Разнообразные данные льются на маркетологов, аналитиков и менеджеров как из рога изобилия. Чтобы не блуждать в темноте и ясно понимать, что происходит в бизнесе, специалистам приходится учиться работать с большими массивами информации. Причём то, что раньше было специфическим навыком узких специалистов, сейчас мастхэв и для сисадмина, и для начальника отдела продаж, и для менеджера зоомагазина.
В исходном виде пользоваться огромными объёмами информации попросту неудобно. Здесь и помогают дашборды: с ними удобнее показывать и анализировать информацию. Рассказываем простыми словами, что такое дашборды, как они могут упростить работу и в каких программах их можно делать.
Что такое дашборд
Дашборд (с англ. dashboard дословно переводится как «панель управления», «приборная доска») в изначальном смысле — это любая панель, на которой отображаются какие-то данные и их изменения в реальном времени.
Простые варианты дашбордов в повседневной жизни — экран фитнес-браслета, приборная панель автомобиля и даже интерфейс популярных приложений для беременных, где можно посмотреть срок, вес и размер плода.
В IT и digital-сфере дашборд — это онлайн-пространство, где информация из разных источников отображается на одном экране в виде удобных графиков, таблиц и диаграмм.
Пример дашборда. Источник: сайт sendpulse.com
Информация на дашборде должна быть подобрана и визуализирована так, чтобы её было легко понять и интерпретировать. SEO-шники, маркетологи и проджекты анализируют данные, выведенные на дашборд, и могут эффективнее делать свою повседневную работу. Ещё анализ данных на дашбордах помогает руководителям принимать стратегические решения для развития бизнеса.
Например, веб-аналитик интернет-магазина отслеживает, сколько людей заходят на сайт, откуда они пришли, сколько времени провели на сайте и какими устройствами пользовались. Все эти данные специалист видит в виде графиков и диаграмм в дашборде — Яндекс Метрике. С помощью информации от веб-аналитика разработчики допиливают сайт, а маркетологи корректируют стратегию продвижения. Пытаться развивать сайт и планировать продвижение без анализа этой информации — всё равно что рисовать картину с завязанными глазами.
Интерфейс Яндекс Метрики. Источник: сайт likeni.ru
Чем дашборд отличается от отчёта и инфографики
Дашборд — это и есть своеобразный отчёт, так как в нём собраны важные цифры и статистика по какой-то теме. Разница в том, что дашборд — это динамическая форма отчёта. Глядя на дашборд, можно отслеживать изменения показателей в реальном времени, как, например, это делают биржевые трейдеры через интерфейс торговых платформ. А классический отчёт — всё-таки статичная форма подачи информации.
Инфографика тоже визуализирует данные, но этим её возможности и ограничиваются. Дашборды же не только показывают в удобном виде разную информацию, но и позволяют мониторить и анализировать данные в их самом актуальном состоянии. Дашборд помогает найти ответы на важные для аналитика вопросы, выявить слабые места бизнеса и построить прогнозы.
Виды дашбордов
Существует условное деление дашбордов на виды в зависимости от цели их использования. Рассмотрим подробнее типы дашбордов.
Стратегические. Ими пользуются, когда анализируют бизнес в целом и его ключевые показатели. Руководители команд и владельцы бизнеса с помощью дашбордов видят картину того, как достигаются основные цели, и могут выстраивать долгосрочную стратегию для увеличения прибыли.
Аналитические. Регулярные отчёты по определённым показателям. Их анализ позволяет увидеть тенденции и конкретные проблемы, а затем быстро скорректировать работу. Например, аналитик маркетплейса может увидеть на дашборде тенденцию падения среднего чека в категории «Детские товары» и вовремя сообщить руководителю, чтобы исправить проблему.
Операционные. Такие дашборды помогают отдельным специалистам отслеживать актуальные данные по текущим процессам. Один из примеров таких отчётов — график посещаемости сайта в Google Analytics.
Зачем нужны дашборды
Тысячи аналитиков и маркетологов неслучайно ежедневно пользуются дашбордами. С помощью этого инструмента они:
- наглядно и ёмко визуализируют результаты анализа данных;
- видят динамику процессов и могут быстро выявить проблемные места;
- отслеживают ключевые показатели бизнеса;
- выявляют взаимосвязи и тенденции.
На самом деле, работать с информацией можно как угодно: вносить данные в таблицу Excel или собирать распечатки в кожаную папку. Но дашборды уже зарекомендовали себя как удобный способ визуализации и анализа. Вот их важные преимущества.
Всё на одном экране. Важные данные выведены в одно визуальное пространство: не нужно листать презентацию или переключать страницы интерфейса. Всё уже и так перед глазами.
Динамика. Информация о поставках на текущий момент или данные по сезонным продажам — интерактивная «доска» позволяет отслеживать актуальную информацию.
Оперативность. От взгляда специалиста не ускользнёт, что просели продажи по какой-то категории или висит слишком много заявок о проблемах в работе системы от пользователей.
Дашборд — рабочий инструмент профессионалов, которые рулят большими объёмами информации. Расскажем, каким специалистам они облегчают повседневную работу.
Аналитику
Чаще всего создают и пользуются дашбордами именно аналитики. Они обрабатывают большие объёмы данных и предоставляют их в виде понятного дашборда коллегам-заказчикам — проектным менеджерам, маркетологам, HR-специалистам или руководителям.
Маркетологу
Специалисты по продвижению визуализируют маркетинговые данные, мониторят трафик на сайт, оценивают, насколько эффективна рекламная кампания, и работают в Яндекс Метрике. Маркетологи пользуются дашбордами, чтобы вывести ключевые KPI, прогнозы количества лидов, статистику по посетителям сайта и т. д.
Руководителю
Дашборд поможет управленцу оперативно оценить состояние ключевых показателей и принимать управленческие решения. Руководители — это основные заказчики стратегических дашбордов.
SEO-специалисту
Специалисты по поисковому продвижению обычно работают с набором сервисов, отчётов и инструментов. Процесс упрощается, если есть сводный отчёт, куда подтягиваются самые важные параметры и показатели. Например, в Google Analytics, кроме стандартных отчётов, можно настроить также сводки (дашборды) только с наиболее важными данными.
Как создать дашборд для пользы, а не для галочки
Перед тем как начать создавать дизайн и содержимое для дашборда, нужно ответить на несколько вопросов:
- кто будет пользователем дашборда?
- какие данные нужны заказчику?
- что эта информация даст заинтересованному лицу?
- как часто им будут пользоваться?
- в каком виде он будет востребован (веб-версия, мобильная версия, в распечатанном виде)?
Ответы на эти вопросы помогут понять, нужен ли вам в принципе дашборд и каким он будет. При создании панели важно соблюдать несколько принципов.
Подавайте информацию максимально просто и наглядно. Возможно, вам придётся поэкспериментировать и попробовать разные варианты визуализации, прежде чем вы найдёте подходящий.
Оставляйте только самое важное. Избегайте перегруженных деталями отчётов.
Показатели, которые обычно сопоставляют, располагайте рядом. Данные, относящиеся к одной теме, лучше сгруппировать. Так смотрящему на дашборд будет проще анализировать отчёт.
Не гонитесь за красотой. Важнее, чтобы ваш отчёт отображал самые важные показатели и их изменения.
Используйте диаграммы, таблицы, схемы и инфографики. Так нагляднее.
В каких сервисах можно создать дашборды
Рассмотрим несколько инструментов, где можно создавать дашборды для ваших целей.
Tableau
Популярная программа для интерактивной визуализации данных и бизнес-аналитики. Сервис подходит для больших объёмов данных, которыми оперируют крупные компании. С его помощью можно делать интерактивные дашборды с аналитикой. Программа подтягивает данные из Windows Azure, DB2, SQL Server, Oracle, CSV, Excel и других источников.
Дашборд в Tableau. Источник: сайт windsor.ai
Стоимость: от 70 $/мес.
Плюсы:
- обрабатывает данные любого формата — от Excel до Oracle;
- не требует долгого внедрения и обучения;
- интуитивно понятный интерфейс;
- много вариантов визуализации;
- есть мобильная и десктопная версии.
Минусы:
- высокая цена;
- для построения сложных отчётов может потребоваться участие IT-специалистов.
Power BI
Это комплекс инструментов для бизнес-аналитики и визуализации данных. Позволяет подключаться к источникам данных, визуализировать их и предоставлять доступ к результатам. Включает в себя десктопное приложение для Microsoft Windows, службу Power BI (веб-служба SaaS) и мобильное приложение Power BI. Сервис является nocode-инструментом, то есть работать в нём можно, перетаскивая элементы курсором.
Дашборд в Power BI. Источник: сайт docs.microsoft.com
Стоимость: от 10 $/мес.
Плюсы:
- гибкая ценовая политика;
- не требует сложного обучения;
- много вариантов визуализаций;
- есть мобильная и десктопная версии;
- есть русскоязычная поддержка.
Минусы:
- не работает на MacOS;
- часть функций есть только в дорогих тарифах;
- есть ограничения по объёмам загружаемых данных.
Excel и Google Таблицы
Эти программы вполне подходят для создания простых дашбордов. Они позволяют собирать данные, работать с формулами и сводными таблицами и показывать данные в виде графиков и диаграмм. В Google Таблицах даже есть готовые шаблоны для визуализаций.
Дашборд в Google Таблицах. Источник: сайт actiondesk.io
Стоимость: Google Таблицы бесплатно, Excel входит в пакет Microsoft Office.
Плюсы:
- бесплатные;
- простые в освоении;
- можно поделиться по ссылке, в Google Таблицах возможна совместная работа.
Минусы:
- подходят только для простых визуализаций;
- может потребоваться знание формул.
Дашборд — удобный инструмент для анализа данных, который подойдёт и аналитику, и проектному менеджеру и поможет делать понятные и актуальные отчёты. Скил строить дашборды может упростить вашу работу и повысить вашу ценность как специалиста.