Первое, что нужно сделать, когда переходишь на фриланс, — это взять на себя ответственность за финансы. Больничный и отпуск работодатель не оплачивает, как и выходные. Сколько вы поработали, столько и заработали. Поэтому в этой статье обсудим, как искать клиентов и распределять нагрузку по заказам, чтобы хватало на жизнь в удовольствие.
Финансовое планирование
Если вы рассчитываете примерно на один и тот же доход в месяц, а не перебиваться «день в карете, год пешком», вам нужно регулярно следить за финансами. Это нетрудно. Смотрите.
Ставим цель, сколько вам нужно на жизнь
Для этого записываем все траты: коммуналку, обязательные платежи, питание, хотелки. Складываем эту сумму и добавляем, сколько хотели бы откладывать. Распространённая практика — 10% от любого финансового поступления. На случай, если вам не удастся найти клиентов, вы заболеете, сломается компьютер или машина, нужна подушка безопасности. Параллельно лучше накопить хотя бы на три месяца поддержания привычного образа жизни. Все эти траты и есть ваш желаемый доход в месяц.
Считаем, сколько нужно для этого работать
Делим желаемый доход на количество часов, которые вы можете работать. Именно столько вы должны зарабатывать в час, чтобы поддерживать комфортный уровень жизни. Вот пример расчёта.
Сколько вы можете работать: 5 часов по будням.
Значит, в месяц вы работаете 22 дня * 5 часов = 110 часов.
50 000 ₽ / 100 часов = 455 ₽/час.
Планируем, какую работу можем выполнить за это время
Садимся и расписываем навыки, которые вы можете монетизировать, и сколько времени для вас занимает та или иная задача.
Часто фрилансер изучает смежную сферу, чтобы иметь больше заказов. Например, специалист по созданию лендингов может освоить одну-две платформы для email-рассылок, чтобы брать на себя всю техническую сторону проекта. Посмотрите наши подборки проверенных курсов, где вы сможете получить новую профессию или повысить квалификацию, чтобы зарабатывать больше.
К примеру, в месяц вам нужно 50 тыс. ₽. Сейчас у вас есть три клиента и в течение месяца вы ожидаете выплаты на 35 000 ₽. До 50 000 не хватает 15 000. Здесь на арене появляется декомпозиция: распишите, что вы можете сделать, чтобы получить эти 15 000 ₽.
- Дизайнер: сделать дизайн логотипа — 10 000 + оформить грид для ленты в соцсети — 5 000.
- Копирайтер: написать текст для лендинга — 7 000 + email-рассылку — 3 000 + экспертную статью — 5 000.
- SMM-щик: составить контент-стратегию на месяц — 10 000. и запустить таргет — 10 000.
Дальше дело техники: предложить эти услуги уже существующим клиентам или найти новых. О поиске клиентов поговорим ниже.
Сделайте поиск заказов регулярной задачей
Для многих фрилансеров поиск заказов = боль. За то время, пока специалист ищет новый проект, обсуждает стоимость и ТЗ, можно выполнить несколько рабочих задач и заработать деньги. Поэтому секрет более-менее стабильного заработка на фрилансе — это наладить непрерывный поток заказов, создав очередь.
Даже если сейчас у вас есть приличный загруз прямо сейчас, включайте в рабочее расписание регулярный поиск заказов. Сделайте это своей рутиной. Чтобы не утонуть в чатах и группах с вакансиями, выделяйте раз в несколько дней минут 15 на поиск проектов и ответы на них.
Как оптимизировать время на поиск заказов
Просто единоразово подготовьте алгоритм, который вы будете проделывать для поиска работы. Сядьте и подготовьте все ссылки, портфолио, сообщения. Эти действия сэкономят вам время на выполнение непосредственной работы и обучение.
- Сделайте заготовленный шаблон ответа на вакансию и корректируйте под разных заказчиков.
- Сформируйте портфолио по разным категориям, чтобы быстрее находить нужные примеры работ.
Пример категорий в портфолио копирайтера
Пример категорий в портфолио по разработке и дизайну сайтов
- Соберите в одном месте список всех источников заказов (сайты с вакансиями, биржи фриланса, группы и часты в соцсетях).
- Время от времени делайте «посев»: оставляйте резюме в чатах по поиску работы и нетворкингу.
- Выделяйте конкретный отрезок рабочего времени на поиск заказов и ответы потенциальным заказчикам. Если вы будете делать это хаотично, то устанете сильнее, чем от выполнения самих заказов.
Чаще всего фрилансеру хватает до 5 клиентов, чтобы работать в комфортном темпе и полностью себя обеспечивать. Например, SMM-щик может взять 3 аккаунта на продвижение по 15 000 или 20 000 ₽ — создание контент-плана для постов и stories, запуск таргета и поиск других аккаунтов для рекламы.
Если вы делаете работу по ТЗ и не пропадаете, скорее всего, вам регулярно предлагают повторные заказы (те же агентства или другие фрилансеры). То есть в какой-то момент у вас может отпасть необходимость искать новых клиентов. Как только вы почувствуете, что нагрузка уменьшается, запускайте алгоритм поиска заказов снова.
Пара слов о нетворкинге
Показывайтесь в профильных чатах и группах. Если вы есть в соцсетях, публикуйте посты, рассказывайте, что вы живы и продолжаете заниматься той же деятельностью. Так будет больше вероятности, что знакомые вспомнят именно вас, когда их попросят посоветовать дизайнера/копирайтера/верстальщика. Это тоже один из способов поддерживать финансовую стабильность.
Где искать заказы
Можно поискать работу на крупных порталах с вакансиями: HH.ru, Rabota.ru, Superjob.ru. В основном там ищут сотрудников на полный рабочий день и постоянную занятость, но попадаются и варианты с частичной занятостью, что подойдёт и фрилансерам.
Ниже приводим источники вакансий и проектов на фриланс-биржах и в соцсетях. Это известные источники, где есть модерация объявлений, исправно работает поиск по хештегам и редко появляются мошенники (их удаляют по первой же жалобе). В основном предлагают частичную занятость и отдельные проекты, реже — удалёнку на полный рабочий день.
Биржи: Fl.ru, Freelance, Weblancer, Kwork.
Telegram: Норм работа, Фриланс Таверна, На удалёнке 2.0, Finder.vc.
Чтобы не утонуть во всех этих чатах и биржах, устанавливайте себе конкретный период времени, когда вы будете мониторить заказы. Пускай эта рутина не станет главнее, чем выполнение непосредственной работы. Намного эффективнее хорошо выполнить проект и получить ещё один от того же заказчика, чем делать работу кое-как и постоянно тратить время на поиск новых проектов.