Человек без навыков программирования может за считаные часы или дни превратить свою идею в работающий сайт или мобильное приложение. Это возможно благодаря технологии зерокодинга. Рассказываем, что такое зерокодинг, чем он полезен бизнесу, какие у него перспективы и где можно научиться разработке без кода.
Что такое зерокодинг
Зерокодинг (он же zero-code, он же no-code, low-code) — это способ создать IT-продукт без написания кода или с его минимальным использованием. IT-решение в этом случае делают при помощи специального сервиса или платформы.
Чаще всего zero-кодинг выглядит как конструирование в визуальном интерфейсе по принципу drag-and-drop (перетаскивание готовых блоков и элементов). Если вы хоть раз собирали лендинг на Tilda из готовых блоков, то понимаете, о чём речь. Если нет, то достаточно знать, что работать в zerocode-сервисах может буквально каждый. Даже если вы понятия не имеете, как выглядит код, вы справитесь.
Настройка лендинга на платформе Tilda Publishing. Источник: YouTube-канал Tilda Publishing
No-code и low-code: в чём разница?
Инструменты no-code и low-code заметно различаются, в первую очередь, по целям применения.
Low-код в первую очередь облегчает труд разработчиков, так как позволяет им сократить объём написанного кода. Нетехнические сотрудники могут использовать low-code платформы либо в тесном сотрудничестве с техническими, либо после обучения, где они освоят принципы разработки, её логику и алгоритмы. То есть low-code платформы чаще всего позволяют уже подкованным людям делать больше с меньшими затратами сил и времени.
No-code программы ценны главным образом для персонала без навыков программирования. Как правило, они не требуют от пользователей понимания того, как всё работает «под капотом».
Почему зерокодинг так популярен
Всеобщая цифровизация и пандемия COVID-19 усилили потребность бизнеса в IT-продуктах. При этом создание, допустим, мобильного приложения, командой разработчиков может занять от нескольких месяцев до нескольких лет.
В этом случае процесс состоит из множества этапов: идея, ТЗ, сама разработка, бета-тестирование, исправление ошибок и многократное повторение процесса, чтобы получить именно то, что нужно пользователю. Это часто означает, что к тому времени, когда приложение полностью готово, оно уже может потерять актуальность и стать пустой тратой времени.
Зерокодинг помогает преодолеть этот разрыв с точки зрения времени, затрат и желаний пользователей. Платформы-конструкторы позволяют любому человеку за короткое время сделать сайт или базу данных. Даже с микробюджетом можно быстро собрать интернет-магазин или чат-бота.
В 2021 году исследовательская компания Gartner сообщила, что к 2024 году 80% технологических продуктов и услуг будут создавать непрофессионалы в области технологий. А портал VentureBeat пишет, что и крупные компании, вроде Microsoft, SAP и Salesforce, а также стартапы будут инвестировать в платформы для зерокодинга или создавать собственные сервисы. По прогнозам консалтинговой компании Grand View Research, размер рынка платформ для ноукод-разработки приложений к 2027 году составит 86,92 миллиарда долларов.
Зерокодинг — это серьёзный тренд и полезный инструмент для множества предпринимателей и обычных людей.
Зачем нужен зерокодинг
Допустим, ваш друг открыл студию йоги и ему нужен сайт с расписанием, полезными видео, кнопкой записи на занятия и возможностью купить абонемент онлайн. Бюджета почти нет, а сайт нужен скоро. Друг может сам сделать сайт с помощью подходящего сервиса. Или можно обратиться к зерокодеру, чтобы быстро и за недорого получить результат.
У зерокодинга есть несколько серьёзных плюсов:
- люди без навыков разработки могут быстро освоить no-code;
- можно получить сайт или приложение без больших затрат;
- можно быстро провести тестирование новых гипотез или IT-решений.
Не только малый бизнес закрывает свои задачи nocode-инструментами. Например, в «Додо Пицце» с помощью разных сервисов зерокодинга собирают информацию, тестируют новую базу знаний для сотрудников и различные гипотезы.
Что делают с помощью зерокодинга
Nocode-платформ с каждым годом появляется всё больше. Растёт и их функционал. На платформах зерокодинга можно сделать:
- сайт,
- лендинг,
- интернет-магазин,
- мобильное приложение,
- email-рассылки,
- чат-ботов,
- базу данных,
- систему интеграции.
Например, в Unisender можно собрать из готовых блоков статичную или всплывающую форму подписки на сайт. При этом не нужно писать код для вёрстки письма и знать HTML и CSS.
Создание формы подписки в Unisender
Зерокодер в одиночку может создать архитектуру продукта и его дизайн, настроить алгоритмы, наполнить его контентом и запустить. И всё это без долгого обучения программированию.
Кому пригодится зерокодинг
Владельцам малого бизнеса. Салоны красоты, рестораны и детские клубы могут при помощи зерокодинга делать себе сайты и решать другие задачи без затрат на разработчиков.
Проджект-менеджерам и аналитикам. Иногда профессионалам IT и digital нужно быстро проверить какую-то гипотезу и аргументировать то или иное решение перед руководством. Тогда они могут, не обращаясь к разработчикам, назерокодить простой сайт, лендинг или дашборд, и тем самым сберечь себе время.
Стартапам. Та же история, что и с малым бизнесом: бюджета и времени нет, потребность в IT-решениях есть. Эту потребность могут закрыть zerocode-сервисы.
Разработчикам. Тот, кто съел собаку на разработке, тоже может упростить себе работу с помощью подходящего инструмента зерокодинга. Например, быстро собрать MVP (минимально жизнеспособный продукт).
Любому человеку. Все мы иногда нуждаемся в решении цифровых задач. Есть nocode-сервисы, где можно сделать классное портфолио или, допустим, онлайн-библиотеку книг по саморазвитию для себя и друзей.
Может ли зерокодинг заменить программиста
Возможности зерокодинга разнообразны, но всё же ограничены. Создавая сайт или форму подписки на какой-либо платформе, мы находимся во власти заложенных в неё шаблонов и функций.
Несмотря на растущую популярность no-code и low-code, классическая разработка никуда не денется. Работа с большими данными, продукты с ИИ и сложные масштабные проекты продолжают нуждаться в классических программистах.
Когда уместнее привлечь разработчиков
Поручить разработку продукта зерокодеру (или сделать его своими руками) уместно, когда:
- нужно быстро создать MVP или прототип;
- бюджет стремится к нулю, а дедлайн «вчера»;
- нужен достаточно простой продукт;
- вы начинающий бизнесмен или стартапер.
Если бизнес успешно масштабируется, сайт или приложение обрастают функциями, а данные накапливаются, лучше обратиться к разработчикам. Программирование с нуля дороже и занимает больше времени, но даёт больше свободы и позволяет создать сложные продукты.
У IT-продуктов на ноукод-платформах также есть одна особенность, которая может стать неприятным открытием, если её не учитывать. Они почти полностью зависят от самого сервиса. Если платформа внезапно закроется или изменит условия работы, вы можете лишиться вашего сайта или приложения.
Где научиться зерокодингу
Получить навыки зерокодинга гораздо проще и быстрее, чем освоить программирование. Хотя платформы без кода просты в навигации и созданы для тех, у кого нет технических знаний, для работы с ними всё же требуется обучение. Люди должны чётко ориентироваться в функциях и понимать логику разработки, чтобы эффективно использовать эти системы.
Быстро набить руку можно на онлайн-курсах зерокодинга. Некоторые программы обучения заточены под создание определённого продукта, например, мобильных приложений. Другие же посвящены изучению конкретного сервиса. Выбрать подходящий можно в нашей подборке.
Инструменты зерокодинга
Популярные конструкторы сайтов (Tilda, Wix) или сервисы email-рассылок (Unisender, Sendpulse) тоже в своём роде ноукод-платформы. Мы не будем подробно на них останавливаться, а расскажем о тех системах, которые позиционируют себя именно как сервисы зерокодинга.
Adalo
Есть бесплатный тариф.
Стоимость платного тарифа: от 50 $/мес.
Инструмент для создания мобильных и веб-приложений. Сервис позволяет сверстать приложение, чат-бота, веб-каталог и другие продукты. В Adalo работать над интерфейсом приложения можно обычным перетаскиванием элементов, строк ввода и иконок по экрану.
Платформу часто выбирают из-за простого интерфейса и коллекции стильных шаблонов. Выбрать дизайн можно из более чем 25 готовых компонентов. Важная особенность платформы — разработанные в ней продукты можно публиковать в AppStore и Google Play (в платном тарифе).
В каталоге кейсов на сайте Adalo есть приложения для планирования уроков по йоге, доставки из ресторана, обмена рецептами и даже соцсеть для футбольных фанатов.
Создание приложения в Adalo. Источник: сайт adalo.com
Bubble
Есть бесплатный тариф.
Стоимость платного тарифа: от 25 $/мес.
Многофункциональная платформа для создания веб-приложений без кода. На Bubble можно сделать CRM-систему, онлайн-школу и, например, приложение для такси. Сервис несколько сложнее устроен, чем многие его конкуренты, зато он позволяет делать и довольно сложные продукты. А ещё вокруг платформы сложилось большое комьюнити разработчиков во всём мире.
Принцип работы в Bubble — сначала сборка интерфейса из готовых иконок, кнопок и форм путём перетаскивания. Потом идёт «оживление» элементов, то есть закрепление за ними событий, и связывание их с другими элементами. Почти для любой задачи в библиотеке платформы есть подходящий плагин.
В бесплатном тарифе можно сделать простое приложение. Для более сложных задач будет нужен тариф Personal или Professional.
Работа в Bubble. Источник: сайт bubble.io
Make (бывший Integromat)
Есть бесплатный тариф.
Стоимость платного тарифа: от 9 $/мес.
Облачная платформа для интеграции и автоматизации рабочих процессов без применения кода. Сервис позволяет подключаться к API и делать сложные интеграции с помощью встроенных инструментов. Также там можно выстраивать серверную логику и работать со структурами данных.
В Make есть более 1 500 настраиваемых шаблонов сценариев, пользователи также могут разрабатывать собственные процессы с нуля. Make связывает нужные приложения/сервисы с помощью соответствующих модулей. Разработчику нужно только создать сценарий и настроить действующие модули. Для работы на платформе понадобятся хотя бы базовые знания в программировании.
На платформе нет инструментов фронтенд-разработки. Тут можно только построить серверную логику приложений и наладить взаимодействие между сервисами. Нарисовать красивый интерфейс придётся в другом месте (например, на Tilda).
Интерфейс платформы Make. Источник: YouTube-канал Make (formerly Integromat)
Zapier
Есть бесплатный тариф.
Стоимость платного тарифа: от 19 $/мес.
Nocode платформа для интеграции веб-приложений и автоматизации рабочих процессов. С Zapier можно настроить выполнение каких-либо процессов по схеме «если произошло X, нужно сделать Y» без привлечения разработчиков.
Платформа поддерживает более 1 000 приложений, тут можно настроить обмен данными с Gmail, Google Drive, Trello, WordPress, Mailchimp, Shopify, Agile CRM, Magento и другими.
В бесплатном тарифе есть ограничение на количество интеграций и операций. Полный функционал доступен в платном тарифе.
Интерфейс Zapier. Источник: сайт zapier.com
Directual
Есть бесплатный тариф.
Стоимость платного тарифа: от 29 $/мес.
Nocode платформа для выстраивания ИТ-систем. В сервисе доступна работа с базами данных, аутентификация и настройка интеграции со сторонними сервисами. Также в Directual есть полноценный конструктор сайтов
Платформа позволяет создавать не только простые, но и довольно сложные продукты, если пользователь технически подкован. Возможна интеграция с Twillo, Telegram, Coupler и сервисами Zapier.
Также есть опция подключения проекта к приложению на React (JavaScript-библиотека с открытым исходным кодом для разработки пользовательских интерфейсов) и возможность строить сценарии любой сложности и длины.
Интерфейс Directual. Источник: сайт directual.com
Glide
Есть бесплатный тариф.
Стоимость платного тарифа: от 32 $/мес.
Платформа для разработки минимально жизнеспособного продукта и разработки веб-приложений на основе Google-таблиц. Отличительная черта сервиса — интерфейс, в котором разберётся даже новичок.
Ключевая функция Glide — это сбор приложений на базе Google−таблиц. Платформа предоставляет более 300 готовых шаблонов для проектирования приложений. Некоторые из них тематические, например, для проектов в области финансов или образования.
Во free-версии приложения располагаются на домене Glide, в платном тарифе уже можно привязать проект к своему домену.
Интерфейс Glide. Источник: сайт glideapps.com
Зерокодинг — это не только устойчивый тренд в IT, но и полезный прикладной навык и для технарей, и для людей без навыков разработки. После обучения можно реализовывать свои идеи и создавать работающие продукты, например, собрать полезное приложение для себя и друзей или быстро протестировать рабочую гипотезу.