Скидки на курсы ждут в личном кабинете. Нажмите тут

Как общаться с клиентами, если ты фрилансер

Как общаться с клиентами, если ты фрилансер
Инна Романович
часы голубые
10 мин.

Эта статья для тех, кто периодически берёт заказы и не устраивается в штат. Вы узнаете о нюансах общения, которые помогут тратить меньше времени на взаимодействие с заказчиком и получить перспективу на новые заказы.

Сейчас в интернете очень много фрилансеров, так что найти специалиста — не проблема. Сложнее найти адекватного человека, с которым легко общаться, который не пропадает и делает всё чётко по ТЗ (техническому заданию).

Выбирая среди двух знакомых фрилансеров, заказчик скорее выберет не того, у кого больше опыта и квалификации, а того, с кем проще взаимодействовать.

Базовые правила

Когда мы спросили у коллег, что их бесит в общении с фрилансерами, то почувствовали, что открыли ящик Пандоры. Комментариев было много, мы выбрали самые яркие.

Не успеваете — напишите об этом. Не нужно пропадать на три дня, а так и напишите: «Не удалось выполнить в срок. Вы не против, если я отправлю результат через 3 дня?» Если задача горит, заказчик передаст её другому фрилансеру, если не горит — дождётся вас.

Переписка

Вот так сделать намного лучше, чем пропасть на несколько дней и игнорировать сообщения

Будьте внимательны. Перед тем, как отправить результат работы, перечитайте задачу. Иногда заказ приходится гонять туда-сюда по три раза, потому что фрилансер игнорирует последние сообщения с правками («Вот это важно выделить жирным»).

Структурируйте текст. Не столь важно, поставили вы запятую перед деепричастием или нет. Более ценно, когда вы перечитали сообщение перед отправкой и разбили текстовый поток сознания на предложения и абзацы, по возможности выделили жирным ключевые мысли. А ещё лучше — сократили текст. Не заставляйте человека по ту сторону экрана долго вчитываться, чтобы вникнуть в суть.

Голосовые сообщения и звонки — это уже интим, поэтому сначала текстом спросите у заказчика, насколько ему удобно созвониться или прослушать аудио. Пообщаться голосом не всегда быстрее. Иногда легче пробежаться глазами даже по очень длинному текстовому сообщению, чем прослушать аудио на 3 минуты.

Голосовое сообщение

Если отправляете голосовое сообщение, то лучше сопроводите его подписью. В будущем и вам, и заказчику будет легче найти сообщение по ключевому слову.

Оставьте личное при себе. Жестокая правда: скорее всего, заказчику не интересно слушать истории из вашего детства, читать о проблемах в семье, о болезни хомячка и вашей мигрени. Если у вас действительно болит голова и вы не можете работать, так и напишите: «Сегодня не работаю, прошу прощения, если подвожу, давайте перенесём дедлайн». Выглядит более профессионально, чем это: «У нас ремонт, собака рожает и дети носятся по дому, я уже ничего не соображаю, голова раскалывается, давайте я сделаю это завтра».

Отклик на проект

Будьте проще и не усложняйте жизнь себе и заказчику. С первого сообщения дайте понять, что будете решать его боли, а не создавать новые. Если он попросил прикрепить портфолио, то прикрепите. И не в виде архива, а в виде ссылок на страничку, где есть ваш дизайн, вёрстка, текст. Ответьте на все пункты, которые есть в проекте, если они пронумерованы — ответьте по номерам.

Если заказчик не приложил шаблон для отклика, возьмите инициативу на себя и дайте сразу конкретику:

  1. Приветствие, объяснение, кто вы и почему пишете.
  2. Срок, в который сделаете задачу.
  3. Стоимость и формат оплаты (предоплата или постоплата, какая карта или кошелек, иногда это принципиально важно).
  4. Примеры работ.
  5. Ваш вопрос по поводу задачи.
Отклики фрилансеров не читают, а сканируют. Помогите заказчику выбрать вас: напишите, чётко, ёмко и без лишнего креатива.

Обсуждение задачи

Сэкономьте время себе и заказчику и максимально узнайте, какой заказ он хочет получить, чтобы вам не пришлось всё переделывать. Для каждой сферы будут свои нюансы:

  • в каком формате ему удобно принять результат (текст в Google Docs или Word, макет в Sketch или Figma);
  • с кем можно обсудить ТЗ или бриф;
  • установите этапы согласования работы и дедлайн;
  • предупредите, в какое время вы на связи, чтобы заказчик не подумал, что вы слились.
Не стесняйтесь задавать вопросы. Если их много — соберите в одно сообщение и пронумеруйте, а не пишите заказчику каждые 15 минут. Лучше уточнить нюансы до сдачи проекта, чем потом получить простыню правок и тратить время на переделки.

Правки

Правки могут быть обоснованными: например, в работе над дизайном логотипа может быть 2-3 итерации, и это нормально. А могут быть правки из разряда «вкусовщины» из-за нечёткого ТЗ или «просто потому что клиент передумал». Решите для себя, на сколько «кругов» вы готовы потратить время бесплатно.

Бывает так, что фрилансеру на вёрстку дают только макет десктопной версии сайта. А мобильную версию говорят сверстать на свое усмотрение, после чего вносят незначительные правки (отступы, размеры кнопок, шрифт на заголовках). Это нормальная практика, и обычно за подобные правки верстальщики не берут доплату. А когда к макету просят добавить анимации и эффекты при скролле, верстальщик может попросить доплату, ведь в изначальном ТЗ этого не было.

Поэтому важно рассказать заказчику заранее, сколько правок вы вносите бесплатно, а за что возьмёте доплату, что считаете правками, а что — отдельной новой задачей.

Оплата

Независимо от того, работаете вы по постоплате, предлоплате полностью или частично, всегда заранее уточняйте:

  • сколько вы получите за проект;
  • куда вам удобно принять оплату;
  • через сколько времени после выполнения вы получите полную оплату.

Если к вам обратилось агентство, то скорее всего с фрилансерами общается менеджер проектов, а оплату перечисляет бухгалтер. Если оплата не поступила в срок, это не значит, что вас кинули. Вежливо напомните менеджеру о себе, а он напомнит человеку, который занимается финансами. Не паникуйте раньше времени и сделайте скидку на человеческий фактор.

Послевкусие

Вы откликнулись на проект, получили задание, выполнили его и получили оплату. Теперь, если вам понравилось работать с этим заказчиком, оставьте о себе хорошее впечатление, чтобы он вспомнил о вас в следующий раз.

Если заказчик не предложил вам выполнить следующий проект, вот что можно написать в конце: «Было приятно с вами сотрудничать! Буду рад новым заказам. Кстати, я делаю ещё вот это (перечислить), стоимость вот такая».

Упростите жизнь и себе, и заказчику. Пишите чётко, указывайте сроки, структурируйте сообщения. Чем удобнее с вами общаться, тем больше вероятность, что вам доверят новый проект.

Понравился материал?

Оставьте комментарий

Ваш комментарий:
Имя:
Email: