Скидки на курсы ждут в личном кабинете. Нажмите тут

Топ ваших ошибок на собеседовании глазами HR-специалиста

Топ ваших ошибок на собеседовании глазами HR-специалиста
Инна Романович
часы голубые
10 мин.

То, что вас пригласили на собеседование, означает, что работодатель или рекрутер видит в вас ценного сотрудника. Но расслабляться рано. Теперь нужно закрепить и усилить хорошее впечатление, чтобы выбрали именно вас. Из этой статьи вы узнаете о самых распространённых ошибках, которые допускают кандидаты на собеседованиях. Учитывая специфику digital, мы собрали и нюансы, связанные с разговорами по аудио- и видеосвязи.

В основе статьи — опыт и советы Марии Менцик, HR-коуча и основателя Школы подбора персонала. Мария рассказала, из-за каких ошибок вас, скорее всего, вычеркнут из списка кандидатов.

Особенности собеседований на digital-вакансии

Часто бывает, что с кандидатами общаются по телефону или видеосвязи от 20 до 50 минут, реже — приглашают в офис. Офиса может и не быть, когда штат компании работает удалённо. В этом случае вас собеседуют через созвон либо, если вы с работодателем живёте в одном городе, предложат встретиться в кафе или коворкинге.

Важное о созвонах. Иногда кандидаты понимают, что их собеседовали, только после того, как они положили трубку. До этого может и не прозвучать слово «собеседование». Вам могут предложить просто «обсудить детали» или «познакомиться», хотя на самом деле это будет разговор с полноценной оценкой ваших компетенций и выявлением мотивации. Поэтому на любом созвоне сразу полноценно включайтесь в беседу.

А теперь перейдём непосредственно к ошибкам. Их совершают на любых собеседованиях, неважно, они проходят онлайн или офлайн.

Нет заинтересованности

Есть впечатление, что человек пришёл на всякий случай, для галочки. «Возьмут — хорошо, перекантуюсь тут, пока не подыщу место получше. Не возьмут — не очень-то и надо». Как это проявляется:

  • человек не задаёт уточняющие вопросы о должности и компании;
  • отвечает на вопросы «да», «нет» или «в резюме всё указано»;
  • в целом вялое настроение, нет энергии и мотивации (блуждающий взгляд, отвлечения на телефон).

Такого кандидата так и хочется спросить: «А вам точно нужна эта работа?». Поэтому морально соберитесь, старайтесь улыбаться и быть активным, задавайте вопросы, давайте развёрнутые ответы.

Плохо Хорошо
  • Да.
  • Нет.
  • Я в резюме все написал, не вижу смысла повторять.
  • Эээ... Не знаю.
  • Угу, ясно.
  • Спасибо, до свидания.
  • Да, хорошо. А скажите, в мой круг обязанностей будет входить составление контент-плана/подключение сайта к CMS/верстка email-писем?
  • Ясно. Кстати, насчет планерок. Как часто они проходят?
  • То есть моим непосредственным начальником будет Backend-разработчик?
  • Я верно понял, что у вас нет дресс-кода?

Плохая речь, несистемность в ответах

То, что сразу отталкивает или раздражает того, кто вас собеседует:

  • тихая, невнятная, неточная речь;
  • слова-паразиты;
  • ответы на вопросы с долгими раздумьями;
  • ответы длиною в жизнь с постоянными отвлечениями.

Заранее подумайте, что скажете, когда вас попросят коротко рассказать о себе. Говорите больше о том, что связано с вашими компетенциями. Продумайте структуру ответов и ключевые мысли. Если вы говорите по телефону, ничто не мешает вам заранее набросать примерные ответы и держать их перед глазами.

Обман или неточная информация

Подготовьте честное резюме и давайте честные ответы на собеседовании. Не стоит приукрашать ваши компетенции.

Во-первых, реальные знания и опыт проявятся, когда вам предложат решить задачу. Например, копирайтеру могут предложить отработать то или иное возражение в тексте. Если вы даёте теоретические ответы на вопросы, связанные с вашим опытом, и не можете привести пример из практики, отказываетесь от решения кейса, то скорее всего вам откажут в должности.

Во-вторых, вас могут спросить, кто может подтвердить вашу профессиональность. Попросят рекомендации, контакты предыдущих работодателей или подробности реализованных проектов (скрины статистики, если вы настраиваете рекламу, или код, если вы программист). Обман выявить легче, чем кажется. Иногда он считывается просто по неуверенной речи и выражению лица.

Негативная жизненная позиция

Даже если вы хороший, опытный специалист, вас могут не взять из-за плохо развитого эмоционального интеллекта.

Скорее всего, вы не получите работу, если:

  • сваливаете все неудачи на других;
  • перебиваете;
  • ведёте себя надменно и высокомерно;
  • отказываетесь отвечать на вопросы;
  • плохо отзываетесь о предыдущих работодателях.

Это звоночек к тому, что вы не готовы идти на уступки и будете всё делать по-своему, значит, есть риск конфликтов = потеря продуктивности всей команды. Компании выгоднее взять более сговорчивого кандидата и обучить его самостоятельно.

«Почему вы ушли с предыдущего места работы?»

Плохо Хорошо

Босс бездельник, только и делал, что придирался, а сам ничего не понимает.

Ко мне никто не прислушивался, а я ведь профессионал.

Платили крохи, я достоин большего. Они меня не ценили, так что надеюсь, вы будете платить достаточно.

Я хотел бы больше зарабатывать, но мой начальник сказал, что сейчас компания не может себе этого позволить.

Мы сотрудничали только с местным бизнесом. Мне бы хотелось работать с более широкой аудиторией, как в ваших проектах.

Я хочу развиваться. На предыдущей работе у меня не было возможностей для карьерного роста. А в вашей вакансии я прочитал, что в перспективе могу стать директором по маркетингу.

Непродуманный внешний вид

Эта ошибка касается и тех, кто приходит на очное собеседование, и тех, кто говорит по видеосвязи. Одеждой сейчас никого не удивить, рамки дресс-кода размыты, особенно в digital, где приветствуется креативность. И все же, если вы идёте в офис, сразу после приглашения поинтересуйтесь, есть ли у них дресс-код. Если есть, то не игнорируйте его и оденьтесь по всем требованиям.

Если правил нет, оденьтесь во что-то нейтральное, без лишнего официоза. Например, девушка может выбрать однотонное платье длины миди и обувь на невысоком каблуке. Мужчина — брюки, средние между классикой и джинсами, рубашку без галстука и однотонные кеды. Это беспроигрышные варианты.

Те же советы подойдут для созвона. Даже если работодатель вас только слышит и не видит, всё равно постарайтесь переодеться к собеседованию. То, как вы выглядите, сильно влияет на уверенность в себе. Естественно, на пижаму и растянутую футболку — табу.

Памятка. Как подготовиться к собеседованию по аудио- или видеосвязи:

  • предупредите домашних, чтобы не беспокоили вас, нейтрализуйте детей бабушкой или няней;
  • если нет возможности созвониться дома, снимите переговорную в коворкинге;
  • проверьте аппаратуру, камеру и микрофон — все, что нужно для созвона;
  • поставьте рядом стакан с теплой водой, даже если не волнуетесь;
  • сделайте короткую зарядку, чтобы разогнать кровь, чувствовать себя бодрее и веселее;
  • сделайте элементарную разминку речевого аппарата, особенно если будете созваниваться утром;
  • подготовьте ручку и бумагу, чтобы делать записи (ноутбук не подойдёт, стук клавиатуры может отвлекать);
  • держите под рукой резюме и инфо о ваших кейсах.

Оставьте комментарий

Ваш комментарий:
Имя:
Email: