная связь, предоставление жилья при переезде.
Особенность материальной мотивации — краткосрочный период действия. Очень скоро все финансовые изменения начинают восприниматься сотрудником как должное и не влияют на эффективность работы. Однако пренебрегать своевременным повышением зарплаты сотрудников не стоит, ведь вокруг вас есть другие компании. А помыслы недовольного своим доходом сотрудника рано или поздно обратятся на поиски новой работы.
У премирования эффект чуть дольше: сотрудник получает экстраденьги, которые отражают его вклад в общий результат компании. Таким образом, у бонусов по результатам достижения KPI присутствует эффект признания и справедливости. Условно, кто лучше всех работал, тот больше всех заработал.
Чтобы сформировать адекватный пакет компенсаций и льгот, важно учитывать цели компании и болевые точки команды. Например, для компании в небольшом городке компенсация затрат на транспорт не будет так же актуальна, как для компании в мегаполисе. А предоставление корпоративных обедов встретит на ура команда из периферии, но это вряд ли оценят сотрудники офиса в центре столицы, ведь рядом есть много интересных мест, где можно пообедать или заказать доставку.
Нематериальные
Кадр из фильма «Предложение» (2009). Ассистент топ-менеджера издательства получает повышение в должности, право на публикацию своей рукописи, а также возможность отыграться за все унижения на работе. Источник: kinopoisk.ru
Если с базовыми потребностями вы разобрались через заработную плату и программу компенсаций и льгот, то пришло время заняться удовлетворением наивысших потребностей по пирамиде Маслоу. Речь о потребности в принадлежности, в уважении и признании, в самовыражении, саморазвитии.
Нематериальная мотивация — это тонкая материя, ведь для точного определения мотиватора каждого сотрудника важно уметь выстраивать доверительные отношения и правильно идентифицировать его мотивирующие факторы.
К методам нематериальной мотивации относятся:
- карьерный рост,
- признание достижений сотрудника и его экспертизы,
- корпоративное обучение,
- новые проекты,
- тимбилдинги,
- комнаты отдыха,
- корпоративный детский сад,
- pet-friendly дни в офисе,
- линии психологической поддержки,
- карьерное консультирование.
Инструментов в нематериальной мотивации много, а чтобы подобрать оптимальный набор, нужно провести исследование в команде.
Полезно будет изучить опыт успешных компаний на рынке, об этом поговорим ниже.
Как известные команды мотивируют персонал: примеры и результаты
Большие компании давно работают с мотивацией, чтобы удерживать ценные кадры и повышать эффективность команды.
Склад Amazon, источник: www.aboutamazon.com
Например, в американской компании Amazon попытались превратить труд сотрудников своих складов в видеоигру. Так компания через геймификацию пытается повысить эффективность низкоквалифицированного труда. В специальном приложении фиксируется время выполнения задач в борьбе звание самого быстрого работника. Игроков награждают баллами, виртуальными знаками отличия. Баллы сотрудники могут обменять на мерч от Amazon. Сотрудники добровольно решают, участвовать ли им в игре. Однако эффект от геймификационных методик всегда ограничен, ведь игры людям рано или поздно надоедают. Поэтому использовать этот инструмент имеет смысл ограниченное время.
Один из офисов компании Google. Фото: Питер Вурмли, Camenzind Evolution
Компания Google — пример того, как гибко можно подходить к формированию компенсационного пакета для сотрудников. Помимо классических льгот в соцпакете Google расширенные компенсации для молодых родителей, в том числе при усыновлении ребёнка. А ещё корпоративная автомойка, заправка, починка велосипедов, корпоративная прачечная, спортзалы, массажные залы и парикмахерские при работе в штаб-квартире. Ну а про бесплатные завтраки и обеды компании ходят легенды.
Кроме того, в своей корпоративной философии Google придерживается демократического подхода и максимальной прозрачности. В компании практикуют еженедельные открытые форумы для сотрудников, где обсуждают 20 наиболее часто задаваемых вопросов. У сотрудников есть доступ практически ко всем данным по компании, которые доступны Совету директоров. А 20% своего времени каждый из сотрудников может уделять проектам по своим интересам. Например, сервис GMAIL был создан сотрудником именно в рамках такого вот проекта 20%. Звучит вдохновляюще, верно? Как результат, из года в год Google входит в топ компаний, в которых мечтают работать люди по всему миру.
Система мотивации: как её составить и что учесть, чтобы всё работало
Продуманная система мотивации персонала поможет достичь корпоративных целей, удержать ценных сотрудников и привлечь новые кадры. Коротко рассмотрим, что важно сделать, чтобы составить адекватную систему мотивации.
- Выделить корпоративные цели и привязать их к KPI сотрудников. В идеале у вас получится прямая зависимость вклада в реализацию цели и денежного вознаграждения.
- Проанализировать потребности и интересы сотрудников. Помогут в этом исследования удовлетворённости и опросы внутри компании, а иногда и просто беседы с сотрудниками.
- Изучить предложения работодателей, которые являются вашими конкурентами на рынке труда.
- Быть готовым пересматривать программу мотивации, так как всё меняется. Так, например, в разгар пандемии стало развиваться такое явление как «кафетерий льгот». Этот подход позволяет сотрудникам самим определять набор льгот и компенсаций из согласованного компанией пакета.