Скидки на курсы ждут в личном кабинете. Нажмите тут

Что такое дашборд и в каких программах его создать

Что такое дашборд и в каких программах его создать
Екатерина Садчикова
часы голубые
11 мин.

Разнообразные данные льются на маркетологов, аналитиков и менеджеров как из рога изобилия. Чтобы не блуждать в темноте и ясно понимать, что происходит в бизнесе, специалистам приходится учиться работать с большими массивами информации. Причём то, что раньше было специфическим навыком узких специалистов, сейчас мастхэв и для сисадмина, и для начальника отдела продаж, и для менеджера зоомагазина.

В исходном виде пользоваться огромными объёмами информации попросту неудобно. Здесь и помогают дашборды: с ними удобнее показывать и анализировать информацию. Рассказываем простыми словами, что такое дашборды, как они могут упростить работу и в каких программах их можно делать.

Что такое дашборд

Дашборд (с англ. dashboard дословно переводится как «панель управления», «приборная доска») в изначальном смысле — это любая панель, на которой отображаются какие-то данные и их изменения в реальном времени.

Простые варианты дашбордов в повседневной жизни — экран фитнес-браслета, приборная панель автомобиля и даже интерфейс популярных приложений для беременных, где можно посмотреть срок, вес и размер плода.

В IT и digital-сфере дашборд — это онлайн-пространство, где информация из разных источников отображается на одном экране в виде удобных графиков, таблиц и диаграмм.

Пример дашборда

Пример дашборда. Источник: сайт sendpulse.com

Информация на дашборде должна быть подобрана и визуализирована так, чтобы её было легко понять и интерпретировать. SEO-шники, маркетологи и проджекты анализируют данные, выведенные на дашборд, и могут эффективнее делать свою повседневную работу. Ещё анализ данных на дашбордах помогает руководителям принимать стратегические решения для развития бизнеса.

Например, веб-аналитик интернет-магазина отслеживает, сколько людей заходят на сайт, откуда они пришли, сколько времени провели на сайте и какими устройствами пользовались. Все эти данные специалист видит в виде графиков и диаграмм в дашборде — Яндекс Метрике. С помощью информации от веб-аналитика разработчики допиливают сайт, а маркетологи корректируют стратегию продвижения. Пытаться развивать сайт и планировать продвижение без анализа этой информации — всё равно что рисовать картину с завязанными глазами.

Интерфейс «Яндекс Метрики»

Интерфейс Яндекс Метрики. Источник: сайт likeni.ru

Чем дашборд отличается от отчёта и инфографики

Дашборд — это и есть своеобразный отчёт, так как в нём собраны важные цифры и статистика по какой-то теме. Разница в том, что дашборд — это динамическая форма отчёта. Глядя на дашборд, можно отслеживать изменения показателей в реальном времени, как, например, это делают биржевые трейдеры через интерфейс торговых платформ. А классический отчёт — всё-таки статичная форма подачи информации.

Инфографика тоже визуализирует данные, но этим её возможности и ограничиваются. Дашборды же не только показывают в удобном виде разную информацию, но и позволяют мониторить и анализировать данные в их самом актуальном состоянии. Дашборд помогает найти ответы на важные для аналитика вопросы, выявить слабые места бизнеса и построить прогнозы.

Виды дашбордов

Существует условное деление дашбордов на виды в зависимости от цели их использования. Рассмотрим подробнее типы дашбордов.

Стратегические. Ими пользуются, когда анализируют бизнес в целом и его ключевые показатели. Руководители команд и владельцы бизнеса с помощью дашбордов видят картину того, как достигаются основные цели, и могут выстраивать долгосрочную стратегию для увеличения прибыли.

Аналитические. Регулярные отчёты по определённым показателям. Их анализ позволяет увидеть тенденции и конкретные проблемы, а затем быстро скорректировать работу. Например, аналитик маркетплейса может увидеть на дашборде тенденцию падения среднего чека в категории «Детские товары» и вовремя сообщить руководителю, чтобы исправить проблему.

Операционные. Такие дашборды помогают отдельным специалистам отслеживать актуальные данные по текущим процессам. Один из примеров таких отчётов — график посещаемости сайта в Google Analytics.

Зачем нужны дашборды

Тысячи аналитиков и маркетологов неслучайно ежедневно пользуются дашбордами. С помощью этого инструмента они:

  • наглядно и ёмко визуализируют результаты анализа данных;
  • видят динамику процессов и могут быстро выявить проблемные места;
  • отслеживают ключевые показатели бизнеса;
  • выявляют взаимосвязи и тенденции.

На самом деле, работать с информацией можно как угодно: вносить данные в таблицу Excel или собирать распечатки в кожаную папку. Но дашборды уже зарекомендовали себя как удобный способ визуализации и анализа. Вот их важные преимущества.

Всё на одном экране. Важные данные выведены в одно визуальное пространство: не нужно листать презентацию или переключать страницы интерфейса. Всё уже и так перед глазами.

Динамика. Информация о поставках на текущий момент или данные по сезонным продажам — интерактивная «доска» позволяет отслеживать актуальную информацию.

Оперативность. От взгляда специалиста не ускользнёт, что просели продажи по какой-то категории или висит слишком много заявок о проблемах в работе системы от пользователей.

Евгений
Аналитик компании Netcracker
Цитата
«На дашборды можно вывести много полезной информации в понятном виде. Хотите курсы нескольких валют? Пожалуйста. Хотите видеть долю доллара в мировой торговле? Вот график. Хотите в форме пайчарта (круговая диаграмма)? Пожалуйста. Сводную таблицу, сколько у вас в компании сделок в каких валютах? Так тоже можно. И вся эта информация будет на одной странице, никуда не надо переходить, не надо выгружать отчеты в Excel, строить там графики. Информация будет всегда актуальной. Просто открываешь ссылку и сразу видишь всё, что тебе нужно».

Дашборд — рабочий инструмент профессионалов, которые рулят большими объёмами информации. Расскажем, каким специалистам они облегчают повседневную работу.

Аналитику

Чаще всего создают и пользуются дашбордами именно аналитики. Они обрабатывают большие объёмы данных и предоставляют их в виде понятного дашборда коллегам-заказчикам — проектным менеджерам, маркетологам, HR-специалистам или руководителям.

Маркетологу

Специалисты по продвижению визуализируют маркетинговые данные, мониторят трафик на сайт, оценивают, насколько эффективна рекламная кампания, и работают в Яндекс Метрике. Маркетологи пользуются дашбордами, чтобы вывести ключевые KPI, прогнозы количества лидов, статистику по посетителям сайта и т. д.

Руководителю

Дашборд поможет управленцу оперативно оценить состояние ключевых показателей и принимать управленческие решения. Руководители — это основные заказчики стратегических дашбордов.

SEO-специалисту

Специалисты по поисковому продвижению обычно работают с набором сервисов, отчётов и инструментов. Процесс упрощается, если есть сводный отчёт, куда подтягиваются самые важные параметры и показатели. Например, в Google Analytics, кроме стандартных отчётов, можно настроить также сводки (дашборды) только с наиболее важными данными.

Как создать дашборд для пользы, а не для галочки

Перед тем как начать создавать дизайн и содержимое для дашборда, нужно ответить на несколько вопросов:

  • кто будет пользователем дашборда?
  • какие данные нужны заказчику?
  • что эта информация даст заинтересованному лицу?
  • как часто им будут пользоваться?
  • в каком виде он будет востребован (веб-версия, мобильная версия, в распечатанном виде)?

Ответы на эти вопросы помогут понять, нужен ли вам в принципе дашборд и каким он будет. При создании панели важно соблюдать несколько принципов.

Подавайте информацию максимально просто и наглядно. Возможно, вам придётся поэкспериментировать и попробовать разные варианты визуализации, прежде чем вы найдёте подходящий.

Оставляйте только самое важное. Избегайте перегруженных деталями отчётов.

Показатели, которые обычно сопоставляют, располагайте рядом. Данные, относящиеся к одной теме, лучше сгруппировать. Так смотрящему на дашборд будет проще анализировать отчёт.

Не гонитесь за красотой. Важнее, чтобы ваш отчёт отображал самые важные показатели и их изменения.

Используйте диаграммы, таблицы, схемы и инфографики. Так нагляднее.

В каких сервисах можно создать дашборды

Рассмотрим несколько инструментов, где можно создавать дашборды для ваших целей.

Tableau

Популярная программа для интерактивной визуализации данных и бизнес-аналитики. Сервис подходит для больших объёмов данных, которыми оперируют крупные компании. С его помощью можно делать интерактивные дашборды с аналитикой. Программа подтягивает данные из Windows Azure, DB2, SQL Server, Oracle, CSV, Excel и других источников.

Дашборд в Tableau

Дашборд в Tableau. Источник: сайт windsor.ai

Стоимость: от 70 $/мес.

Плюсы:

  • обрабатывает данные любого формата — от Excel до Oracle;
  • не требует долгого внедрения и обучения;
  • интуитивно понятный интерфейс;
  • много вариантов визуализации;
  • есть мобильная и десктопная версии.

Минусы:

  • высокая цена;
  • для построения сложных отчётов может потребоваться участие IT-специалистов.

Power BI

Это комплекс инструментов для бизнес-аналитики и визуализации данных. Позволяет подключаться к источникам данных, визуализировать их и предоставлять доступ к результатам. Включает в себя десктопное приложение для Microsoft Windows, службу Power BI (веб-служба SaaS) и мобильное приложение Power BI. Сервис является nocode-инструментом, то есть работать в нём можно, перетаскивая элементы курсором.

Дашборд в Power BI

Дашборд в Power BI. Источник: сайт docs.microsoft.com

Стоимость: от 10 $/мес.

Плюсы:

  • гибкая ценовая политика;
  • не требует сложного обучения;
  • много вариантов визуализаций;
  • есть мобильная и десктопная версии;
  • есть русскоязычная поддержка.

Минусы:

  • не работает на MacOS;
  • часть функций есть только в дорогих тарифах;
  • есть ограничения по объёмам загружаемых данных.

Excel и Google Таблицы

Эти программы вполне подходят для создания простых дашбордов. Они позволяют собирать данные, работать с формулами и сводными таблицами и показывать данные в виде графиков и диаграмм. В Google Таблицах даже есть готовые шаблоны для визуализаций.

Дашборд в Google Таблицах

Дашборд в Google Таблицах. Источник: сайт actiondesk.io

Стоимость: Google Таблицы бесплатно, Excel входит в пакет Microsoft Office.

Плюсы:

  • бесплатные;
  • простые в освоении;
  • можно поделиться по ссылке, в Google Таблицах возможна совместная работа.

Минусы:

  • подходят только для простых визуализаций;
  • может потребоваться знание формул.

Дашборд — удобный инструмент для анализа данных, который подойдёт и аналитику, и проектному менеджеру и поможет делать понятные и актуальные отчёты. Скил строить дашборды может упростить вашу работу и повысить вашу ценность как специалиста.

Понравился материал?

Оставьте комментарий

Ваш комментарий:
Имя:
Email: