Многие считают, что SMM — это сфера, в которой можно стартовать без обучения. Например, вы умеете писать посты, делать фотографии и обрабатывать их в редакторах, снимаете неплохие видео и вообще разбираетесь во всех основных соцсетях. Но достаточно ли этого, чтобы хоть сегодня начать работу SMM-щиком и получить первых клиентов?
Чем занимается SMM-щик
Сейчас понимание того, чем занимается smm-щик, слишком размыто. Разберёмся на берегу.
Есть и другие более узкие специальности, связанные с SMM: контент-менеджер в соцсетях, менеджер блогера, администратор группы, аккаунт-менеджер, комьюнити-менеджер.
Если говорить глобально, то в ответственности SMM-щика: продвижение аккаунта, привлечение и удержание подписчиков, превращение их в клиентов. Если говорить подробнее, то smm-щик обычно:
- разрабатывает стратегии и корректирует их под план продаж и актуальные инфоповоды;
- анализирует ЦА и конкурентов;
- анализирует эффективность ведения аккаунта;
- генерирует контент или следит, чтобы это делали другие;
- ведёт рекламные кампании (таргет, реклама у блогеров) или следит, чтобы это делали другие.
Если вы, как smm-щик, умеете выполнять все задачи вместо команды — формировать контент-план, писать тексты, монтировать сторис, делать фото, обрабатывать их в графическом редакторе, запускать таргетированную рекламу — вы наверняка станете незаменимым сотрудником, особенно если работаете как фрилансер. Вопрос только в том, как вы будете это всё успевать, особенно если ведёте сразу несколько проектов.
Если вы хотите работать SMM-щиком на фрилансе, у вас есть два варианта: 1) делать всё самому и вести 1-2 проекта максимум и 2) набрать команду (копирайтер, фотограф, сторисмейкер, дизайнер, таргетолог) и курировать 2-4 проекта. Во втором случае заработок, как правило, будет повыше.
Если вы собираетесь работать SMM-щиком в найме (у непосредственного бизнеса или в маркетинговом агентстве), скорее всего, вам предоставят штат сотрудников, которым вы будете делегировать механическую работу.
Что нужно сделать ДО поиска первых клиентов
Пройти обучение
Понятно, что мало кто захочет доверить свой аккаунт абсолютному новичку. Прежде чем начать, вам нужно получить знания и инструменты для SMM. Как это сделать:
- пройти курсы по SMM, где вам дадут не только теорию, но и проекты для практики;
- проштудировать бесплатную информацию в интернете.
Первый путь стоит денег и занимает немного времени. Второй путь не стоит денег и занимает много времени. Если учесть, что время — деньги, лучше выбрать первый путь и пойти на курсы.
Почему пройти обучение — это лучшее решение?
Обычно на курсы по SMM идут не за знаниями, а за практикой и нетворкингом. Знания вы найдёте в интернете. Ценность обучения в том, что вы сразу попрактикуетесь на живых проектах и получаете поддержку наставника, которому можно задавать любые вопросы по работе.
К тому же вы получите полезные знакомства. Это могут быть и потенциальные работодатели, и коллеги по цеху, то есть профессиональное комьюнити, в котором можно советоваться по проектам, обсуждать рабочие моменты и при большой загрузке передавать проекты другу другу.
Упаковать профиль в социальной сети
Кроме знаний вам понадобится хорошая упаковка, а именно личный прокачанный профиль в той социальной сети, в которой вы хотите работать. О миллионе активных подписчиков и тысяче постов речи не идёт. Здесь палка о двух концах. С одной стороны, вам нужно продемонстрировать потенциальным клиентам, что вы не полный чайник и действительно умеете продвигать профили в соцсетях. С другой стороны, если вы ведёте профиль слишком активно, у клиентов может появиться вопрос, а хватит ли вам времени и сил, чтобы работать с их профилем.
Кроме упакованного профиля понадобятся несколько кейсов, которые покажут результаты вашей работы. О том, как их получить, если вы новичок, читайте дальше.
Пример удачно оформленного профиля и кейсов SMM-щика с удобной навигацией для клиента
Как начать работать после обучения
Трудоустройство, предусмотренное на курсе. Сейчас на большинстве курсов по SMM есть возможность пройти стажировку или гарантированно трудоустроиться в проектах партнёров.
Базы вакансий от вашей школы. Такие базы существуют в разном виде. В SMM это чаще всего чаты, в которые преподаватели и другие студенты скидывают вакансии от знакомых.
Рекомендации преподавателей. Клиенты довольно охотно обращаются в SMM-школы и просят порекомендовать лучших учеников. Найти хорошего SMM-щика самостоятельно трудно: их слишком много, и не всегда понятно, по каким критериям их выбирать. Поэтому клиенту проще обратиться в школу, рассказать о своих ожиданиях и получить подборку подходящих кандидатов.
Рекомендации сокурсников. Кто-то из учеников может поделиться с вами проектом, с которым не справляется сам. Конечно, при условии, что вы поддерживаете какую-то связь после обучения.
Как начать работать без опыта и обучения
Итак, вы выбрали тернистый путь и хотите стартовать без обучения. Какие есть варианты?
Устроиться на вакансию с пометкой «можно без опыта, всему научим». После собеседования вас возьмут на испытательный срок и дадут куратора, который поможет разобраться в основах. Поначалу платить будут мало (или вообще не будут), зато со временем, возможно, вырастят из вас специалиста.
Начать работать в смежной сфере, например, младшим контент-менеджером или junior smm-щиком. По факту вы будете работать помощником SMM-щика и выполнять мелкие механические задачи (например, загрузить пост в планировщик). Если вы будете внимательно следить за тем, как работает SMM-щик, и проявлять инициативу, вполне вероятно, что постепенно вам будут доверять более серьёзные задачи и вы обучитесь на деле.
Можно поработать бесплатно или по бартеру. Схема такая. Вы читаете бесплатные статьи по продвижению в соцсетях (например, вот эти), смотрите видео на YouTube, и следите за аккаунтами других SMM-щиков, чтобы понять, чем именно они занимаются. Затем находите небольшие бизнес-аккаунты, например, местных магазинов одежды, и предлагаете поработать с их аккаунтом бесплатно. Они получат какое-то развитие профиля, вы — опыт и, возможно, кейс. Win-Win.
Бонус: полезные блоги по SMM
Много кто пишет об SMM. И мало кто даёт реально дельные советы, основанные на практике. Поэтому приведём несколько источников от авторитетных SMM-экспертов.
- Блог ленивого SMM-щика Александра Чижова.
- Интернет-маркетинг от А до Я: блог Дмитрия Румянцева, одного из первопроходцев русскоязычного SMM.
* Instagram — социальная сеть, которая запрещена в РФ.