Как начать карьеру в SMM с нуля и работать с классными проектами

Как начать карьеру в SMM с нуля и работать с классными проектами
10 мин.
Нет времени читать?

Многие считают, что SMM — это сфера, в которой можно стартовать без обучения. Например, вы умеете писать посты, делать фотографии и обрабатывать их в редакторах, снимаете неплохие видео и вообще разбираетесь во всех основных соцсетях. Но достаточно ли этого, чтобы хоть сегодня начать работу SMM-щиком и получить первых клиентов?

Чем занимается SMM-щик

Сейчас понимание того, чем занимается smm-щик, слишком размыто. Разберёмся на берегу.

SMM-щик, он же SMM-менеджер, занимается маркетингом в социальных сетях (Social Media Marketing). Он отвечает за коммуникации бренда с пользователями социальных сетей.

Есть и другие более узкие специальности, связанные с SMM: контент-менеджер в соцсетях, менеджер блогера, администратор группы, аккаунт-менеджер, комьюнити-менеджер.

Если говорить глобально, то в ответственности SMM-щика: продвижение аккаунта, привлечение и удержание подписчиков, превращение их в клиентов. Если говорить подробнее, то smm-щик обычно:

  • разрабатывает стратегии и корректирует их под план продаж и актуальные инфоповоды;
  • анализирует ЦА и конкурентов;
  • анализирует эффективность ведения аккаунта;
  • генерирует контент или следит, чтобы это делали другие;
  • ведёт рекламные кампании (таргет, реклама у блогеров) или следит, чтобы это делали другие.

Если вы, как smm-щик, умеете выполнять все задачи вместо команды — формировать контент-план, писать тексты, монтировать сторис, делать фото, обрабатывать их в графическом редакторе, запускать таргетированную рекламу — вы наверняка станете незаменимым сотрудником, особенно если работаете как фрилансер. Вопрос только в том, как вы будете это всё успевать, особенно если ведёте сразу несколько проектов.

Если вы хотите работать SMM-щиком на фрилансе, у вас есть два варианта: 1) делать всё самому и вести 1-2 проекта максимум и 2) набрать команду (копирайтер, фотограф, сторисмейкер, дизайнер, таргетолог) и курировать 2-4 проекта. Во втором случае заработок, как правило, будет повыше.

Если вы собираетесь работать SMM-щиком в найме (у непосредственного бизнеса или в маркетинговом агентстве), скорее всего, вам предоставят штат сотрудников, которым вы будете делегировать механическую работу.

А вообще тенденция такая: чем крупнее проект и его бюджет, тем больше узких специалистов вы сможете нанять. И чем меньше бюджет, тем больше вероятность, что вам придётся взять какие-то обязанности на себя (тексты, видео, дизайн).

Что нужно сделать ДО поиска первых клиентов

Понятно, что мало кто захочет доверить свой аккаунт абсолютному новичку. Прежде чем начать, вам нужно получить знания и инструменты для SMM. Как это сделать:

  • пройти курсы по SMM, где вам дадут не только теорию, но и проекты для практики;
  • проштудировать бесплатную информацию в интернете.

Первый путь стоит денег и занимает немного времени. Второй путь не стоит денег и занимает много времени. Если учесть, что время — деньги, лучше выбрать первый путь и пойти на курсы.

Почему пройти обучение — это лучшее решение?
Обычно на курсы по SMM идут не за знаниями, а за практикой и нетворкингом. Знания вы найдёте в интернете. Ценность обучения в том, что вы сразу попрактикуетесь на живых проектах и получаете поддержку наставника, которому можно задавать любые вопросы по работе.

К тому же вы получите полезные знакомства. Это могут быть и потенциальные работодатели, и коллеги по цеху, то есть профессиональное комьюнити, в котором можно советоваться по проектам, обсуждать рабочие моменты и при большой загрузке передавать проекты другу другу.

Кроме знаний вам понадобится хорошая упаковка, а именно личный прокачанный профиль в той социальной сети, в которой вы хотите работать. О миллионе активных подписчиков и тысяче постов речи не идёт. Здесь палка о двух концах. С одной стороны, вам нужно продемонстрировать потенциальным клиентам, что вы не полный чайник и действительно умеете продвигать профили в соцсетях. С другой стороны, если вы ведёте профиль слишком активно, у клиентов может появиться вопрос, а хватит ли вам времени и сил, чтобы работать с их профилем.

Кроме упакованного профиля понадобятся несколько кейсов, которые покажут результаты вашей работы. О том, как их получить, если вы новичок, читайте дальше.

Пример удачно оформленного профиля и кейсов SMM-щика (@sasha_ring) с удобной навигацией для клиента

 

 

Как начать работать после обучения

Трудоустройство, предусмотренное на курсе. Сейчас на большинстве курсов по SMM есть возможность пройти стажировку или гарантированно трудоустроиться в проектах партнёров.

Базы вакансий от вашей школы. Такие базы существуют в разном виде. В SMM это чаще всего чаты, в которые преподаватели и другие студенты скидывают вакансии от знакомых.

Рекомендации преподавателей. Клиенты довольно охотно обращаются в SMM-школы и просят порекомендовать лучших учеников. Найти хорошего SMM-щика самостоятельно трудно: их слишком много, и не всегда понятно, по каким критериям их выбирать. Поэтому клиенту проще обратиться в школу, рассказать о своих ожиданиях и получить подборку подходящих кандидатов.

Рекомендации сокурсников. Кто-то из учеников может поделиться с вами проектом, с которым не справляется сам. Конечно, при условии, что вы поддерживаете какую-то связь после обучения.

Как начать работать без опыта и обучения

Итак, вы выбрали тернистый путь и хотите стартовать без обучения. Какие есть варианты?

Устроиться на вакансию с пометкой «можно без опыта, всему научим». После собеседования вас возьмут на испытательный срок и дадут куратора, который поможет разобраться в основах. Поначалу платить будут мало (или вообще не будут), зато со временем, возможно, вырастят из вас специалиста.

Читайте также:
Инна Романович
5 мин.

Начать работать в смежной сфере, например, младшим контент-менеджером или junior smm-щиком. По факту вы будете работать помощником SMM-щика и выполнять мелкие механические задачи (например, загрузить пост в планировщик). Если вы будете внимательно следить за тем, как работает SMM-щик, и проявлять инициативу, вполне вероятно, что постепенно вам будут доверять более серьёзные задачи и вы обучитесь на деле.

Можно поработать бесплатно или по бартеру. Схема такая. Вы читаете бесплатные статьи по продвижению в соцсетях (например, вот эти), смотрите видео на YouTube, и следите за аккаунтами других SMM-щиков, чтобы понять, чем именно они занимаются. Затем находите небольшие бизнес-аккаунты, например, местных магазинов одежды, и предлагаете поработать с их аккаунтом бесплатно. Они получат какое-то развитие профиля, вы — опыт и, возможно, кейс. Win-Win.

Бонус: полезные блоги по SMM

Много кто пишет об SMM. И мало кто даёт реально дельные советы, основанные на практике. Поэтому приведём несколько источников от авторитетных SMM-экспертов.

Понравился материал?

Оставьте комментарий

Ваш комментарий:
Имя:
Email: