Скидки на курсы ждут в личном кабинете. Нажмите тут
Дарья Сопина
часы голубые
10 мин.

Фреймворк скрам помогает разрабатывать IT-продукты и не только. В чем особенность, как по нему работать, кому он подходит — читайте в нашей статье.

Один из agile-подходов к управлению проектами — Scrum, или скрам. Он ускоряет рабочие процессы, помогает быстро подстраиваться под изменения на рынке, дает свободу действий специалистам.

Что такое скрам

Скрам — способ организовать работу в духе Agile. Эйджалисты верят, что команды самостоятельных профессионалов могут выпускать хорошие продукты. В скраме специалисты работают без проект-менеджеров, начальства в стандартном его понимании. Скрам позволяет быстро выпускать и совершенствовать продукты, когда меняются требования рынка.

Впервые понятие «Scrum» появилось в 80-х годах XX века. Тогда его использовали японские ученые Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи, когда говорили об успехе проектов, в разработке которых принимали участие небольшие команды без жесткой специализации. Позднее Кен Швабер и Джефф Сазерленд начали свою работу над этим методом управления. В 1995 году они представили подход на конференции OOPSLA, благодаря чему образовалось формальное определение термина Scrum.

Скрам часто называют методологией. На самом деле это фреймворк — набор базовых элементов и правил, на котором строится процесс разработки.

Основные особенности фреймворка скрам:

  • Отсутствие иерархии — в команде только специалисты, все они работают сообща, прислушиваясь к каждому, и при этом взаимозаменяемы.
  • Отсутствие четкого алгоритма, чек-листа — команда сама решает, что, как, когда делать для создания продукта.
  • Общая ответственность — участники команды работают вместе, в случае провала не сваливают всю вину на одного.
  • Регулярные совещания — каждый день проводятся короткие совещания, на которых команда «сверяет часы» и обсуждает работу.
  • Отсутствие больших архивов — команда оставляет только те документы, которые им пригодятся.

В The Scrum Guide сказано, что фреймворк компактный, его просто понять, но при этом сложно освоить. Это взаимоисключающие характеристики, но они точно описывают процесс разработки. Фреймворк позволяет постоянно улучшать продукт, команду, рабочее окружение.

Как устроена работа

Вся команда работает вместе. В ней участвуют:

  • Владелец продукта — человек, который знает, что хотят видеть клиенты. Он не может указывать, что делать специалистам, его главная роль — сориентировать по концепции, расставить приоритеты.
  • Скрам-мастер. Он ответственен за улучшения продукта, организацию ежедневных совещаний.
  • Команда разработчиков. Основа команды — специалисты разных сфер, например, разработчики, дизайнеры, тестировщики. Они решают, как работать, и создают продукт.

Размер команды специалистов обычно небольшой: в создании продукта принимают участие 2–6 человек. Чем больше команда, тем сложнее работать в ней по скраму. При этом The Scrum Guide рекомендует формировать команду не меньше чем из 3 человек.

Каждый этап работы над продуктом называют спринтом — это отрезок времени, в течение которого нужно завершить этап. Обычно он длится от недели до месяца. Если задача крупная, ее разбивают на множество спринтов, но в конце каждого из них команда должна добиться определенного результата.

Например, разработку скрипта для стороннего приложения можно завершить одним спринтом. А если нужно создать мобильную игру, спринтов будет много: проработка логики боя, отрисовка персонажей и локаций, написание кода для отдельных «участков» игры, сборка, тестирование, а потом — постоянные обновления.

Внутри каждого спринта команда проходит четыре этапа: планирование, работа, обзор, анализ. При планировании команда решает, что и когда будет делать. В работе выполняет конкретные задачи, в обзоре представляет готовый продукт клиентам, а в анализе стремится понять, как можно улучшить работу или как не допустить ошибок в будущем.

Внутри каждого спринта может быть много мелких задач c определенными приоритетом и сроками. Например, если результатом должен стать выход обновления, его можно разбить на устранение отдельных багов: исправление механики боя, проработку текстур, изменение описания персонажей.

Для каждого спринта создается три артефакта. Артефакты — объекты, которые помогают организовать работу и выпустить готовый продукт. Их называют:

  • Бэклог продукта — список функций, которые нужны клиентам. Его составляет и упорядочивает владелец продукта.
  • Бэклог спринта — список задач в спринте. Его составляет команда специалистов.
  • Инкремент продукта — готовый продукт в конце спринта. Его показывают клиентам, чтобы собрать отзывы и решить, как действовать дальше.

Спринт начинается с бэклога продукта, заканчивается инкрементом. Каждый день специалисты работают над созданием продукта, а утром проводят 15-минутные совещания, на которых каждый рассказывает, что уже сделал и что планирует сделать сегодня. Это помогает понять, на какой стадии находится работа, быстро выявить проблемы и при необходимости скорректировать стратегию.

В конце каждого спринта появляется видимый результат. Если нет, команда вместе оценивает, почему так произошло и что сделать, чтобы не допустить провала в дальнейшем — это называют ретроспективой спринта. Владелец продукта может отменить спринт и назначить новый.

Зачем использовать скрам

Скрам подходит тем, кто разрабатывает разные IT-продукты. Он изначально был создан для таких проектов. Но его можно использовать и в других областях. Например, фреймворк применяют те, кто хочет:

  • Ускорить работу, отказаться от сложных многоуровневых согласований и чек-листов
  • Повысить эффективность работы
  • Понять, как действия сотрудников влияют на развитие компании

В The Scrum Guide указано, что фреймворк используют для разработки ПО, аппаратного обеспечения, а также в работе школ, маркетинга, правительства и во многих других областях, в том числе в повседневной жизни. То есть скрам подходит всем, важно лишь правильно адаптировать его под свои потребности.

Фрэнк Сосьер, коуч компании FreeStanding Agility, использует методики Agile, Scrum и Kanban в личной жизни. Всей семьей они каждый день обсуждают, что произошло, каждую неделю строят планы, применяют визуальное планирование. Это помогло Фрэнку и его жене повысить производительность на работе, найти взаимопонимание с близкими по вопросам расписания, верно расставить приоритеты в ежедневных задачах, чтобы не перегружать себя.

Это интересно: почитайте руководство по скраму на русском.

Скрам ускоряет работу, делает ее более эффективной, избавляет от бюрократии и дает свободу действий специалистам. Вместе с тем он повышает уровень личной ответственности каждого участника команды, позволяет анализировать неудачи и успехи, чтобы делать работу, продукт лучше. Нет готовых сервисов, которые позволяют работать по фреймворку, но вы можете выстроить свои процессы, основываясь на «каркасе» — идее скрама.

Оставьте комментарий

Ваш комментарий:
Имя:
Email: