Хороший PR приносит компании лояльность клиентов и замечательную репутацию. А может, и пару тысяч лайков. Он создаёт коммуникационные стратегии и статьи для СМИ, выстраивает отношения с лидерами мнений и бережёт репутацию бренда.
В этой статье мы обсудим, кто такой PR-менеджер, а также расскажем о необходимых навыках, средней зарплате пиарщика и о том, как им стать.
Кто такой PR-менеджер
Аббревиатура PR происходит от английского словосочетания «public relations» — «связи с общественностью». PR-менеджер — это специалист, который создаёт и поддерживает благоприятный имидж компании, бренда или отдельного человека в глазах клиентов, общества и профессионального комьюнити.
Чтобы повлиять на репутацию компании в долгосрочной перспективе, PR-специалист готовит стратегию — совокупность разных шагов и инструментов. Выполняя эти шаги, PR-менеджер формирует позитивный образ продукта, компании или даже селебрити у потенциальных клиентов.
Герой фильма «Хэнкок» — пиарщик Рэй — разработал стратегию по улучшению имиджа бедового супергероя Хэнкока в исполнении Уилла Смита. Фото с сайта kinopoisk.ru
Действия пиарщика направлены на то, чтобы донести позитивную информацию о компании или продукте до общества через различные каналы коммуникации. Это, например:
- электронные и печатные СМИ,
- социальные сети,
- тематические площадки в интернете,
- email-рассылки,
- сайты,
- амбассадоры бренда,
- любые мероприятия (конференции, бизнес-завтраки, круглые столы, презентации).
Чем PR-менеджер отличается от маркетолога
PR иногда воспринимают как часть маркетинговой стратегии компании. Некоторые в принципе путают два эти понятия. Разберёмся, чем отличается работа маркетолога и работа специалиста по PR.
Допустим, перед компанией, которая запустила конструктор лендингов, стоит бизнес-цель — увеличить выручку на 20% за полгода. Из бизнес-цели вытекает маркетинговая цель — привлечь 800 новых пользователей, которые оформят платную подписку на сервис. В маркетинговую стратегию входит коммуникационная или PR-цель — улучшить узнаваемость бренда сервиса и вырастить аудиторию диджитал-площадок сервиса.
Маркетинг сфокусирован на продажах и охвате рынка. PR — на коммуникациях и имидже бренда. Маркетинг может влиять на продажи напрямую. Пиарщик же отвечает за репутацию компании, руководителя и продукта. Репутация, в свою очередь, может косвенно влиять на продажи.
Функции пиарщика и маркетолога могут пересекаться. Например, и тот и другой могут заниматься SERM или работать с отзывами — собирать их, публиковать и отрабатывать негатив. Отзывы формируют образ продукта в глазах потребителей (это область PR), но могут и стимулировать продажи (кухня маркетолога).
Интерфейс системы мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ Brand Analytics. С помощью него и маркетологи, и пиарщики ищут, что говорят о бренде и его конкурентах в соцсетях. Источник изображения: startpack.ru
Обязанности PR-менеджера
Небольшой пул компаний-гигантов может позволить иметь себе целый PR-отдел, где обязанности дифференцированы. В большинстве бизнесов пиарщик выполняет разнообразные задачи, он — «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
Главные задачи, которые выполняет PR-менеджер, — это выстраивать тёплые отношения между брендом и его целевой аудиторией и управлять репутацией бренда.
Чтобы решать эти задачи, PR-специалист ведёт работу в нескольких направлениях.
Повышает упоминаемость бренда в СМИ. Тем самым он повышает осведомлённость о компании среди своей ЦА и укрепляет экспертный статус компании.
Придумывает PR-кампании и реализует их. Креативные идеи пиарщика чаще всего ограничивает только бюджет. PR-кампанией может быть что угодно — и благотворительная ярмарка, и серия вирусных роликов, и коллаборация с блогерами, которые рассказывают о продукте в своих аккаунтах.
Составляет медиаплан. Пиарщик выбирает площадки для размещения информации о бренде, чтобы получить максимальный выхлоп.
Отрабатывает негатив. Собирать отзывы, анализировать их, отвечать на хорошие, разбираться с плохими, чтобы понимать, что ценят клиенты, а что мешает покупке — этим тоже занимается пиарщик.
Готовит контент. Пиарщик готовит информацию для любых внутренних и внешних площадок, от сайта компании до партнёрских публикаций.
Ещё PR-менеджер:
- готовит медиаплан;
- организовывает мероприятия (пресс-конференции, презентации, деловые мероприятия, благотворительные мероприятия);
- отвечает на вопросы СМИ и готовит для них материалы;
- обеспечивает присутствие компании в интернете;
- работает с блогерами;
- занимается мерчем компании.
PR-специалист в работе использует разные инструменты, например:
- база контактов журналистов,
- спецпроекты,
- инфлюенсеры,
- блог компании на сайте,
- таргетированная реклама,
- email-рассылки,
- спонсорство.
Необходимые личные качества
Ключевое понятие в работе пиарщика — коммуникации, то есть общение. PR-менеджер должен обладать достаточно сильными коммуникативными навыками, чтобы выстраивать отношения со СМИ, клиентами, партнёрами и коллегами. Кроме того, PR-специалисту пригодятся следующие навыки:
- умение находить общий язык с совершенно разными людьми,
- дипломатичность,
- высокая организованность,
- умение излагать свои мысли устно и письменно.
Также пиарщику будет полезен навык публичных выступлений.
Ниже приводим курсы по коммуникациям: они пригодятся, если вам нужно прокачаться в навыках делового общения и переговоров.
Зарплата PR-менеджера
В связях с общественностью довольно широкий диапазон зарплат. Размер заработка зависит от того, где работает специалист — в агентстве, в штате компании или на фрилансе. Также зарплата PR-менеджера может зависеть от размера компании. Если вы получили работу в крупной корпорации, вы можете отвечать за нескольких специалистов по связям с общественностью. Повысить зарплату также могут какие-то дополнительные обязанности или выполнение KPI, которые ставят перед пиарщиком.
По данным zarplan.com, на сентябрь 2022 года средняя зарплата* для PR менеджера в России составляет 76 488 ₽.
В Москве зарплата PR-менеджера колеблется примерно от 60 000 ₽ до 120 000 ₽ в разных компаниях.
Вакансии на сайте hh.ru для PR-специалистов в Москве
В регионах зарплата может начинаться с 30 000 ₽ и достигать 60 000–70 000 ₽.
Вакансии на сайте hh.ru для PR-специалистов в регионах
Плюсы и минусы профессии
PR-менеджер — это специальность, которая подойдёт не каждому, так как она требует отдачи, творческого подхода и устойчивости к стрессовым ситуациям. Но и плюсов немало.
Плюсы |
Минусы |
Творческая работа, где пригодится креативное мышление |
Высокая ответственность |
Работа, которая не даёт заскучать и подбрасывает новые задачи |
Необходимость «тушить пожары» |
Знакомства с новыми людьми |
Сложно измерить результаты работы |
Прокачивается множество навыков, которые также можно применить в работе SMM-щика, контент-менеджера и маркетолога |
|
PR-менеджер в digital и IT
Классический PR в последние годы претерпел изменения, в том числе благодаря растущей цифровизации и распространению соцсетей. Работа менеджера по связям с общественностью приобрела схожие черты с работой SMM-менеджера, контент-менеджера и интернет-маркетолога. Всё из-за универсальных инструментов.
Из-за этого на сайтах с вакансиями можно видеть должности смешанного типа. Например, «Маркетолог/PR-менеджер» или «Контент-менеджер (PR)».
«Смешанные» вакансии на hh.ru
PR-специалисты востребованы в IT- и digital-сферах. Студии разработки и маркетинговые агентства проводят ивенты для клиентов и сотрудничают с профильными СМИ. Также они проводят вебинары, организовывают активности в соцсетях и отрабатывают инфоповоды. Все эти задачи ложатся на плечи PR-менеджеров. Один из вариантов работы с медиа — писать статьи и отправлять площадкам готовые материалы. Так редакторы получают хороший контент, а технологические компании повышают свой статус эксперта и получают упоминания на популярных сайтах.
Во время самоизоляции IKEA запустила кампанию «Будет лучше дома», в которой рассказывала, как важно оставаться дома, и делилась идеями, как обустроить свой дом в период самоизоляции. Источник фото: inmyroom.ru
Где учиться на PR-менеджера
Чтобы стать PR-менеджером, можно поступить в университет на факультет рекламы, журналистики или филологии. Поскольку PR-специалисты используют знания и инструменты из множества сфер, во время учёбы они изучают разнообразные дисциплины, например, социологию, психологию, историю и даже лингвистику.
Примеры специальностей в российских вузах, где можно изучать PR:
- «Реклама и связи с общественностью» в Московском техническом университете связи и информатики;
- «Диджитал реклама и связи с общественностью» в Институте общественных наук РАНХиГС;
- «Реклама и связи с общественностью» в Уральском федеральном университете;
- «Реклама и связи с общественностью» в бизнесе в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете;
- «Реклама и связи с общественностью в политике и коммерции» в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете;
- «Реклама и связи с общественностью» в Тамбовском государственном университете.
Работодатели приветствуют, когда у соискателя есть диплом о высшем профильном образовании. Но, если вы закончили какую-то другую специальность, это не страшно. В конечном счёте зарплата PR-менеджера зависит от его навыков и опыта, а их получают уже во время работы.
Ещё один способ войти в профессию, причём быстрее, чем после вуза — это пройти качественные курсы. За 6–8 месяцев можно научиться выстраивать положительный имидж продукта и прорабатывать коммуникации между брендом и СМИ, блогерами.
Серьёзное преимущество курсов на крупных образовательных платформах — это обучение, где преобладает практика и изучение реальных кейсов. PR-специалисту необходимо быть в курсе трендов и использовать актуальные инструменты. На онлайн-курсах студенты изучают актуальные материалы по SMM, созданию контента digital-инструментам и работе с инфлюенсерами, а не устаревшие примеры и голую теорию.
Где работают PR-менеджеры
Пиарщики востребованы везде, где нужно выстраивать отношения с клиентами и где важна репутация компании и имидж бренда. Вот ниши, где PR-менеджер может «приложить руку» и принести пользу:
- IT-компании;
- интернет-магазины и торговые сети;
- производственные предприятия;
- HoReCa (отели, рестораны, бары и т. д.);
- сфера услуг;
- образовательные учреждения;
- стартапы;
- некоммерческие организации;
- государственные учреждения (GR — Government Relations).
** Instagram входит в состав Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.