Новички или те, кто не разбирается в менеджменте, часто путают продакт-менеджера и проджект-менеджера. Хотя названия профессий звучат похоже, разница между ними огромная.
Например, компания А продаёт стройматериалы. У неё есть несколько видов обычной краски, но покупатели всё время интересуются необычной. Разработкой и введением в продуктовый ряд этой новой краски занимается отдельный человек ― продакт. Он анализирует потребности покупателей, разрабатывает концепцию продукта и стратегию его вывода на рынок. А менеджерской работой, исполнением стратегии и контролем всех процессов занимается проджект.
Из этой статьи вы узнаете, кто такой продакт-менеджер, чем занимается и как им стать. Мы расскажем, насколько востребована профессия, сколько платят специалистам и как найти работу, если у вас нет опыта.
Кто такой продакт-менеджер
Продакт-менеджер — это специалист по работе с конкретным продуктом: он отвечает за его создание, выпуск и улучшение. Иногда продакт может заниматься продвижением и распространением товара или услуги.
Представьте, что бренд одежды решил выпустить новую модель шорт. Продакт должен разработать концепцию нового продукта и стратегию вывода на рынок, поставить ТЗ команде и проконтролировать исполнение. Когда новые шорты поступят в продажу, менеджер по продукту должен собрать обратную связь и понять, как улучшить модель. Например, на шортах нет карманов, а покупателям они нужны. Значит, продакт должен поставить ТЗ дизайнеру на доработку модели.
Менеджер по продукту помогает бизнесу монетизировать продукт и опередить конкурентов
Это относительно молодая профессия и спрос на толковых специалистов большой. Но их не хватает, чтобы закрыть потребности бизнеса.
Востребованность профессии
Практически все сферы уже в онлайне или активно переходят в digital: от сотовых операторов и банков до розничной торговли. Конкуренция в интернете растёт и скорость выпуска нового продукта очень важна. Поэтому спрос на профессионалов, способных управлять продуктом и его жизненным циклом, только увеличивается.
На момент написания статьи на hh.ru было размещено почти 7 000 вакансий для специалистов с разным опытом работы.
Число вакансий «Менеджер продукта» в России по данным hh.ru
Зарплата продакт-менеджера
Доход продуктового менеджера зависит от его опыта, навыков и компании, где он работает. Продакт может работать удалённо, поэтому привязываться к конкретному региону не обязательно. Если вы свободно говорите на иностранном языке, можете поискать вакансии в зарубежных компаниях.
Средняя зарплата продакт-менеджера в России по данным портала «ГородРабот.ру»
Зарплата продакт-менеджера, который работает в небольшой компании и без опыта работы, начинается от 15 000 ₽. А опытным специалистам предлагают от 5 000 $ (около 362 000 ₽).
Примеры вакансий и зарплат продакт-менеджера на hh.ru
Обязанности и функции продакт-менеджера
Главная обязанность продакт-менеджера ― разработка новых продуктов. Чем ещё занимается продакт-менеджер, разберём ниже.
Обязанности продакт-менеджера:
- анализирует рынок, конкурентов, потребителей,
- работает в команде с продавцами, маркетологами и клиентскими службами,
- определяет каналы сбыта и продвижения,
- формирует ТЗ на разработку,
- контролирует исполнителей,
- тестирует продукт,
- дорабатывает продукт,
- подготавливает продукт к запуску,
- анализирует метрики продукта,
- собирает отзывы потребителей,
- планирует бюджет,
- контролирует актуальность продукта.
Работа продакт-менеджера над продуктами Apple
Плюсы и минусы специальности
Мы понимаем, что быть создателем нового продукта — это классная перспектива. Но прежде, чем вы пробуетесь на должность продакта, взвесьте все «за» и «против» этой профессии. Потому что кроме очевидных плюсов (растущей зарплаты и спроса), у неё есть свои минусы.
Плюсы
Кроме двух плюсов ― высокие спрос и зарплата, у профессии есть другие преимущества:
- руководящая должность,
- видно результаты работы,
- творческая направленность,
- постоянное расширение кругозора и навыков,
- можно работать удалённо.
Минусы
Недостатков у этой профессии тоже хватает:
- личная ответственность за результат,
- ответственность за работу команды и отношения внутри,
- постоянное общение с командой, руководителями и людьми из других отделов,
- ненормированный график работы и переработки,
- непрерывная генерация идей и гипотез.
Важные навыки
Для продакта личные навыки не менее важны, чем профессиональные. Работа менеджера по продукту тесно связана с общением. Без определённых soft skills добиться успеха будет сложно.
Качества, необходимые для продакта:
- общительность,
- неконфликтность,
- умение работать в команде,
- креативность,
- внимательность,
- лидерские качества.
Расскажем про 3 главных навыка продакт-менеджера для успешной работы.
Стратегическое мышление
Продакт-менеджер отвечает за создание продукта, его выпуск на рынок и длительность жизненного цикла. Поэтому ему нужно постоянно анализировать показатели продукта, потребности пользователей и продумывать, как улучшить продукт.
Менеджер ещё перед созданием продукта должен понимать, какое место он займёт в нише. Чтобы товар долго жил на рынке и приносил прибыль, он должен превосходить конкурентов. На этапах тестирования и внедрения менеджеру важно собирать обратную связь и оперативно дорабатывать продукт.
Планирование
Обычно на запуск продукта отводят определённое время и устанавливают срок сдачи ― дедлайн. Чтобы успеть всё доделать и продумать, продакт должен уметь планировать, распределять работу в команде и контролировать её выполнение.
Построение коммуникаций
Эффективное общение ― залог успешной и беспроблемной работы над проектом. В команде могут возникать разные ситуации и надо уметь находить выход из них. Хорошо, если у продакт-менеджера есть психологическое образование или он увлекается психологией. Это поможет находить общий язык с командой, руководством, подрядчиками и коллегами из других отделов.
Как оценить эффективность работы
Расскажем, какие KPI могут поставить работодатели продакт-менеджеру и что значат эти показатели.
KPI
KPI (key performance indicators) — это показатели эффективности работы специалиста. Руководитель продакт-менеджера может устанавливать их, отталкиваясь от потребностей бизнеса, возможностей продукта, или использовать комбинированный подход.
В таблице мы собрали KPI, которые обычно устанавливают для специалистов по продукту.
Цели | Показатели | Что значат |
Прибыль |
LTV (Customer Lifetime Value) | Какой доход приносит клиент между первой и последней покупкой в компании |
ARPU (Average revenue per user) | Какая средняя выручка приходится на одного пользователя | |
AOV (Average Order Value) | Какой средний чек у потребителя | |
RPR (Revenue Per Review) | Какой оборот у продукта относительно отзывов | |
CAC (Customer Acquisition Cost) | Сколько стоит привлечение одного нового клиента | |
Клиенты |
Customer churn | Сколько клиентов перестало сотрудничать или пользоваться продуктом |
Revenue churn | Какую сумму дохода потеряла компания вместе с ушедшими клиентами | |
DAU, WAU, MAU (daily, weekly, monthly active users) | Сколько активных пользователей или покупателей в день, неделю или в месяц | |
Active Users | Общее число активных пользователей | |
Лояльность |
NPS (Net Promoter Score) | Насколько клиент готов повторно совершить покупку в компании |
CSI (Customer Satisfaction Index) | Насколько клиент удовлетворен продуктом компании |
Как стать продакт-менеджером
В профессию можно прийти из смежной сферы, после вуза или онлайн-курсов. Например, если вы раньше работали проджект-менеджером или маркетологом, то вам будет проще вникнуть в работу продакта. У вас уже есть опыт и навыки, которые помогут в запуске продукта.
Вы можете получить позицию младшего продакт-менеджера, если закончили одну из экономических специальностей в вузе.
Или вы можете получить новую профессию продакт-менеджера за год-полтора на специальных курсах.
Где учиться
Как найти работу без опыта
Эффективное общение ― залог успешной и беспроблемной работы над проектом. В команде могут возникать разные ситуации и надо уметь находить выход из них. Хорошо, если у продакт-менеджера есть психологическое образование или он увлекается психологией. Это поможет находить общий язык с командой, руководством, подрядчиками и коллегами из других отделов.
К своему резюме приложите портфолио и мотивационное письмо с рассказом о себе. Иногда письмо играет большую роль, чем портфолио. Дайте понять HR-специалисту или руководителю компании, что вы заинтересованы в этой должности.
Чаще всего продакт-менеджерами становятся люди из смежных профессий: маркетологи, проджект-менеджеры, бренд-менеджеры и т. д. Эта специальность требует определённых профессиональных и личных качеств, просто так стать продактом не выйдет. Если вы мечтаете об этой работе, но у вас ещё нет опыта, вы можете закончить онлайн-курсы. После них будет проще устроиться ― у вас уже будут наработанные кейсы и портфолио.