Статистические данные показывают, что количество пользователей социальных сетей в 2021 году достигло 4,2 миллиарда людей. Наивно полагать, что продвижение своих услуг и товаров в наши дни возможно без присутствия в социальных сетях.
Статистика использования социальных сетей в мире. Источник datareportal. com
Social media marketing (маркетинг в социальных сетях, SMM) — это доступный и эффективный способ повысить узнаваемость своего товара и привлечь потенциальных покупателей. О том, зачем компаниям нужен социальный маркетинг и как стать SMM-щиком, рассказываем подробно в этой статье.
Что такое SMM и зачем он нужен
SMM — это отдельный самостоятельный инструмент диджитал-маркетинга, который направлен на продвижение бренда бизнеса и его продуктов в социальных сетях. С этой целью SMM-специалист определяет целевую аудиторию компании, выбирает подходящую социальную сеть или несколько сетей и создаёт в ней профили предприятия, группы, обсуждения.
Из общего числа пользователей интернета почти половина, 46,4%, заходят туда в поисках товаров и услуг. Задача SMM-специалиста сделать товар заказчика привлекательным для этой категории потенциальных покупателей.
Формат присутствия компании в социальных сетях может быть разным. Например, чисто коммерческий, когда фирма не скрывает, что её цель — именно продажа товаров. Или в формате сообщества по интересам, где пользователей привлекают интересным контентом, ненавязчиво рекламируя свои продукты и услуги.
Часто SMM-специалисты пользуются «золотой формулой контента», разработанной Майклом Стелзнером, экспертом в социальных медиа.
Золотая формула контента. Источник: 1k.com.ua
По его мнению, 40% публикуемого материала должны быть развлекательного характера. Это короткие и увлекательные посты и видео, игры, розыгрыши, мемы, полезные подборки. 30% контента должен составлять репутационный материал — рассказы о компании и её достижениях, истории о сотрудниках и информацию о новинках.
25% процентов публикуемых материалов должны отражать экспертность фирмы. Это полезные советы, гайды, лайфхаки — всё, что может принести пользу подписчикам. И только 5% контента должны носить чисто рекламный характер.
Хотя такой баланс помогает вовлечь аудиторию и удержать её интерес, а также привлечь новых подписчиков, «золотая формула» — не единственное универсальное правило для ведения профиля в социальных сетях. У каждой ниши есть свои особенности, а креативность не менее важна, чем расчёт.
Какие цели и задачи у SMM
Основная цель SMM не отличается от целей других маркетинговых решений — это увеличение продаж компании. Социальный маркетинг достигает её, решая определённые задачи с учётом своей специфики.
Статистика поиска информации о бренде по странам. Источник: datareportal.com
- Найти клиентов в социальных сетях. Для этого специалист продвигает аккаунт компании, набирая большее число подписчиков, запускает рекламные кампании.
- Повысить лояльность покупателей. С этой целью SMM-щик создаёт группы и сообщества в соцсетях, реагирует на комментарии пользователей и общается с подписчиками.
- Повысить узнаваемость марки товаров и бренда компании. Для этого специалисты создают так называемый виральный контент — материалы, которые будут распространяться в соцсетях без дальнейшего участия автора. Это могут быть эмоциональные или смешные видео, пост на актуальную тему или мотивационное фото.
С какими площадками работают SMM-щики
SMM-специалист может использовать для продвижения любые социальные сети: как популярные, так и профессиональные узкоспециализированные. Всё зависит от целевой аудитории, в которой заинтересована компания.
Рейтинг скачивания приложений по миру. Источник: sensortower.com
Для широкой пользовательской аудитории лучше всего подходят:
- Instagram*,
- Facebook*,
- TikTok,
- «ВКонтакте»,
- «Одноклассники»,
- YouTube,
- Twitter,
- Pinterest.
Для ниши B2B, business to business, SMM-щики чаще выбирают:
- Linkedin,
- Facebook*,
- YouTube,
- XING — социальная сеть для деловых контактов.
Примерами узкоспециализированных социальных сетей могут быть:
- «Доктор на работе» для медицинских работников,
- «Хабр» для IT-специалистов,
- PhotoGeek для фотографов,
- Babyblog для беременных и женщин с детьми,
- SoundCloud для музыкантов и диджеев.
Социальная сеть PhotoGeek. Источник: photogeek.ru
Строго говоря, мессенджеры не относятся к социальным сетям. Тем не менее SMM-щики часто используют в работе и их, создавая чаты в WhatsApp и Viber, а также Telegram-каналы для общения и обмена новостями с клиентами.
Что делают SMM-специалисты: список обязанностей
Список обязанностей SMM-щика может варьироваться в зависимости от договорённостей с заказчиком и компетенций самого специалиста. Но основной перечень остаётся неизменным.
- Анализ рынка и определение целевой аудитории. Определив аудиторию, специалист понимает, какие именно социальные сети эффективнее всего использовать.
- Создание стратегии социального маркетинга. SMM-щик продумывает образ компании в медиа, готовит контент-план.
- Создание профилей и сообществ в социальных сетях. Все аккаунты должны соответствовать стилю компании.
- Оформление контента. Специалист заполняет созданные профили, создаёт темы для обсуждения в сообществах. Он подбирает материал для публикации, фото и видео, соответствующие стилистике аккаунта, следит за новинками компании.
- Привлечение и коммуникация с подписчиками. Для увеличения охватов SMM-щик запускает рекламные акции, общается с потенциальными клиентами, реагирует на комментарии и сообщения.
- Мониторинг эффективности. Анализ результатов помогает специалисту понять, какие его действия способствуют росту продаж компании и какие социальные сети привлекают больше всего клиентов.
Статистика взаимодействий со страницей в социальной сети Facebook*
Помимо основных обязанностей, SMM-щик может по согласованию с клиентом выполнять дополнительные функции. Он может не только оформлять, но и генерировать контент, самостоятельно писать тексты, снимать и обрабатывать фото и видеоматериалы. Кроме этого, он может выполнять функции таргетолога — специалиста по настройке рекламы в социальных сетях.
Универсальный SMM-специалист также занимается и репутационным маркетингом. Он следит за упоминанием бренда в интернете и формированием положительного имиджа компании. Каждая дополнительная функция увеличивает «стоимость» SMM-щика — его заработную плату.
Вакансия SMM-менеджера. Источник: hh.ru
По каким метрикам оценивают работу SMM: список KPI
Анализ эффективности социального маркетинга нужен не только руководителям компаний, но и самим SMM-специалистам для коррекции выбранной стратегии. Для оценки существует множество метрик. Ниже перечислены основные из них.
- Количество подписчиков. Постоянно увеличивающееся количество фолловеров — показатель того, что публикуемый контент выбран правильно. При этом важно оценивать количество «живых» подписчиков. Накрутку ботов довольно легко вычислить, сопоставив географию или посмотрев количество «мёртвых» аккаунтов.
- Число отписок. Если привлечённые рекламой или другими маркетинговыми акциями подписчики начинают массово отписываться, значит, содержание профиля не соответствует интересам аудитории и его нужно пересмотреть.
- Охват. Эта метрика показывает количество пользователей, которые просматривали и взаимодействовали с публикациями в аккаунте. Она помогает понять, какой именно контент интересней всего подписчикам.
- Вовлечённость аудитории. Обратная связь от подписчиков — лучший способ понять, насколько эффективно работает SMM-щик. Это и лайки, и комментарии, и личные сообщения. Стоит обратить внимание и на негативную реакцию. Если пользователи часто скрывают какой-то пост, возможно, реклама слишком навязчивая. Кроме этого, комментарии подписчиков помогут понять, как работают другие отделы компании, например, отдел продаж.
- Трафик из соцсетей на сайт. Увеличение количества переходов на сайт — основная цель многих компаний. Если число переходов растёт, но пользователи не совершают покупки, возможно, есть какие-то недоработки на сайте.
- Количество лидов. Лиды — это потенциальные клиенты, оставившие заявки на товар.
- Стоимость подписчика. Если расходы на привлечение новых пользователей больше, чем доходы от их заказов, эффективность социального маркетинга сомнительная.
Пример статистики в социальной сети «ВКонтакте». Источник: vk.com
Кому пригодятся навыки SMM
Навыки SMM полезны не только тем, кто собирается строить карьеру в этой области. Часто у небольшого бизнеса нет дополнительно бюджета на отдельного специалиста, поэтому владельцы или сотрудники ведут страницы в социальных сетях самостоятельно. Применение средств SMM поможет превратить скучный профиль в инструмент привлечения новых клиентов.
Также знания методов социального маркетинга полезны маркетологам, работающим над продвижением проекта без привлечения SMM-щика и таргетолога. SERM-менеджер может использовать социальный маркетинг для управления репутацией бренда, а PR-специалист — для коммуникации с аудиторией.
Статистика причин выхода в интернет. Источник: datareportal.com
Владельцам крупного бизнеса тоже не стоит пренебрегать знаниями о работе SMM хотя бы для того, чтобы оценить работу привлечённого специалиста. От этого зависит эффективное использование бюджета, выделенного на продвижение в социальных сетях.
Где изучить SMM
В вузах, к сожалению, пока ещё нет специальности SMM-специалиста. Некоторые программы по маркетингу содержат краткий курс по продвижению в социальных сетях, но полное погружение в профессию можно получить только на специальных курсах. Настроение и предпочтения аудитории в социальных сетях меняются быстро.
Для того чтобы оставаться востребованным, SMM-специалисту необходимо уделять внимание самообразованию. Это блоги экспертов, новые исследования, публикации и книги. Например, в этой подборке мы собрали популярные книги по SMM для начинающих и уже работающих специалистов.
Кроме этого, мы подготовили для вас список лучших курсов по обучению SMM в табличке ниже.
А если вы хотите освоите профессию SMM-менеджера с нуля, то рекомендуем вам посмотреть подборку онлайн-курсов по этой специальности.
Недооценивая важность продвижения в социальных сетях, компании теряют существенные суммы потенциального дохода. Доверив ведение своих аккаунтов профессионалу, можно значительно повысить поток клиентов и, соответственно, продажи.
* Facebook и Instagram — социальные сети, которые запрещены в РФ.