Профессия таргетолог появилась относительно недавно. Ещё 20–25 лет назад никто не знал про соцсети и таргетологов не существовало. Зато сейчас это одна из самых востребованных специальностей в интернете. Предприниматели готовы много платить хорошим специалистам: тем, кто разбирается в рекламе, эффективно использует бюджет и привлекает новых клиентов.
В этой статье расскажем, кто такой таргетолог, сколько зарабатывает и как им стать. Вы узнаете, насколько востребована профессия, какие её преимущества и недостатки.
Что такое таргетинг
Таргетинг (англ. target — цель) — это рекламный механизм, который помогает показать объявление только целевой аудитории.
Соцсети хранят огромный пул данных о миллионах пользователей: их предпочтениях, интересах, возрасте и т. д. Поэтому таргетированная реклама ― один из самых эффективных видов рекламы в интернете.
Кто такой таргетолог
Тагретолог — это специалист, который занимается настройкой и ведением таргетированной рекламы в соцсетях. Также он может разрабатывать концепции креативов и воплощать их.
Рекламный креатив — это макет, который может состоять из видео, аудио, картинки и текста. Его создают, чтобы привлечь внимание как можно большего числа целевых пользователей. Примеры креативов смотрите ниже в нашей статье.
Таргетированную рекламу можно настроить на пост или сторис, которые уже есть в аккаунте, или специально сделанный рекламный креатив.
В задачи таргетолога входят:
- анализ целевой аудитории,
- настройка рекламного кабинета,
- запуск и ведение рекламной кампании,
- анализ результатов работы.
Чем отличается от SMM-специалиста
SMM-менеджер — это специалист, который работает над продвижением аккаунта. Он создаёт стратегию продвижения и внедряет её.
Что ещё может делать SMM-щик:
- придумывать контент-план,
- писать тексты,
- обрабатывать фото и видео,
- общаться с подписчиками,
- ставить ТЗ исполнителям,
- настраивать таргет.
Таргетолог — это специалист, который занимается только рекламой. Он не ведёт профиль и не разрабатывает стратегию продвижения.
Подытожим. SMM-щик — это стратег, и таргет может быть частью его задач. Таргетолог специализируется только на рекламе и не строит общую стратегию продвижения аккаунта.
Сколько зарабатывает таргетолог
Зарплата таргетолога зависит от многих факторов: опыта, формата работы, масштаба проекта. Разберёмся, сколько получают таргетологи на фрилансе, в штате компании и в агентстве.
На фрилансе
Таргетолог-фрилансер сам регулирует величину своего дохода: он может взять несколько проектов или оказывать дополнительные услуги, например, вести консультации, запускать свои курсы.
Новичок получает от 5 000 ₽ за проект. После того как начинающий специалист наберётся опыта и найдёт постоянных клиентов, он может повысить цены.
Доход таргетолога на фрилансе зависит только от его расценок и желания работать. Некоторые специалисты берут от 20 000–30 000 ₽ за проект и выше, при этом работают с 5–6 заказчиками одновременно. Другие — по 10 000–15 000 ₽ за проект и работают с 1–3 заказчиками. Естественно, ежемесячный доход таких специалистов отличается.
В агентстве/In house
In-house таргетолог продвигает продукты и услуги только своей компании. Обычно он работает в крупных компаниях и получает фиксированную зарплату ― её размер зависит от опыта работы и навыков.
Таргетолог в агентстве ведёт проекты клиентов, которые обращаются в агентство. Обычно он работает над несколькими задачами одновременно. Он может получать фиксированную зарплату или брать оплату за каждый проект.
По данным hh.ru, начинающим таргетологам-стажёрам предлагают от 10 000–15 000 ₽ в месяц.
Начальная зарплата таргетолога по данным hh.ru
Более опытным таргетологам предлагают зарплату от 35 000–40 000 ₽.
Зарплата таргетолога с опытом работы 1–3 года по данным hh.ru
Специалистам с многолетним опытом работы в рекламе, навыками управленца и громкими кейсами предлагают зарплату от 200 000 ₽ в месяц.
Зарплата таргетолога с опытом работы более 6 лет по данным hh.ru
Перспективы профессии таргетолога и карьерный рост
Карьера в сфере рекламы зависит только от специалиста: что ему интересно, сколько времени он готов уделить обучению и развитию.
Карьера таргетолога в компании:
- помощник таргетолога или junior-таргетолог,
- middle-таргетолог,
- senior-таргетолог,
- руководитель отдела рекламы.
Карьера таргетолога на фрилансе:
- работа с небольшими компаниями и блогерами,
- сотрудничество с крупными клиентами,
- расширение компетенций до специалиста по интернет-рекламе.
Какие ещё перспективы есть у таргетолога:
- открыть своё агентство,
- уйти в смежные специальности ― консалтинг, контекстная реклама и т. д.,
- обучать новых таргетологов ― создать курс по таргету.
Обязанности и примеры работ таргетолога
Таргетолог — это узкий специалист, который работает только с рекламой. Поэтому у него есть вполне определённые обязанности.
1. Брифовать заказчика
Бриф — это документ с исходной информацией по проекту от заказчика. Там может быть информация о компании и продукте, её аудитории и конкурентах. Это ТЗ, с которым в дальнейшем будет работать таргетолог. Поэтому ему важно выяснить детали проекта на этапе брифа, чтобы не пришлось отвлекаться на это во время запуска рекламной кампании.
Брифинг можно провести с помощью формы опроса, файла с вопросами, на созвоне или в переписке.
Как может выглядеть бриф таргетолога и из каких вопросов он может состоять
2. Анализировать и сегментировать целевую аудиторию
Чтобы разрабатывать эффективные креативы, таргетолог должен разбираться в маркетинге хотя бы на базовом уровне и уметь анализировать целевую аудиторию клиента. Чем лучше таргетолог проанализирует и сегментирует ЦА, тем точнее он настроит объявление.
Пример сегментации целевой аудитории
3. Разрабатывать идеи креативов
Таргетолог может придумывать идеи креативов и ставить ТЗ дизайнеру, копирайтеру и видеомонтажёру. А может самостоятельно писать тексты и создавать макеты в графических редакторах.
Пример креатива
4. Настраивать рекламные кабинеты и запускать кампании
Таргетолог должен разбираться в технической части вопроса ― как работают рекламные кабинеты социальных сетей. Без этого он не сможет настроить и запустить рекламную кампанию.
Посмотрите нашу статью о настройке рекламы в фейсбуке*, чтобы разобраться в нюансах запуска рекламы в этой социальной сети.
Пример таблицы с показателями запущенной рекламной кампании из рекламного кабинета Фейсбука*
5. Анализировать показатели и формировать отчёты
Таргетологу важно уметь анализировать показатели кампаний, чтобы вовремя изменить настройки или отключить креатив и не сливать бюджет, если реклама плохо работает. Специалист должен уметь собирать данные в понятные отчёты и предоставлять их заказчику, который может не разбираться в таргете, но хочет контролировать процесс и свои деньги.
Пример отчёта таргетолога для клиента
Инструменты таргетолога
Основной инструмент начинающего таргетолога ― его голова. Для старта достаточно стратегического мышления, интеллектуальных карт, Google Документов и понимания того, как работают рекламные кабинеты.
Для более опытных таргетологов есть специальные программы, которые облегчают работу
- PowerAdSpy и AdSpy — инструменты для парсинга рекламных объявлений,
- Таргет Хантер и Церебро — инструменты для сбора баз потенциальных клиентов во вконтакте,
- Расширение Facebook* Pixel Helper,
- Campaign URL Builder, Генератор UTM от Tilda, формула CONCATENATE в Google Таблицах ― генераторы UTM-меток.
Что нужно знать и уметь
Расскажем о том, какие навыки нужны, чтобы успешно работать таргетолом.
Hard skills:
- анализ и сегментация целевой аудитории,
- настройка рекламных кабинетов,
- работа с сервисами аналитики ― Яндекс.Метрика и Google Analytics,
- анализ показателей кампаний,
- ведение отчётности,
- базовое владение графическими и видеоредакторами для создания креативов,
- базовые навыки копирайтинга,
- планирование бюджета.
Soft skills:
- общительность ― таргетологу нужно уметь общаться, чтобы доносить свои идеи до заказчиков и коллег;
- стрессоустойчивость ― заказчики переживают за результат работы и могут эмоционально реагировать на неудачную рекламу;
- обучаемость ― соцсети часто меняют правила проведения рекламных кампаний, аудитории быстро надоедает один и тот же подход к рекламе;
- ответственность ― тагетологу нужно уметь признавать ошибки и находить выход из ситуации;
- самостоятельность ― не всегда клиенты дают всю информацию, иногда таргетологу самому надо искать данные.
Плюсы и минусы профессии
Мы уже рассказывали, что компании нуждаются в услугах таргетологов и готовы за это неплохо платить. Но, прежде чем просматривать сайты с вакансиями, оцените все плюсы и минусы этой профессии.
Преимущества:
- потребность в хороших таргетологах растёт вместе с ростом соцсетей,
- можно работать удалённо,
- перспектива карьерного роста.
Недостатки:
- надо постоянно учиться, потому что соцсети быстро меняются,
- ненормированный рабочий график,
- надо много общаться с людьми, чтобы понимать их поведение и применять эти знания в работе,
- сложно найти работу без кейсов.
Как стать таргетологом
Чтобы работать таргетологом, нужно получить теоретические знания и начать их применять на практике. Вы можете это сделать самостоятельно или с помощью проверенных курсов по таргетингу из нашей подборки.
С помощью курсов
На курсах вы получите структурированный материал и под руководством куратора попробуете запустить свою первую рекламную кампанию, которую можно использовать как кейс при приёме на работу.
Книги по таргетированной рекламе
Если вы сторонник самостоятельного обучения, то рекомендуем прочитать книги из списка, прежде чем запускать рекламу в соцсетях.
Книги, чтобы освоить профессию таргетолога:
- Д. Румянцев, «Продвижение бизнеса в ВКонтакте. Системный подход» ― книга об инструментах, которые работают на долгосрочный результат для бизнеса.
- Р. Чалдини, «Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся» ― книга о поведении людей, о том, как они принимают решения.
- Д. Кот, «Продающие тексты. Модель для сборки» ― книга, которая поможет писать сильные офферы.
Книг, которые посвящены маркетингу и рекламе, гораздо больше, чем у нас в списке. Мы рассказали только о необходимых.
Что нужно знать новичку
Выше в статье мы рассказали, сколько компании готовы платить хорошим таргетологам и какие карьерные перспективы есть. Сейчас мы расскажем о старте новичка в профессии таргетолога.
Где найти клиентов и работу
Найти первый проект будет проще, если вы делали практические работы на курсе. Вы сможете составить портфолио и отправлять его при отклике. Если вы не знаете, как презентовать себя работодателю, прочитайте нашу статью о портфолио. Она ответит на большинство ваших вопросов о том, как оформить примеры работ.
Знакомые. Поговорите со своими друзьями, родственниками, подписчиками в соцсетях. Возможно, среди них есть ваш первый клиент. Постарайтесь рассказать как можно большему числу людей о том, что вы теперь таргетолог и ищете свой первый проект.
Биржи. Это специальные сайты, на которых компании или частные лица ищут исполнителей. Для новичка это может оказаться хорошим вариантом для наработки первого кейса.
- FL.ru,
- Work-zilla,
- Kwork,
- Upwork и т. д.
Соцсети. Число аккаунтов в соцсетях, которые нужно продвигать, увеличивается. Вы можете напрямую присылать своё коммерческое предложение блогерам или запустить таргет на продвижение своих услуг.
Порталы с вакансиями. Если вы решили, что хотите работать таргетологом в компании, то можете поискать вакансии на крупнейших агрегаторах: hh.ru, superjob.ru и т. д.
Группы, каналы и сообщества. Кроме порталов есть ещё телеграм-каналы, группы вконтакте и профили в инстаграме*, где ежедневно публикуются объявления.
Как и зачем таргетологу развивать личный бренд
Личный бренд — это то, как видят вас и вашу экспертность окружающие. Мы очень подробно разбирали личный бренд и его построение в нашей статье «Зачем нужен личный бренд и как его продвигать». Приведём главные мысли оттуда.
Раскрученный личный бренд полезен фрилансерам и наёмным сотрудникам.
Во-первых, вы сможете повышать цены. Чем больше людей о вас знает, тем выше спрос на ваши услуги и тем более крупных клиентов вы можете выбирать.
Во-вторых, если вы работаете в компании, то ей выгодно, чтобы у вас был хороший личный бренд. Например, в будущем это может помочь в привлечении новых сотрудников.
В-третьих, с личным брендом даже в найме не вы будете искать работу, а работа ― вас.
3 шага, чтобы развить личный бренд:
- стратегия ― определитесь, что и как вы будете транслировать своей аудитории,
- упаковка ― заведите страницу в соцсети, где есть ваша аудитория, создайте фирменный стиль, опубликуйте тексты и фото,
- продвижение ― закупите и настройте рекламу на свой блог, используйте бесплатные методы продвижения, посещайте профильные онлайн- и офлайн-мероприятия.
Ошибки начинающих таргетологов
Если вы только начинаете свою карьеру в таргетинге, будьте внимательны: таргетологи-новички часто совершают одни и те же ошибки, которые тормозят рост дохода и профессиональное развитие.
Типичные ошибки начинающих таргетологов:
- копирование креативов,
- нарушение закона о рекламе,
- страх лишний раз уточнить у клиента необходимую информацию,
- нарушение правил социальных сетей,
- попытки предсказать точный результат.
Стать специалистом по таргетированной рекламе относительно просто ― можно пройти специальные курсы или прочитать книги. Компании готовы много платить хорошим таргетологам, которые выполняют договоренности и приносят прибыль. Но, прежде чем стать высокооплачиваемым специалистом, надо потратить время и наработать кейсы.
* Facebook и Instagram — социальные сети, которые запрещены в РФ.