Чтобы идея стала частью реальности, нужно, чтобы она была жизнеспособна. Рискованно делать полноценный продукт, не зная, нужен ли он потенциальным клиентам. Чтобы не вкладывать силы в разработку бесперспективных идей, стартапы создают MVP. Разберёмся, что такое MVP, чем он отличается от прототипа и как его создают.
Что такое MVP
MVP (Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт) — это созданная с минимальными усилиями команды версия продукта, которая при этом уже решает проблему клиента. На этом этапе у продукта минимум функций, только самые главные. Все дополнительные фичи появляются позже.
Термин в основном применяют в IT-сообществе, поскольку концепция MVP имеет наибольшее значение именно для технологических продуктов. Какой смысл тратить время и ресурсы разработчиков, сделать идеальный продукт и на стадии продаж понять, что аудитории, на которую вы рассчитывали, он не нужен? Или, например, в продукте нет функции, которая критична для вашего клиента.
Гораздо разумнее как можно быстрее и с наименьшими затратами сделать первую рабочую версию продукта, пусть примитивную, которая будет выполнять основную задачу. Сразу запустить её и начать тестировать, собирать обратную связь от людей, их отзывы. А возможно и быстро получить инвестиции на развитие проекта. Если идея в целом рабочая и востребованная, уже на первую версию продукта аудитория откликнется.
Таким образом, MVP:
- экономит деньги на разработку полноценного продукта;
- определяет, есть ли у продукта потенциал для успеха;
- помогает собрать отзывы;
- может привлечь инвестиции.
MVP продукта проверяет потребность аудитории и рынка, а если её нет, позволяет скорректировать продукт или отказаться от идеи до того, как будут потрачены значительные время и деньги.
Всё остальное — дополнительный функции, интерфейс, дизайн и прочее — можно дорабатывать в процессе. Когда вы будете точно знать, что ваша разработка жизнеспособна.
MVP помогает понять:
- нуждается ли кто-то в продукте, который вы делаете;
- готова ли аудитория платить за вашу разработку.
Важный момент — продукт на стадии MVP уже должен решать проблему клиента.
Главная задача дома — дать место для жилья. Фундамент без стен не выполняет эту задачу. А дом без окон, хоть и примитивен, — выполняет. Это и есть MVP.
Примеры MVP: с чего начинались ваши любимые продукты
Серьёзные проекты часто начинались с малого. Эффективно создавать что-то сложное можно и небольшими шагами. А лучшие практики успешных MVP продукта это доказывают.
Эта социальная сеть появилась как приложение для использования внутри компании. Это было что-то вроде SMS-сервиса для переписки с небольшой группой людей, платформа, которая позволяла её создателю обмениваться с друзьями короткими сообщениями. В 2021 году в Twitter было 186 млн пользователей по всему миру, и он приносил владельцам около 3,5 млрд $ годового дохода.
Предварительный эскиз «Твиттера» на бумаге (тогда под названием stat.us). Источник: commons.wikimedia.org
Dropbox
Этот сервис для хранения файлов — сейчас одна из ведущих облачных платформ в мире. Но в самом начале, на стадии MVP, продуктом было видео, которое описывало концепцию, как будет работать Dropbox. За одну ночь после публикации видео у Dropbox появилось 70 000 пользователей. Шесть месяцев спустя, когда проект запустился, у него было 100 000 пользователей. В 2021 году у сервиса было 700 млн пользователей. Годовой доход Dropbox в 2021 году составлял около 2,11 млрд $.
Uber
MVP продукта компании Uber под названием UberCab изначально работал только на iPhone и был доступен лишь в Сан-Франциско. Водители Uber тогда могли пользоваться лишь автомобилями представительского класса. Запустив проект, предприниматели увидели риски, проанализировали рынок и разработали более продуктивное приложение. В 2012 году Uber объявил о планах расширения функциональных возможностей приложения, после чего компания стала такой, какой мы её знаем. В 2020 году выручка Uber составила 11,4 млрд $.
Amazon
Изначально концепция Amazon заключалась в онлайн-продаже книг. Сайт был минималистичным, с основными опциями, достаточными, чтобы показать востребованность электронной коммерции. Только за 2020 год платформа Amazon получила доход в размере 386,1 млрд $.
Интерфейс сайта Amazone в 1995 году. Источник: bloomberg.com
Изначально WhatsApp не задумывался как приложение для обмена сообщениями. Идея была в том, чтобы сделать приложение, которое бы показывало интерактивные статусы людей из телефонной книги, например: «разговаривает по телефону», «разрядился аккумулятор» или «в спортзале». Функции обмена сообщениями вообще не было в первой версии, её добавили позже.
Чем MVP отличается от прототипа и PoС
Понятия MVP, прототип и PoC возникают в контексте разработки нового продукта, но отличаются друг от друга. Разберемся подробнее, в чём разница между ними.
Некоторые рассматривают PoC, прототип и MVP как этапы в жизненном цикле продукта. Источник изображения: appinventiv.com, перевод: Digital Academy
PoC (или Proof of Concept, «доказательство правильности концепции») — это результаты технического анализа, маркетинговых исследований и анализа того, как аудитория восприняла анонс продукта. PoC необходимо, когда продукт требует сложной разработки. Оно позволяет понять, получится ли уложиться в бюджет и сроки, хватит ли технических ресурсов. PoC — это теоретические выкладки, стадия подготовки PoC возникает до начала процесса разработки.
Прототипу в отличие от MVP не нужно доказывать, что продукт востребован на реальном рынке, и собирать обратную связь. Он демонстрирует саму возможность реализовать техническую идею. Поэтому прототип может быть «сырым» и недоработанным. Он помогает понять, как будет работать программа или приложение, насколько будет удобно ими пользоваться и какие функции необходимо добавить.
MVP же не может быть недоделанным. Да, у него может быть минимум функций, но те, что есть, должны удовлетворять потребителя. MVP — это практическая реализация идей и вывод их на рынок.
|
PoC |
Прототип |
MVP |
На какой вопрос отвечает |
Наша идея технически реализуема? У нас есть ресурсы для неё? |
Как продукт будет выглядеть и как им будут пользоваться? |
Будет ли наш продукт жизнеспособен? |
Цель |
Понять, осуществима ли идея технически и с точки зрения бизнес-модели |
Визуализировать продукт и показать его заинтересованным сторонам |
Представить сокращённую, но функциональную версию продукта, которая может быть запущена на рынок |
Для кого разрабатывается |
Для команды |
Для инвесторов |
Для клиентов и инвесторов |
Как монетизировать |
Не монетизируется |
Может принести инвестиции |
Можно продать ранним пользователям |
Типы MVP
Если вы уже готовы создать MVP, нужно понимать, что есть несколько основных типов минимального жизнеспособного продукта. В зависимости от ваших требований можно выбрать подходящий.
Разрозненный MVP
Идея разрозненного или поэтапного MVP состоит в том, чтобы создавать его по частям, используя уже существующие инструменты и решения. Это разумный подход, так как, объединяя компоненты из разных источников, можно обеспечить функциональность первой базовой версии. Известный пример такого MVP — это Groupon (торговая площадка для акционных предложений магазинов, турфирм, организаторов мероприятий, локального бизнеса, российский аналог — Biglion). Проект начинался как блог на WordPress. Groupon отправлял клиентам PDF-версии купленных ими купонов по электронной почте. Все дополнительные функции были добавлены создателями позже.
MVP-консьерж
В этом случае создатели продукта вручную предоставляют услуги клиентам. Концепция подходит для онлайн-сервисов, которые должны автоматизировать процессы клиента. Чтобы проверить востребованность идеи, услугу сначала оказывают люди. В процессе общения с клиентами становится понятно, нужен ли будет продукт, сколько готовы платить клиенты и какие функции для них критичны. Так рождаются новые идеи и стартаперы знакомятся ближе со своей аудиторией.
Волшебник страны Оз
Метод похож на MVP-консьерж, но тут клиент не знает, что за техническим продуктом стоит ручной труд. Продукт ещё не доделан, но демонстрируется клиентам как уже готовый к работе. Так проверяется концепция и востребованность разработки. Например, бизнес Amazon, как мы уже упоминали, начинался с продажи книг. Своих складских запасов у компании не было, заказанные книги покупали прямо у дистрибьютора и отправляли клиентам.
Демонстрационное видео
Видео — это хороший способ показать потенциал идеи без прямого взаимодействия с пользователем. Такой подход позволит продемонстрировать дизайн и функциональность, не углубляясь в процесс разработки и не используя серьезные ресурсы. Этот вид MVP лучше подходит для онлайн-сервисов и цифровых продуктов.
Как создать MVP: главные этапы
Разберём пошагово, как проверить вашу идею и превратить её в готовый продукт, учитывая потребности бизнеса и требования клиентов.
Вопросы, которые нужно разобрать в начале
На предварительном этапе согласовывают основные принципы создания MVP. В этом процессе должна участвовать вся команда, занятая в разработке продукта. Ключевую роль в обсуждении обычно играет продакт-менеджер. Прежде всего рассматривают следующие моменты.
Как затратить минимум времени и сил. Самое важное тут — найти баланс, при котором минимальная функциональность продукта даст клиенту максимальную ценность.
Как целевая аудитория сможет дать обратную связь. Первые пользователи дадут вам бесценную информацию о вашей разработке. Так вы поймете, что в нём можно улучшить. Например, до выпуска Instagram* в приложении было много фильтров, а после получения первых отзывов их количество сократили до 11, что сделало приложение проще в использовании и стало одной из причин успеха.
Как первые клиенты смогут купить ваш продукт и как вы будете его продвигать. Заранее определите площадки для продажи и каналы продвижения. Возможно, вы начнёте предпродажу на Kickstarter или Boomstarter (краудфандинговые площадки) и таким образом соберете средства на доработку вашего мобильного приложения или игры.
Затем приступайте к поэтапному созданию MVP.
Иногда продукт проходит долгий путь:) Источник: Telegram-канал Максима Спиридонова
1. Определите проблему, которую решает MVP
Когда вы убедились в общем видении проекта командой, можно перейти к формулированию главной задачи. Для создания MVP вашей программы или приложения нужно определить, какую потребность потенциальной аудитории закрывает ваш продукт или услуга. И чем точнее будет сформулирована основная задача проекта, тем эффективнее будет MVP.
2. Найдите свою целевую аудиторию
Главная задача этого этапа — создать максимально точный и подробный портрет потенциального клиента. Такой портрет включает возраст, пол, образование, сферы занятости, уровень доходов, привычки и хобби.
3. Проанализируйте конкурентов
Для этого нужно определить основных игроков в вашей нише, их преимущества и слабые стороны. Попытайтесь понять, какая доля рынка им принадлежит, а также исследуйте их тактику продвижения. Ценно всё, что найдете: упоминания в СМИ, аналитика позиций в поисковой выдаче, трафик на сайте. Также, если это возможно, можно лично протестировать их продукт и услугу.
4. Проведите SWOT-анализ
Опишите состояние проекта через ключевые аспекты внешней и внутренней среды: сильные и слабые стороны, возможности, угрозы. О том, как проводить SWOT-анализ, подробнее читайте в нашей статье.
5. Создайте карту пути пользователя
Customer Journey Map (карта пути пользователя, CJM) — это путь клиента от первого касания сайта до покупки. Чем он проще и короче, тем лучше конверсия. Не забывайте корректировать CJM после того, как получите обратную связь от пользователей.
6. Определите приоритетные функции
Сократите список функций MVP до минимума, оставьте только то, что решает проблему клиента и выражает основную ценность продукта. Так вы сможете сосредоточиться на главном, а дополнительные возможности дорабатывать позже, одновременно получая отклик от клиентов.
7. Выберите стратегию создания MVP
Это переход к практической части работы. Есть разные варианты разработки MVP продукта, например, Scrum, Kanban или Extreme Programming. Иногда методы сочетают или дополняют.
8. Проведите тестирование
Сначала MVP проходит тесты внутри команды проекта. Через некоторое время проводят бета-тестирование с помощью внешней аудитории. После обновления продукт снова проходит бета-тестирование до завершения разработки.
Если вам нужно подтянуть знания в разработке продукта, посмотрите курсы ниже. Возможно, они помогут вам усовершенствовать продукт и более успешно вывести его на рынок.
Что делать после запуска MVP
Если MVP выстрелил
Если запуск прошёл успешно, для стартапа всё только начинается. С самого начала нужно собирать и анализировать обратную связь от пользователей. Эта информация — самое ценное, она поможет понять, какие у продукта перспективы, устранить проблемы и улучшить продукт.
Если MVP не оправдал ожиданий
Суть MVP в том, что он позволяет оценить потенциал проекта на ранней стадии, пока туда ещё не заброшено много ресурсов. При негативном сценарии вы сможете проанализировать обратную связь и понять, что было сделано неверно. Как минимум, вы поймёте реальную ситуацию на рынке и будете опираться на факты, а не только на свои предположения. Эти сведения можно использовать, чтобы посмотреть на продукт под другим углом и изменить его.
Можно слить много сил и денег, разрабатывая сложный проект, который в результате не попадёт в целевую аудиторию. А можно выпустить его минималистичную версию, быстро собрать отзывы, анализировать их, обновлять продукт и делать его всё лучше и лучше, шаг за шагом добиваясь успеха.
* Instagram — социальная сеть, которая запрещена в РФ.